Аттестация персонала различных культур
Рассмотрим параметры осуществления аттестации в различных организационных культурах.
В иерархической культуре аттестация — одно из важнейших проявлений ее регламентов. Если процедура установлена, то она должна выполняться четко, в положенное время, по строго заведенному порядку. При этом форма играет более важное значение, чем содержание, а в содержании большое значение придается показателям более формального характера — возраст, стаж, знание отечественного и зарубежного опыта, знание иностранных языков и т.п. Набор показателей, составляющих основу системы аттестации одной из иерархических культур, приведен в табл. 7.2.2.
395
396
Таблица 7.2.2
Окончание табл. 7.2.2 |
Проведение аттестации в бюрократической культуре способ-ствует ее укреплению путем:
1) усиления иерархической зависимости и подчиненности при проведении оценки сотрудника руководителем;
2) укрепления регламентирующих основ культуры;
3) усиления зависимости продвижения по служебной лестнице ОТ определенных формализованных характеристик.
Управление наемными работниками в организации с иерархической культурой озабочено гарантией занятости, поэтому аттес-гвция носит воспитательный, а не карательный характер, работника не увольняют, а указывают ему на его недостатки, работнику выделяют наставника, помогающего ему подчиниться установленным регламентам. Такие критерии, как способность к творчеству, предприимчивость, находятся на последнем месте и не являются опре-нсляющими, поэтому трудно даже представить, сколько рационализаторских предложений в иерархических культурах не получают аюего воплощения в силу разных барьеров иерархии, какое количество запатентованных изобретений и открытий не реализовано.
В адхократтеской культуре, напротив, этот критерий будет определяющим, поскольку суть этой культуры составляют управление новаторством, экспериментирование, атмосфера творчества, неординарность, нестандартность, свободомыслие. В силу этого про-11сдура аттестации кажется несколько неуместной и чужеродной в такой культуре: как методом экспертной оценки можно аттестовать гения, чаще всего непонятого и невоспринимаемого окружающими; какие критерии и показатели сравнения использовать, если дан-пая культура в основном ничего не предписывает и не регламентирует? Поэтому аттестация практически не используется в компаниях, в которых превалирует адхократичесая культура, — к таким компаниям в России можно отнести студии дизайна, рекламы, шоу-бизнеса, Р/?-компании и т.п.
397
Рыночная культура, пребывающая в постоянной конкурентно! борьбе и ориентированная на контроль и отслеживание успехов ка* дого сотрудника в области удовлетворения потребителей, исполь зует механизм аттестации весьма охотно. Но для нее важна не стольм форма, сколько содержание оценки персонала. Поэтому аттеста ционные формы здесь, как правило, более объемные и прорабо танные по показателям, определяющим рыночный успех компании
В качестве примера приведем аттестационный лист сотрудника АО I «Стинс коман»'.
Первый раздел предполагает самооценку специалистом своего труда i и критериям полноты выполнения плановых заданий, качества, объема ш к плановых работ.
Во втором разделе непосредственный руководитель комментирует самооценку работника и оценивает его сильные и слабые стороны, соотнп ствие уровню корпоративной культуры, полноту и качество работы.
В третьем разделе вышестоящий руководитель выражает согласие mil несогласие с оценкой непосредственного руководителя.
В четвертом разделе оценка специалисту дается руководителями вз;ш модействующих подразделений, что особенно важно, поскольку срывы приводящие к снижению качества работы с заказчиком, достаточно часп возникают в силу отсутствия корпоративности, в силу стремления уйти 01 ответственности, непонимания своего места и роли в общей деятельности компании, «перетягивания одеяла на себя».
Отсутствие у сотрудника навыков эффективного взаимодействия может стать его решающим недостатком при вынесении решения в пя том разделе, несмотря на успешность выполнения сотрудником основ ных обязанностей.
Основная цель аттестации персонала рыночной культуры — это упри и ление его развитием, поэтому вместе с индивидуальными проблемами каж дого сотрудника определяются общие, характерные для всего персонал! проблемы и намечаются пути их решения, в том числе с помощью программ профессионального образования. Это способствует установлению еще более напряженных показателей на более короткий срок, росту внимания к удовлетворению потребностей заказчиков, росту конкурентоспособности, укреплению рыночной организационной культуры.
Наиболее совершенным инструментом оценки деятельности персонала организации независимо от вида ее культуры является система ключевых показателей эффективности Key Performance Indicators (KPI).
