Слишком мягкие руководители
Вопрос: Господь Вишну воспользовался хорошими качествами Анги, чтобы доставить ему боль. В стихе говорится, что, поскольку Анга был великодушен, он отдал часть сладкого напитка своей жене, несмотря на то, что она была недостойна этого. Этот поступок Анги впоследствии стал причиной страданий не только для него самого, но и для его подданных, ибо все, что происходит с царем, отражается и на его подданных. Какова ответственность лидера за неправильное решение (или за так называемое «великодушие»), в результате которого страдают его подчиненные? Зависит ли это от мотивов, которыми он руководствовался? На каком этапе лидер и его подчиненные могут надеяться на божественное покровительство? И как быть руководителю, если, стремясь поступать праведно, он обрекает на страдания своих подопечных?
Ответ: Божественный монарх (или истинный лидер) всегда берет на себя ответственность за свои ошибки, особенно если из-за них страдают его подопечные. Поэтому он тщательно взвешивает все «за» и «против», прежде чем приступить к осуществлению того или иного плана. Истинный лидер всегда осторожен, ибо понимает, что от него зависит благополучие людей. Поэтому маловероятно, что он проявит некомпетентность или совершит какую-то глупость. Если же он не знает как лучше поступить, такой руководитель посоветуется с другими компетентными людьми, которыми он себя окружает. Если же он все же совершает ошибку, то обязательно извинится и постарается возместить причиненный ущерб. Истинный лидер не станет отрицать свою ошибку или перекладывать вину на других.
Что касается милости Бога, то доступ к ней всегда открыт. Господь никогда не лишает нас Своей милости, и нет такой ситуация, пусть даже самой неблагоприятной, которую нельзя было бы рассматривать как полезный урок или ценный опыт.
Без сомнения, роль наставников очень велика, и благодаря их помощи боговдохновенный лидер, имеющий искренние намерения, сможет свести к минимуму ошибки и недоразумения. Лидер, всегда готовый принять от наставников хороший совет и благословения, никогда не будет обделен их заботой и покровительством и, в свою очередь, сможет позаботиться о других. Такой лидер знает, каковы последствия неправильного руководства и злоупотребления властью. Он понимает, насколько серьезными могут быть эти последствия; и, подобно отцу или матери, старается немедленно исправить ситуацию, если оказывается, что его действия поставили в трудное положение тех, кто находится под его опекой. Божественный монарх или могущественный лидер-слуга заботится о своих подчиненных так же, как мать заботится о своих детях; он знает нужды своих подопечных так же хорошо, как мать знает нужды своих отпрысков. Благодаря такой заботе и сам лидер, и его подопечные неизменно оказываются в выигрыше; между ними возникнет постоянный обмен чувствами взаимной благодарности и любви, что служит источником вдохновения как для лидера, так и для его последователей.
СИЛА АСКЕЗЫ
Вопрос: Заслуживает внимания тот факт, что Вену стал царем только потому, что трон остался пустым после исчезновения его отца. Помимо того, что Вену отверг наставления отца, он был еще и одним из немногих правителей, упомянутых в «Шримад-Бхагаватам», которые взошли на трон, не имея за спиной багажа аскезы. Вену не признавал высшей власти; напротив, он узурпировал положение Бога, называл себя Всевышним и обвинял мудрецов, настаивавших на поклонении Господу Вишну, в нелояльности, сравнивая их с женщинами, которые, оставив своего мужа, отправились поклоняться любовнику («Шримад-Бхагаватам», 4.14.23). Даже величайшие из описанных в ведической литературе демонов - - Равана и Камса — признавали высшую власть и совершали аскезу ради обретения могущества. Таким образом, Вену в этом смысле занимает особое положение. Говорится, что восемь мистических совершенств, которые помогают ему править страной, царь обретает благодаря аскезе, которую он совершал до того, как занял этот пост («Шримад-Бхагаватам», 4.14.4).
Почему же аскеза так важна для будущего царя? Что, помимо мистического могущества, она дает?
Ответ: На санскрите это называется тапасъей. Аскеза может совершаться как ради материальных благ, так и ради духовных. Когда целью аскезы является духовный прогресс или обретение сознания Бога, она называется тапо-дивъям. Аскеза помогает нам сконцентрироваться на цели, какой бы она ни была. Говоря материальным языком, аскеза помогает человеку развить «мягкие» и «жесткие»* *( компьютерная терминология: оборудование и программное обеспечение, (прим. перев.)) навыки, которые могут помочь ему осуществлять руководство. Под «мягким» и «жестким» я имею в виду способность к коммуникации («мягкое») и физические данные («жесткое»). Совершение тапо-дивъям усиливает наши врожденные способности, позволяя развить отречение, увеличить энтузиазм и стать более сострадательным и понимающим. Аскеза, совершаемая ради материальных целей, приносит подобные, но менее значительные результаты и, как правило, не способствует развитию отречения. Проблемы, как правило, связаны с эмоциональными привязанностями и слабостями лидера, а не с чем-либо другим. Совершение аскезы может помочь лидеру обрести видение перспективы и меньше зависеть от прихотей ума. Кроме того, это позволяет развить достаточное отречение, что, в свою очередь делает возможным обретение подлинной целостности личности.
Аскеза в наибольшей степени необходима тем, кто стремится развить самоконтроль и сформировать характер. Существуют различные виды аскезы: аскеза ума, аскеза речи и аскеза тела. Иными словами, точно так же, как невоспитанный человек своими мыслями, словами и поступками причиняет людям беспокойство, практикующий аскезу ума, речи и деятельности делает жизнь других более счастливой.
Аскеза ума включает позитивное мышление, сострадание, отказ от вожделения и помогает сконцентрироваться на заботе о людях. В «Бхагавад-гите» говорится:
«Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума».
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет в комментарии:
«Чтобы сделать ум аскетичным, необходимо воздерживаться от чувственных удовольствий. Ум следует приучить всегда думать о том, как делать добро другим. Лучший способ обуздать ум — быть сдержанным в мыслях. Человек никогда не должен отклоняться от сознания Бога, а также избегать чувственных наслаждений. Очистить свою природу — значит развивать в себе сознание Бога. Обрести удовлетворенность можно только тогда, когда мы отучим свой ум думать о чувственных наслаждениях. Чем больше мы о них думаем, тем менее удовлетворен наш ум. В наше время люди без всякой необходимости постоянно возбуждают свой ум мыслями о всевозможных наслаждениях, тем самым лишая его возможности обрести удовлетворение. Самое лучшее — занять ум изучением ведических писаний, в которых есть множество интересных и увлекательных историй. Особенно это касается Пуран и «Махабхараты». Знание, содержащееся в них, очистит наш ум от материальной скверны. Кроме того, необходимо отучить ум от лицемерия и научиться заботиться о людях. Хранить молчание — значит всегда думать о природе духа. В этом смысле человек в сознании Бога всегда хранит молчание. Обуздать ум — значит оторвать его от мыслей о чувственных удовольствиях. Нужно быть прямодушным в отношениях с людьми, и тогда наше сознание очистится. Все это, вместе взятое, составляет аскезу для ума».