Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм
Предмет псхд, виды. Осн задачи тестирования
1921г . – Роршех ввел термин. Псхд – отрасль психологической науки, связанная с теоретическими основами и практическими аспектами разработки, проведения и использования псих.тестов.
Общая псд – теоретическая и прикладная, связана с теоретическими основами разработки тестов.
Частная – связана с использованием тестов в конкретных областях псих-ой практики.
Психометрика: общая – измерение псих. хар-к стимула, связь м\у хар-ми раздражителя;
Дифференциальная – изучает различия м\у людьми.
Задачи:1.сфера образования (оценка способностей и знаний школьника,проверка эфф-ти обучающих программ)
2.клиническая практика (уточнение диагноза, оценка способностей детей, испытывающих проблемы в адаптации к учебе)
3.при проведении психотерапии
4.консультирование
5.сфера бизнеса и проф.деятельности (профпригодность,профориентация)
6.спорт, юридическая практика
7. для подтверждения т\иной псих.теории
История развития псхд.
Тестология – прикладная область для диагностических процедур
Книга судей (как пьет воду, такой и воин)
Пифагор отбирал учеников (беседа, наблюдение, проверка интеллекта,стойкость перед унижением)
Индийский принц (шахматы, нарды)
Китай – конкурсная основа на гос. службу. династья Минь (3 этапа)
Платон (золото, серебро, бронза, медь)
Гален пытался доказать что интеллект в мозге.
Средние века «Молот ведьм»
1649г. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (осмотр военных служащих, если здоров, то исследуют душу)
Экспер.псих. и психд.
Г. Фехнер психофизический метод исследования (1860г. – первый количественный закон)
В.Вундт первая экспериментальная лаборатория по изучению психических свойств. (считал, что нельзя исследовать высшие псих.функции)
Диффер псих
А. Бине и В. Анри 1896г доклад «Индивидуальная психология» - о возможности измерения высших псих.функций.
Френсис Гальтон наследственность на горохе, потом на людях.
1884г. антропологическая лаборатория в Лондоне (9377 человек по 17 показателям).
Развитие идей корреляционного и регрессионного анализа.
Первый создатель теста для диагностики ума, личностныз особеннотстей, ассоциаций.
Вильям Штерн 1900г «О психологии индивидуальных различий». Различия не м\у людьми, а м\у психическими функциями!!!
Джеймс Маккин Кетелл – основатель тестологии. (ученик Вундта) ввел термин «умственный тест». Тест должен отвечать требованиям (одинаковые условия, огранич времени и пр). Идея внешней валидности. Повторение теста(надежность)
Мат.статистика и психд.
Карл Пирсон коэф.корреляции
Чарлз Спирмен предложены методы для оценки надежности теста, собственный коэф.корреляции для малых выборок, основанный на ранжировании – «коэф ранговой корреляции». Разработал метод однофакторного анализа
Луис Терстоун попытался применить технику психометрического шкалирования в социологических исследованиях. Предлож метод многофакторного анализа.
А. Бине, Т.Симон попытка построить тест умственного развития. Проверка теста ДО его практического использования. 30заданий. Критерии отбора заданий:трудность, степень совпадения рез-та теста с оценкой преподавателя.
Шкала умственного развития считается первым настоящим психометрическим тестом.
История развития отеч.псхд
После окончания войны тесты стали быстро распостраняться в т.ч. и в России
К 1928г около 1300 тестов и 30млн тестовых результатов.
В осн. диагност способн, темпер, интеллект.
М.коллизий – для исслед. морального развития.
20,30е гг. развитие тестирования, психотехника, педология.
Россолимо, Бернштейн, Блонский. (1927г кронференция, дискуссия о тестах)
Споры - направления академическое и практическое.
1936г педология и психотехника признаны лженауками.
Причины: 1.политические (эти науки не дали научного обоснования идеалогии большевиков, рез-ты получились неудовлетворительными для партии)
2.Дилетанты без подготовки проводили тесты
3.У сына Сталина по тестам низкий ай-кью.
Начало 2ой мировой привело к развитию тестов 1)адаптация призывников2)профотбор летчиков.
