Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм

Предмет псхд, виды. Осн задачи тестирования

1921г . – Роршех ввел термин. Псхд – отрасль психологической науки, связанная с теоретическими основами и практическими аспектами разработки, проведения и использования псих.тестов.

Общая псд – теоретическая и прикладная, связана с теоретическими основами разработки тестов.

Частная – связана с использованием тестов в конкретных областях псих-ой практики.

Психометрика: общая – измерение псих. хар-к стимула, связь м\у хар-ми раздражителя;

Дифференциальная – изучает различия м\у людьми.

Задачи:1.сфера образования (оценка способностей и знаний школьника,проверка эфф-ти обучающих программ)

2.клиническая практика (уточнение диагноза, оценка способностей детей, испытывающих проблемы в адаптации к учебе)

3.при проведении психотерапии

4.консультирование

5.сфера бизнеса и проф.деятельности (профпригодность,профориентация)

6.спорт, юридическая практика

7. для подтверждения т\иной псих.теории

История развития псхд.

Тестология – прикладная область для диагностических процедур

Книга судей (как пьет воду, такой и воин)

Пифагор отбирал учеников (беседа, наблюдение, проверка интеллекта,стойкость перед унижением)

Индийский принц (шахматы, нарды)

Китай – конкурсная основа на гос. службу. династья Минь (3 этапа)

Платон (золото, серебро, бронза, медь)

Гален пытался доказать что интеллект в мозге.

Средние века «Молот ведьм»

1649г. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (осмотр военных служащих, если здоров, то исследуют душу)

Экспер.псих. и психд.

Г. Фехнер психофизический метод исследования (1860г. – первый количественный закон)

В.Вундт первая экспериментальная лаборатория по изучению психических свойств. (считал, что нельзя исследовать высшие псих.функции)

Диффер псих

А. Бине и В. Анри 1896г доклад «Индивидуальная психология» - о возможности измерения высших псих.функций.

Френсис Гальтон наследственность на горохе, потом на людях.

1884г. антропологическая лаборатория в Лондоне (9377 человек по 17 показателям).

Развитие идей корреляционного и регрессионного анализа.

Первый создатель теста для диагностики ума, личностныз особеннотстей, ассоциаций.

Вильям Штерн 1900г «О психологии индивидуальных различий». Различия не м\у людьми, а м\у психическими функциями!!!

Джеймс Маккин Кетелл – основатель тестологии. (ученик Вундта) ввел термин «умственный тест». Тест должен отвечать требованиям (одинаковые условия, огранич времени и пр). Идея внешней валидности. Повторение теста(надежность)

Мат.статистика и психд.

Карл Пирсон коэф.корреляции

Чарлз Спирмен предложены методы для оценки надежности теста, собственный коэф.корреляции для малых выборок, основанный на ранжировании – «коэф ранговой корреляции». Разработал метод однофакторного анализа

Луис Терстоун попытался применить технику психометрического шкалирования в социологических исследованиях. Предлож метод многофакторного анализа.

А. Бине, Т.Симон попытка построить тест умственного развития. Проверка теста ДО его практического использования. 30заданий. Критерии отбора заданий:трудность, степень совпадения рез-та теста с оценкой преподавателя.

Шкала умственного развития считается первым настоящим психометрическим тестом.

История развития отеч.псхд

После окончания войны тесты стали быстро распостраняться в т.ч. и в России

К 1928г около 1300 тестов и 30млн тестовых результатов.

В осн. диагност способн, темпер, интеллект.

М.коллизий – для исслед. морального развития.

20,30е гг. развитие тестирования, психотехника, педология.

Россолимо, Бернштейн, Блонский. (1927г кронференция, дискуссия о тестах)

Споры - направления академическое и практическое.

1936г педология и психотехника признаны лженауками.

Причины: 1.политические (эти науки не дали научного обоснования идеалогии большевиков, рез-ты получились неудовлетворительными для партии)

2.Дилетанты без подготовки проводили тесты

3.У сына Сталина по тестам низкий ай-кью.

Начало 2ой мировой привело к развитию тестов 1)адаптация призывников2)профотбор летчиков.