Она существенно снижает риск субъективизма при оценке результатов труда и уменьшает количество конфликтов, связанных с процессом оценки персонала. Основные принципы данной системы:
• личная ответственность сотрудника за достижение целей;
1 См.: Технологии управления персоналом в России. — М: HRC, 2001. — С.76-78. 398
• закрепление за работником конкретных задач и приоритетов в работе;
• координация личных и корпоративных задач и целей;
• возможность коррекции целей и показателей;
• единый механизм для планирования, оценки и развития.
На основании данных принципов строятся система оплаты труда
(переменная часть), нематериальная мотивация (поощрение личной и групповой эффективности в соответствии с установленными целями), система оценки персонала.
Как измерить эффективность деятельности конкретного сотрудника?
Если работа сотрудника связана с телефонными переговорами, ГО отслеживают процент звонков, которые он не успел обработать, И среднюю продолжительность звонка; если речь идет об эффективности работы продавца, учитывать надо не только объем продаж, но и количество встреч, рекламаций, число постоянных клиентов.
В международных корпорациях, где практикуется управление по целям, существует большое количество KPI, специальные матрицы, по которым отслеживается эффективность сотрудника.
399 |
Вот, например, как могут выглядеть АТТдиректора по персоналу:
Отслеживание KPIn статистика по ним дают возможность ami нировать будущие изменения.
А. Литягин, основатель и президент компании HRC1, предлагает ус ловно разделить всех сотрудников на четыре категории — «профи», «богема», «неудачники», «старательные» (рис. 7.2.1). Цель работодли-ля — сделать из всех «профи», работающих с максимальной отдачей Для этого «неудачников» надо увольнять, «старательных» — учить, ,i «богему» (таланты) — мотивировать.
Рис. 7.2.1. Типология персонала (отработанное время/результат МВО)
Управление по целям (УПЦ) — это постоянный процесс с постоянным определением целей, измерением результатов и обрат-
1 http://lityagin.ru/shop/4.html 400
КОЙ связью. Аттестация по международным стандартам проводится ПО трем группам критериев: результативность сотрудника; общекорпоративные компетенции (соответствие общим требованиям, умение работать в команде, клиентоориентированность и т.д.) и i пецифические компетенции на каждом рабочем месте. Если ком-пиния нерезультативна, а ее результативность складывается из результативности отдельных сотрудников, ее вытесняют с рынка. По-пому вес результативности в общей оценке постоянно растет, а соответственно, растет и заинтересованность в том, чтобы разви-иплись технологии постановки цели и оценки результатов, в том числе и специальные компьютерные программы.
Оплата связана с квалификацией, а премия — с результативностью.
УПЦ — это стандарт управления, а корпоративная культура — следствие технологий, которые применяются внутри компании. И этом смысле управление по целям —- очень жесткая, рациональная культура. Она накладывает ограничения на действия со-i рудников и, прежде всего, менеджеров1.
Основной принцип, обеспечивающий успешность внедрения системы оценки по ключевым показателям эффективности, — строгое соблюдение вертикальной модели планирования критериев эффективности.
Процедура разработки ключевых показателей эффективности схожа с процедурой УПЦ, только в качестве целей устанавливаются конкретные критерии эффективности. Затем определяется «вес» каждого ключевого показателя эффективности, причем генеральный директор определяет показатели и их «вес» для топ-менеджеров, те, в свою очередь, — для своих непосредственных подчиненных и т.д.
Приведем пример разработки ключевых показателей эффективности компании1.
1 См.: Опарина Н.Н. Стратегический курс, или Система координат для оценки // Справочник по управлению персоналом. — 2005. — № 4.
401
Каждая задача должна быть представлена в соответствующих пок« зателях эффективности. Например, вот как расписывается задача обеспечения организации квалифицированными кадрами.
Результаты деятельности сотрудника оценивает его непосредственный руководитель в два этапа: 1) рассчитывается эффективность деятельности по результатам отчетного периода по каждому оценочному листу (подсчет баллов с учетом весовых коэффициентов); 2) проводится оценочное собеседование руководителя и сотрудника с обсуждением достигнутых результатов, проблем сотрудника, приоритетных целей и показателей на следующий период и путей их достижения.
По итогам оценки принимается решение о вознаграждении. После внедрения системы KPI доход сотрудника, как правило, складывается из фиксированной составляющей как компенсации за качественное выполнение должностных обязанностей и соответствие работника требуемому уровню компетенций и из переменной части, мотивирующей на достижение целей компании, командного и личного результата, выраженного в виде ключевых показателей. Сегодня основное конкурентное преимущество компаний — грамотный, тренированный, «агрессивный» менеджмент. Только умение управлять позволяет создавать сильные корпорации, холдинги.
