Представлены данные социологических исследований
Современные представления о предназначении женщины и мужчины в обществе
Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины — быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины — это работа. Теоретическое объяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у 3. Фрейда и Т. Парсонса. Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различий физиологических. Он говорил, что «ана томия — это судьба». Парсонс, представитель функционализма, считал, что мужчина выполняет роль добытчика, т. е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага — экспрессивную. Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует единственный способ — иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь. Главный статус для женщины — быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой. Такое разделение ролей между мужчиной и женщиной, с точки зрения Парсонса, будет способствовать стабильности в обществе. Впоследствии функционализм Парсонса подвергался критике.
представлены данные социологических исследований
.Исследование проводилось методом стандартизированного интервью, участниками которого стали 1008 человек от 16 до 65 лет. В целом выборка строилась по квотному принципу, классифицирующему население по основным социально- демографическим показателям: пол, возраст, род деятельности. Несколько вопросов, которые были заданы касались основного пред-назначения женщины и мужчины в обществе. Результаты опроса показали, что на степень согласия—несогласия респондентов с традиционной ролью женщины влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности, должностная позиция. Так, среди опрошенных женщин почти в 2 раза больше, чем среди мужчин, не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение — семья, муж, дети». Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины- рабочие (80%), мужчины-студенты (80%) и мужчины-предприниматели (76%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса. По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы. Что касается представлений относительно основного предназначения мужчины в обществе, то здесь мнение всех опрошенных было однозначным независимо от пола: 81% женщин и 85% мужчин считают, что работа — главное в жизни мужчины. Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью, неодинакова ( 34% женщин-рабочих, 47% женщин-ИТР, 48% студенток, 50% женщин, работающих в области просвещения, образования, здравоохранения, науки, культуры, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 66% женщин-руководителей). В целом представления опрошенных о предназначении мужчины отличаются высокой степенью однородности и традиционностью вне зависимости от пола, образования, возраста. А представления мужчин и женщин о женском предназна чении отличаются. Мнения самих женщин на этот счет более разнородны, неод нозначны и менее традиционны, хотя в целом 2/3 мужчин и половина женщин отводят женщине в идеале только роль хранительницы домашнего очага.
«Женщина работающая» и распространенные стереотипы
В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношения в семье и т. д.). Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающей женщины, препятствуют ее профессиональной самореализации
Стереотип 1. Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на ее детей. 51% опрошенных мужчин и 37% женщин разделяют это мнение. Причем мужчины-руководители выражали свое согласие с подобным мнением в 2 раза чаще, чем женщины-руководители (58% и 29%). Между тем, как отмечает Б. Фридан, результаты разных исследований пока зали, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не слишком заторможены), лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного достоинства, чем дети домохозяек. Другое исследование, в ходе которого изучались матери с высшим образованием, показало, что их работа не оказывает неблагоприятного воздействия ни на семейные отношения, ни на психологический климат в семье, ни на количество и серьезность детских проблем Исследование А. Грина выявило скрытую проблему: роль домохозяйки в семье среднего американца заставляет многих матерей подавлять и растворять в себе личность как своих сыновей, так и дочерей, формируя у них инфантилизм. Таким образом, данные разных исследований опровергают стереотипное мнение, что работа женщины оказывает негативное влияние на ее детей.
Стереотип 2. Женщина, работающая ради карьеры, заслуживает неодобрения. С этим стереотипным представлением согласны каждый второй мужчина и каждая четвертая женщина. Что влияет на степень согласия с данным мнением? Прежде всего возраст, так как молодые люди в меньшей степени подвержены влиянию данного стереотипа, и образование: чем выше уровень образования, тем меньше людей придерживаются этого мнения. Интересно, что среди мужчин- руководителей подобную точку зрения разделяют 51%, а среди женщин-руко- водителей — только 18%.
Стереотип 3. Существует прямая связь между занятостью женщин на работе и ростом преступности в обществе. В этом случае мужчины и женщины были единогласны (38% женщин и 39% мужчин). Данный стереотип распространен в значительной степени среди людей среднего и пожилого возраста.