В России тесты стали возраждаться во времена Хрущева «Психодиагностика», «Иматон», «Смысл».

Предм псхд. Теор личностных диспозиций.

Личность-ситуация

Почему:

1) Одна и та же Личность в разн сит ведет себя одинаково

2) Разные люди в одной сит ведут себя одинаково

3) Разн люди в одной сит вед себя одинаково?

Ответ: 1.существуют стойкие личн образования, кот проявляются всегда

2.сама ситуация такова что нивелирует инд различия и даёт одинак поведение

3.одна и та же ситуация воспр-ся по-разному

1 реализуется в теории личностных диспозиций. Она исходит из положения о наличии стойких личночтных особенностей, которые определяют поведение субъекта в различн.ситуациях. Эта концепция конкретизируется в 2х осн. теоретических подходах: теория черт и т.типов

Достоинства: 1. дает возможность предсказать поведение личности в т\иной сит. (принц.надситуативности)

2. выразить личностную особенность в количественной форме.

Недостаток – невозможность объяснить поведение (порочный круг)

Теория черт

Любую личностную хар-ку можно представить как точку на некоем континууме от самого низкого значения её выраженности до высокого. Оценки на этом континууме будут подчинятся закону норм.распределения.

Основатель подхода Г.Олпорт. Поведение чел-ка надситуативно во времени и пространстве. 1) Черта – это реальная хар-ка.

2) по сравнению с привычкой, черта более обобщенное кач-во

3) Ч явл-ся движущими моментами поведения

4) Ч можно эмпирически выявить

5)Ч независима от другия черт

6)Ч не есть синоним моральной\социальной оценки

7)Ч м.б. привязана либо к конкр личности, либо иметь широкое распостранение

8) поступки могут не согласовываться с чертой и это не означает что её нет.

Черты: кординальные(пронизывают всё поведение человека), центральные(часто втречаются,сост базис личности, их 3-10), вторичные (сложно обнаружить)

Р. Кетелл 16 PF, Г.Айзенк,

Кост, МакКрей большая пятерка (нейротизм,экстраверсия,открытость опыту,сотрудничество,добросовестность)

Теория типов

Единица анализа – тип – это некий усредненный человек, наделенный определенной совокупностью личностных хар-к

Кречмер, Шелдон.

Юнг экстр, интр.,ощущ, мышл, чувств, интуиция – 8типов.

Бриггс, Бриггс-Майерс – тест для опред.личностного типа. (MBTI)

Дж.Холланд 6типов профес.направленности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический.

Опросник интересов Стронга, обозрение проф.интересов Кюдера

Самоанализ проф.склонностей SDS

Ситуационизм

Поведение человека изменчиво и варьируется от сит к сит-ции.

Уолтер Мишел и Девид Питерсон – в работе показано,что предсказуемость инд-х реакций в конктетных ситуациях оч низкая. Коэф корр. м\у импульсивностью и её поведенч проявлению 0.1-0.2.

Представители радикального ситуационизма считают, что предметом психодиагностики должен быть анализ поведения индивидов в завис-ти от конкр ситуаций.

Борьба направлений теории черт и ситуационизам – результат –интеракционизм.

Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм.

Номотетический – наличие общих для всех людей личностных черт, образующих иерархическую структуру. (направление получило свое развитие благодаря использованию факторного анализа)

Идиографический (Олпорт) – описание личности как уникальной целостности. («Письма Дженни»)

Интеракционизм предполагает рассмотрение взаимодействия хар-ра ситуации и детерминант поведения.

Д. Магнуссон рассматривает поведение человека как процесс непрерывного взмд-я м\у личностью и ситуацией.

Гипотеза о «сильных» (поведение меньше всего индивидуализировано) и «слабых» ситуациях.

Дж. Келли понятие конструкта – субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике и помогающее ему воспринимать и понимать окр.мир,прогнозировать и оценивать события.

Тест репертуарных решеток.

Человек как активный агент, постоянно находящийся в процессе изменения.

Шмелев, Похилько схема «уникальные – общие свойства», «стабильные- изменчивые свойства»

Наши рекомендации