Для клановой культуры характерны наделение работников общими полномочиями и вовлечение их в бизнес, общение на параллельных уровнях (по горизонтали), забота о работниках и ощутимое признание их заслуг, функционально-перекрестная бри-
402
i пдная работа. Демократизм общения предполагает наилучшим средством аттестации метод оценки всех всеми (по принципу «360°»). Устанавливаются параметры оценки, составляется форма и с помощью внутренних компьютерных сетей рассылается всем членам бригады, которые должны выставить оценки по че-гырехбалльной (или пятибалльной) системе. Затем выводится средний балл и принимаются необходимые решения. Пример формы оценки.
Использование локальных сетей позволяет проводить такую оценку сколь угодно часто при минимальных затратах времени.
Трудно переоценить влияние систем аттестации и оценки персонала на укрепление организационной культуры. В логично продуманной и выстроенной культуре организации при любых системах оценки всегда необходимо исходить из критериев и норм )той культуры, проводя ранжирование, составляя рейтинги, оценивая результаты деятельности или личностные качества сотрудников и т.д. Любые нарушения кодексов, отклонения от ценностей культуры и ее миссии являются негативными факторами и подлежат соответствующему анализу и оценке. Следует исходить из того, что качества и способности сотрудников усиливают или ослабляют тот или иной тип культуры.
Скажем, индивидуализм, склонность к риску, предвидение будущего будут естественными для персонала адхократической культуры, стоящей па позициях новаторства, предпринимательства, адаптируемости и гибкости; для бюрократической культуры, характеризующейся формаль-
403
ными правилами, официальной политикой и плавным ходом деятель ности организации, эти же качества будут нежелательными.
Следовательно, параметры и критерии оценки, показатели ком петенции персонала для различных организационных кулыу| должны дифференцироваться.
Адекватными виду культуры организации должны быть все элементы системы оценки и аттестации персонала. Только в этом случа она начинает выполнять свое главное предназначение — повыша i эффективность управления человеческими ресурсами организации
Креативность мышления персонала, разрабатывающего и про водящего оценку, заключается в способности переосмыслить тра диционные подходы с позиций постулатов своей культуры. Не обходимо определить, все ли показатели аттестационного лисп важны для культуры организации; раскрывают ли они ее мис сию; характеризуют ли наличие у сотрудников необходимых ка честв; учитывается ли при аттестации и оценке сотрудников самое главное — культура организации.
Пример из практики — аттестация низового персонала в группе ком паний «Русская корона»1.
В группах этих компаний низовой персонал проходит процедуру ;п тестации ежемесячно, а не один раз в полгода или в год — иначе бу дет потерян контроль над работой сотрудников.
Отличать лучших от остальных
Потребность отличать лучших от остальных стала причиной созда ния системы аттестации должностных лиц. В России она нашла cbol применение в первую очередь на государственной службе и в очен крупных негосударственных компаниях, и лишь в последние 5—7 лс большинство коммерческих структур тоже используют эту систему Аттестация кадров — это определение соответствия деловой квалифи кации, уровня знаний и навыков работника, иных его значимых качес п занимаемой должности. Она направлена на улучшение качественноп состава персонала и эффективное его использование, рост служебшм и трудовой активности, предприимчивости, повышение ответственности работников всех уровней за порученное дело.
В системе аттестации важная роль отводится оценке персонала. Она является показателем степени соответствия аттестуемого предъявляемым требованиям по работе. С помощью выбранных критериев и показателей собственно и происходит процедура оценки соответствия занимаемой должности того или иного сотрудника.
Схема оценки
В компании аттестуются страховые агенты всех категорий (за исключением главных специалистов), менеджеры по привлечению клиентов и менеджеры по обслуживанию клиентов.
! См.: Бирюк А., зам. генерального директора по персоналу группы компаний «Русская корона». Аттестация низового персонала в группе компаний «Русская корона» // Бизнес без проблем. — Персонал. — 2002. — № 5.
404
Эти категории сотрудников целесообразно оценивать один раз в ме-ОЯЦ— для организации, работа которой построена на привлечении и обслуживании клиентов, продаже услуг такая цикличность оценки яв-шется оптимальной.
На заседание аттестационной комиссии приглашается группа сотрудников одного направления деятельности во главе со своим непосред-I темным руководителем, и большое жюри на основе предоставленных данных оценивает в присутствии этой группы результаты деятельнос-i и каждого ее сотрудника.