В России тесты стали возраждаться во времена Хрущева «Психодиагностика», «Иматон», «Смысл».
Предм псхд. Теор личностных диспозиций.
Личность-ситуация
Почему:
1) Одна и та же Личность в разн сит ведет себя одинаково
2) Разные люди в одной сит ведут себя одинаково
3) Разн люди в одной сит вед себя одинаково?
Ответ: 1.существуют стойкие личн образования, кот проявляются всегда
2.сама ситуация такова что нивелирует инд различия и даёт одинак поведение
3.одна и та же ситуация воспр-ся по-разному
1 реализуется в теории личностных диспозиций. Она исходит из положения о наличии стойких личночтных особенностей, которые определяют поведение субъекта в различн.ситуациях. Эта концепция конкретизируется в 2х осн. теоретических подходах: теория черт и т.типов
Достоинства: 1. дает возможность предсказать поведение личности в т\иной сит. (принц.надситуативности)
2. выразить личностную особенность в количественной форме.
Недостаток – невозможность объяснить поведение (порочный круг)
Теория черт
Любую личностную хар-ку можно представить как точку на некоем континууме от самого низкого значения её выраженности до высокого. Оценки на этом континууме будут подчинятся закону норм.распределения.
Основатель подхода Г.Олпорт. Поведение чел-ка надситуативно во времени и пространстве. 1) Черта – это реальная хар-ка.
2) по сравнению с привычкой, черта более обобщенное кач-во
3) Ч явл-ся движущими моментами поведения
4) Ч можно эмпирически выявить
5)Ч независима от другия черт
6)Ч не есть синоним моральной\социальной оценки
7)Ч м.б. привязана либо к конкр личности, либо иметь широкое распостранение
8) поступки могут не согласовываться с чертой и это не означает что её нет.
Черты: кординальные(пронизывают всё поведение человека), центральные(часто втречаются,сост базис личности, их 3-10), вторичные (сложно обнаружить)
Р. Кетелл 16 PF, Г.Айзенк,
Кост, МакКрей большая пятерка (нейротизм,экстраверсия,открытость опыту,сотрудничество,добросовестность)
Теория типов
Единица анализа – тип – это некий усредненный человек, наделенный определенной совокупностью личностных хар-к
Кречмер, Шелдон.
Юнг экстр, интр.,ощущ, мышл, чувств, интуиция – 8типов.
Бриггс, Бриггс-Майерс – тест для опред.личностного типа. (MBTI)
Дж.Холланд 6типов профес.направленности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический.
Опросник интересов Стронга, обозрение проф.интересов Кюдера
Самоанализ проф.склонностей SDS
Ситуационизм
Поведение человека изменчиво и варьируется от сит к сит-ции.
Уолтер Мишел и Девид Питерсон – в работе показано,что предсказуемость инд-х реакций в конктетных ситуациях оч низкая. Коэф корр. м\у импульсивностью и её поведенч проявлению 0.1-0.2.
Представители радикального ситуационизма считают, что предметом психодиагностики должен быть анализ поведения индивидов в завис-ти от конкр ситуаций.
Борьба направлений теории черт и ситуационизам – результат –интеракционизм.
Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм.
Номотетический – наличие общих для всех людей личностных черт, образующих иерархическую структуру. (направление получило свое развитие благодаря использованию факторного анализа)
Идиографический (Олпорт) – описание личности как уникальной целостности. («Письма Дженни»)
Интеракционизм предполагает рассмотрение взаимодействия хар-ра ситуации и детерминант поведения.
Д. Магнуссон рассматривает поведение человека как процесс непрерывного взмд-я м\у личностью и ситуацией.
Гипотеза о «сильных» (поведение меньше всего индивидуализировано) и «слабых» ситуациях.
Дж. Келли понятие конструкта – субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике и помогающее ему воспринимать и понимать окр.мир,прогнозировать и оценивать события.
Тест репертуарных решеток.
Человек как активный агент, постоянно находящийся в процессе изменения.
Шмелев, Похилько схема «уникальные – общие свойства», «стабильные- изменчивые свойства»