Стереотип 4. Женщина не может быть хорошим руководителем. Этого стереотипа придерживается наименьшее количество опрошенных: так считают 24% мужчин и 17% женщин, а среди женщин-руководителей — всего 7%. Причем чем старше человек, тем в большей степени он разделяет это мнение. Если среди 16—25-летних 18% согласны с утверждением, что женщина не может быть хорошим руководителем, то среди 56—65-летних таких уже 36%. Когда респондентам был задан вопрос, как бы они отнеслись к тому, чтобы их непосредственным начальником на работе стала женщина, то мнения распре- делились следующим образом . В целом одинаковое число мужчин и женщин относятся отрицательно к тому, чтобы их начальником на работе была женщина (более 1/4 опрошенных), и больше женщин, чем мужчин, высказали положительное отношение к этому (почти каждая третья женщина и каждый пятый мужчина). По данным Санкт-Пе- тербургского центра «Женщины в управлении», на вопрос, сформулированный в режиме дихотомического выбора «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 84% респондентов ответили, что мужчину [ 8, с. 82]. А результаты опроса 1988 года, проведенного в США институтом Гэллапа, показали, что почти 50% работников не придают значения тому, кто ими руко- водит: мужчина или женщина. Но зато другая половина предпочитает находиться под руководством мужчин Существует также мнение, что многие женщины даже при наличии способно- стей к управлению не имеют внутренней установки на занятие руководящей должности. Но когда томичкам был задан вопрос: «Если бы вам предложили стать руководителем, то согласились бы вы?», каждая третья выразила свое согласие (среди мужчин — каждый второй). Причем на степень согласия у представителей обоего пола повлиял уровень образования, а у женщин — еще и наличие детей. Если среди женщин, имеющих детей, были согласны стать руководителем 23%, то среди женщин, не имеющих детей, — 38%. В целом же можно отметить, что установки на руководящую должность существуют и у женщин. Правда, в реаль- ности число женщин-руководителей невелико: из 60 млн занятых женщин лишь 1,5 млн руководителей . На такое положение дел влияет множество факторов, в том числе и осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у мужчин и женщин. Когда томичам был задан вопрос, имеют ли мужчины и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и продвижения, то 56% мужчин 168 и 64% женщин констатировали, что шансы не равны (а среди женщин-руко-водителей такого мнения придерживаются 82%). Причем, чем выше образование опрошенных, тем большая доля респондентов считают, что шансы не равны. Когда респондентов попросили выразить свое согласие или несогласие со следу- ющим мнением: «У мужчин больше интеллектуальных и физических возможно- стей для занятия престижных высокооплачиваемых должностей», то 70% мужчин и 66% женщин согласились с этим. Наименьший процент поддержавших это мнение (по сравнению со всеми опрошенными женщинами) в группе женщин, занятых бизнесом (51%), у студенток (49%) и у женщин-руководителей (46%). Женщины, выразившие согласие с тем, что у мужчин больше интеллектуальных и физических возможностей для занятия престижных должностей, объясняли это различием природных данных, «генетическими» особенностями полов, а среди женщин, не согласных с таким мнением, были объяснения следующего типа: не интеллектуальные и физические возможности мужчин и женщин, а исторически сложившаяся занятость женщин в семье не позволяет ей быть равной с мужчиной в социальном плане. Когда респондентов-мужчин спросили, как бы они отнеслись к тому, что их жена (настоящая или будущая) заняла ответственную руководящую должность, 34% ответили, что полностью поддержали бы жену, 32% согласились бы с этим, но не полностью, а с оговорками, 24% были бы против, а 10% выразили свое безразличие. Вот как мотивировали свое несогласие (полное или частичное) сами мужчины: «тогда жена не смогла бы заниматься семейными делами», «пусть, если наймет домработницу», «моя вряд ли потянет на эту должность», «такая работа ей не по интеллекту», «из-за того и развелись», «а как быть с воспитанием детей?», «ее должность должна быть ниже моей», «занял бы высшую должность, чем она», «если бы одобрил, то, скорее всего, и потерял бы».
Итак, относительно социальной роли женщины существуют два подхода: патриархальный (подчиненное положение женщины, сфера деятельности ее ограничена домом и семьей, жесткое иерархическое разделение мужских и женских ролей) и эгалитарный (равные права и возможности жизненного выбора для женщин и мужчин). Последний подход также означает, что семья, дети не должны ас- социироваться только с женщиной, а карьера — только с мужчиной. Хотя в прессе, в научной литературе мы привыкли видеть публикации, в которых слову «женщина» сопутствует слово «семья». Но крайне редки публикации под названием «Мужчина и семья», так как в общественном сознании прочно укоренились стереотипы «семья и женщина», «мужчина и карьера». В результате мы получаем издержки женского воспитания детей и другие проблемы. Поэтому общественное мнение при обсуждении таких вопросов, как современный кризис семьи, разводы, брошенные дети, более нетерпимо и склонно обвинять женщин, хотя мужчины несут равную ответственность за возникновение подобных проблем. Изменение гендерных стереотипов — процесс длительный и сложный. Еще в начале XX века американский социолог У. Липпман отмечал, что любое посягательство на стереотип представляется 169 посягательством на основы мироздания. Тем не менее происходит постепенная трансформация взглядов относительно социальной роли женщины в сторону их эгалитаризации, хотя это процесс нелинейный и неоднозначный (особенно в на- шей стране). Данная трансформация отражает, с одной стороны, перемены обще- ственной позиции женщины, с другой — изменения самосознания прежде всего самих женщин. Такие факторы, как пол, возраст и образование, оказывают наибо- лее существенное влияние на изменение гендерных представлений и установок. В заключение хотелось бы привести ответ американского писателя и историка Г. Уилса на вопрос о наиболее значительных изменениях: «За последние 40 лет статус женщин изменился так, как он не изменялся за последние четыре столетия. Ни одно изменение не затронуло так глубоко социальную сферу. Изменились отношения жены к мужу, матери к ребенку, женщин к женщинам. Этого достаточ- но, чтобы считать данный период революционным, высвободившим ресурсы половины человеческой расы»