В компании стараются, чтобы каждый топ-менеджер побывал хотя бы на одной аттестации в месяц в качестве «почетного председателя», особенно если курируемое им направление постигла неудача в отчет-пом месяце. Члены комиссии меняются раз в квартал, их число состав-шет 3-5 человек. Количество сотрудников направления не превыша-С i 20 человек; в месяц подвергаются аттестации не более 200 человек — но максимальное число низового персонала указанной категории.
Происходит детальная оценка слабых и сильных сторон, степени реализации потенциала каждого сотрудника, конкретных результатов его деятельности. Выявляются лучший сотрудник направления, который немедленно премируется, и худший сотрудник, которому предстоит весь следующий месяц работать под присмотром персонального куратора (он и представит к следующей аттестации свои предложения относительно дальнейшего использования услуг этого работника).
Аттестационная комиссия выделяет также группы сотрудников, работающих стабильно с высокими результатами, работающих стабильно устойчиво и работающих с переменным успехом. К работающим «стабильно с результатами» относятся не только сотрудники, перевыполняющие план, но и те, кто творчески подходит к его реализации. В зависимости от принадлежности к одной из групп сотрудник ежемесячно получает ранжированный доход и пользуется соответствующими привилегиями.
Результаты оценки труда каждого сотрудника и пожелания аттестационной комиссии передаются по внутренним коммуникационным каналам и доступны любому работнику организации.
Таким образом, аттестация в этом случае является одним из элементов не только оценки деятельности персонала, но и мотивации и стимулирования труда. В таком варианте она не носит формальный характер. В начале процедуры каждый сотрудник указанной категории персонала отчитывается за выполнение месячного плана работы, его отчет дополняется комментариями линейного руководителя. Аттестуемому дается возможность не только услышать безапелляционный приговор жюри, пои узнать профессиональную оценку своей работы авторитетными людь-ми организации, входящими в аттестационную комиссию, самому участвовать в собственной оценке, апеллировать к высшему руководству организации при несогласии с итоговыми выводами.
Персональный куратор
Выявление худшего сотрудника не должно стать самоцелью этого процесса. Но если он все-таки есть, то ему надо помогать, и здесь немалую роль играет персональный куратор, который весь последующий
405
месяц не только контролирует работу этого сотрудника, но и помоги ет построить ее оптимальным образом для выполнения индивидуального плана.
Персональный куратор за дополнительную нагрузку получает ни дивидуальную надбавку к ежемесячному доходу. Эта надбавка имеет нижнюю и верхнюю границы и определяется по результатам месячио! работы курируемого сотрудника.
Не менее пристальное внимание уделяется и группе сотрудником работающих с переменным успехом. Как правило, такие сотрудники улучшают свои показатели, но в любом случае не надо торопиться с их увольнением — лучше предложить им другой участок работы.
Карьера низшего звена
Постоянно обновляемая и надлежащим образом зафиксированная им формация о результатах деятельности конкретных сотрудников помогает руководителю, вынужденному при принятии управленческих решение (связанных, например, с должностными перемещениями) ориентироваться исключительно на собственную оценку (не всегда имеющую, особенно в гла зах его подчиненных, достаточно объективный характер).
Для того чтобы управлять карьерой низшего персонала, надо постоянно выявлять сотрудников, которые добросовестно и качественно выполняют свою работу, но на что-то большее не способны. Эта группа сотрудников (конечно, при наличии соответствующих задатков) — в будущем хорошие персональные кураторы. Они постоянно находятся в низовой среде и, сами того не подозревая, являются примером для подражания. Другой группе сотрудников, имеющих соответствующий авторитет и наклонности, целесообразно придать статус «играющих тренеров», третью группу, в которую входят сотрудники, наделенные высокими потенциальными возможностями, необходимо готовить к продвижению по иерархическим ступеням во всей организации.
Ежемесячная оценка низшего персонала с оперативной корректировкой его деятельности позволяет добиться за 1—1,5 года повышения количественных и качественных результатов труда, снижения текучести кадров и ее стабилизации на достаточно низком уровне, роста приверженности организации и удовлетворенности трудом.
Публичность оценки
Нет ничего плохого в публичности оценки. В этом случае выигрывают не только добросовестные работники, но и весь коллектив организации которому становятся видны успехи и недостатки в работе, динамика развития организации, неформальный подход к делу, заинтересованность руководителей всех уровней. Публичное определение месячного вознаграждения тоже показывает сотрудникам заинтересованность руководства организации в соблюдении принципа «каждому — по труду», исключает распространенные в любых структурах пересуды по поводу наличия «лю-