Раздел 1. Введение в статистику
СТАТИСТИКА
Методическое пособие
Специальность
«Экономика и бухгалтерский учет»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | |
1. Тематический план дисциплины | |
2. Содержание дисциплины | |
3. Практические работы | |
3.1. Тематика практических работ | |
3.2. Методические указания по выполнению практических работ | |
4. Общие методические указания по написанию домашней контрольной работы | |
4.1. Варианты домашней контрольной работы | |
5. Вопросы для подготовки к экзамену 6. Примерный перечень практических заданий для подготовки к экзамену | |
Литература |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина “Статистика” является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Цель изучения дисциплины “Статистика” раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации; помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей, познакомить с формами и порядком составления действующей статистической отчетности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
· о системе показателей, общих правилах и принципах статистического исследования;
· о природе статистических совокупностей;
знать:
· экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;
уметь:
· применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач хозяйственной и финансовой деятельности организации;
· оформлять результаты статистических исследований;
· делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей;
· использовать компьютерную технику в режиме пользователя;
· использовать экономическую, нормативно-управленческую документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности;
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Программа рассчитана на 58 часов, в том числе аудиторных – 20 часов, для базового уровня профессионального образования заочной формы обучения.
Для студентов заочного отделения кроме рабочей программы в данном методическом пособии разработаны методические указания по изучению каждой темы программы со списком литературы.
Для проверки степени усвоения изученного учебного материала в конце каждой темы, после методических указаний, даны вопросы для самопроверки, на которые студенты должны ответить, изучив соответствующую литературу, а также студенты должны выполнить практические работы, обозначенные в тематическом плане как самостоятельная работа. Для этой работы выделено 10 часов, оставшиеся 8 часов – аудиторная работа по выполнению практических заданий во время лабораторно-экзаменационной сессии. Тематика практических работ, цели и задачи по их выполнению представлены в данном методическом пособии. Выполненные самостоятельно практические работы должны быть представлены преподавателю для отчета на сессии и служат допуском студента на экзамен.
В процессе изучения дисциплины «Статистика» студенты заочного отделения выполняют домашнюю контрольную работу и сдают экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Кол-во аудиторных часов при заочной форме обучения | Самост. работа | ||||
Всего | Лекции | Практ. | Всего | Лекции | Практ. | |||
Раздел 1. Введение в статистику | - | - | ||||||
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики | - | - | - | |||||
Тема 1.2. Организация статистики в РФ | - | - | - | - | ||||
Раздел 2. Статистическое наблюдение | - | - | - | |||||
Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения | - | - | - | - | ||||
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения | - | - | - | - | ||||
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных | ||||||||
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки | - | - | - | - | ||||
Тема 3.2. Метод группировок в статистике | - | - | ||||||
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике | - | - | - | |||||
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных | - | - | - | |||||
Тем 4.1. Статистические таблицы и графики | - | - | - | |||||
Тема 4.2. Построение диаграмм | - | - | - | - | - | |||
Раздел 5. Статистические показатели | ||||||||
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике | - | - | - | - | ||||
Тема 5.2. Средние величины в статистике | ||||||||
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике | - | - | - | |||||
Тема 5.4. Структурные характеристики вариационного ряда | - | - | - | |||||
Раздел 6. Ряды динамики в статистике | - | |||||||
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики | - | |||||||
Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда в рядах динамики | - | - | - | - | ||||
Тема 6.3. Модели сезонных колебаний | - | - | - | - | ||||
Раздел 7. Индексы в статистике | ||||||||
Тема 7.1. Понятие об индексах, их значение | - | - | - | |||||
Тема 7.2. Индексы количественных и качественных показателей | - | - | - | - | - | - | ||
Тема 7.3. Исчисление и анализ индексов в статистике | - | - | - | |||||
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике | - | - | - | |||||
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности | - | - | - | - | ||||
Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения | - | - | - | - | ||||
Раздел 9. Статистическое изучение связей между явлениями | - | - | - | - | ||||
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями | - | - | - | - | ||||
Тема 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ | - | - | - | - | ||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение в статистику
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
Предмет и метод статистики.
Статистическая совокупность, закон больших чисел, статистическая закономерность. Задачи и функции статистики в условиях перехода к рыночной экономике. Основные приемы и способы статистического исследования.
Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики.
Литература
1. Мхиторян В.С. Статистика. – М.: Мастерство, 2001, с 3-12.
2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев Е.Н. Общая теория статистики.- М.: ИНФРА-М, 1998, с.3-26.
3. Спирина А.А. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1997, с. 3-19.
Методические указания
Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающие интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой, принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результат реформ.
Прежде всего студенты должны запомнить, что предметом статистики являются размеры массовых общественных явлений, а затем уже приступить к изучению статистических методов. Метод - способ изучения предмета. Существуют следующие статистические методы: статистические наблюдения, сводки и группировки материалов наблюдения, обобщения и научного анализа результатов статистического наблюдения.
Изучением экономического и социального развития стран, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, совокупность которых называется статистические службы
В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).
Система органов государственной статистики образована в соответствии с административно-территориальным делением страны.
В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики, в России создан и функционирует Единый государственный реестр (регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). Цель его создания - обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда.
Информационный фонд состоит из четырех разрядов:
1. Идентификационный;
2. Классификационный;
3. Справочный;
4. Экономический.
Принципы:
· централизованное руководство,
· единое организационное строение и методология,
· неразрывная связь с органами государственного управления.
Система государственной статистики имеет иерархическую структуру. Эта структура имеет федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.
Госкомстат имеет управления, отделы, вычислительный центр.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое статистика?
2. Какова связь статистики с экономикой, бухгалтерским учетом, анализом хозяйственной деятельности?
3. Что является предметом статистики?
4. Что является методом статистики?
5. Какие статистические методы применяются для изучения массовых общественных явлений?
6. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?
7. Каковы задачи государственной статистики в условиях перехода к рыночной экономике?
8. В чем заключается сущность разделов информационного фонда?