Масленникова Фаина Ананьевна
(1923-2004)
Записано в 1993 году
Сейчас я живу на Украине. В Мариуполе. Но Север навсегда стал мне родным. Недавно я приехала навестить родственников, вновь увидела Кировск и... вспомнила о былом.
В далёкое прошлое ушёл 1931 год... Смотрю в сторону 16-го километра... Красивые высокие дома, освещённые солнцем. А как было тогда, много лет назад?
А тогда, 7 июля 1931 года, сюда, на 16-й км, прибыл очередной эшелон «теплушек» со спецпереселенцами. Прогремели запоры, открылись двери, и полетели под откос мешки с вещами раскулаченных. Привезли их из Псковской, Ленинградской и Калининской областей. В этом эшелоне была и я вместе с отцом, матерью и сестрой. Мне было 8 лет, сестре — 18. Конвоя, сопровождавшего эшелон из Пскова, уже не было. На 16-м км стояли палатки, приготовленные для нас.
А началось с того, что в ночь на первое июля 1931 года в маленькую деревню Аполье Пушкиногорского района прибыли подводы с милицией для отправки трех семей, раскулаченных и намеченных для выселения на Север. Везли нас в товарных вагонах, битком набитых людьми, среди которых были больные и немощные. Двери закрыты, чуть свет в маленькое окошко под потолком. Посредине вагона «ведро-туалет», завешено дерюгой. И только после Ленинграда открыли двери и под конвоем выпускали из вагона «по нужде». В конце пути нас встретили тучи комаров. И совсем не было птиц, они прилетели потом. Начали умирать старики и дети. Вскоре умер мой дядя.
Раскулаченные должны были освоить Север. Начали дружно строить новый город - Хибиногорск. На строительстве кинотеатра «Большевик» работала моя восемнадцатилетняя сестра Феня. Сооружались школы и другие объекты. Мой отец Ананий Лазаревич Лазарев был хорошим плотником и принял участие в постройке бараков в поселке Юкспор. Вот мы переезжаем из палатки в барак на Юкспоре. Сеней нет. Посредине помещения одна печка-буржуйка. Людей — битком. Зима. Холодно. Одной печкой не обогреешь такое помещение. Фанерные стены барака покрылись влагой, заплесневели.
Похороны спецпереселенца. В центре – девочка Фая (автор). Крайняя справа – ее сестра Феня.
В 1932 году я пошла в школу. Бумаги не было, учебников тоже. Но были чудесные учителя, например, математик Валерьян Дмитриевич (фамилию не помню). А ученики были разных национальностей — русские, эстонцы, латыши, немцы и другие. Но мы все были дружны: так нас воспитывали. Над школой шефствовал фосфорный завод. Шефы помогали не только материально. Они всегда приходили в школу, и, конечно, в праздники. Для нас шефы были примером. Прекрасный человек Михаил Суроев очень часто бывал в нашей школе. Нам помогали старшие товарищи, и жизнь у нас кипела. Мы пели в школе, по радио, потом на городских концертах, ездили в областной центр. К сожалению, забыла фамилию преподавателя по пению. Его имя Соломон. Вскоре он был расстрелян. /Вероятно, это Соломонов Дмитрий Кириллович, 1897 года рождения, русский, учитель, арест. 8.12.37. Расстрелян 22.10.38 — В. Т./.
Благодаря раскулаченным труженикам город рос быстро. Сносили палатки, шалманы.
1933 год. Голод. Ели мороженую картошку, тресковые головы, вонючую хамсу, кильку. Но несмотря ни на что, мы жили и учились.
В 1938 году я закончила неполную среднюю школу на Юкспоре и продолжала учёбу в школе № 1 Кировска, 1938-1941-й - самые чудесные школьные годы. Прекрасные учителя - математик Иван Сергеевич Семёнов, наш классный руководитель, преподаватель истории и директор Воробьёв и другие. Они были не только нашими учителями, но и друзьями. Наш класс был дружный. Мы не знали, кто был спецпереселенцем, а кто из вольнонаёмных. Учителя не только давали нам знания, но также учили нас жить, уважать друг друга.
Наш 10-й «Б», в котором учились Е. Сизак, В. Трофимова, М. Алексеев, Н. Евченко, В. Хазов, В. Новикова, В. Соловьёв, М. Большина, Ф. Лазарева и другие, был на первом месте по успеваемости. Мы не только учились, но и жили жизнью города: устраивали культпоходы, ставили спектакли, например, по книге Николая Островского «Как закалялась сталь».
Мне приходилось возвращаться из школы домой поздно вечером, идти три километра пешком на Юкспор, но шла я без страха. Тогда у нас никого не убивали и никого не грабили.
В 1941 году мы расстались... Где они сейчас, мои друзья по школе? Многие мальчики погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Не верю, что правительство не знало о нападении Гитлера на СССР.
В 1940 году в Кировск прибыли воинские части. В школе ввели военное дело. Готовили бомбоубежища. Из Кировска в Алтайский край вывезли немцев, финнов, поляков, эстонцев, латышей.
Некоторые хотят, чтобы снова пришёл к власти новый Сталин, чтобы навести порядок. Представляют ли они, кто такой Сталин? Он разорил деревни, выслав так называемых кулаков. А мои родители были простыми тружениками, крестьянами. При Сталине ночами увозил «чёрный ворон» невинных людей, которых потом расстреливали. Этого не забыть.
А сейчас, побывав в Кировске, хочу пожелать ему спокойствия, чтобы пережить и это трудное время.
.