Обособление приложений
Правописание сложных слов
Определить способ образования сложных слов
|
| |||||
|
|
Тестовые задания по пунктуации проверяют знания расстановки зна-ков препинания:
В основе систематизации пунктуационных правил лежит, во-первых,
формирование информационных блоков, которое происходит на основе пунктуационного оформления различных синтаксических единиц и синтаксических связей (знаки препинания в простом предложении, в осложненном простом предложении и др.),
Например:
Обособление приложений
во-вторых, схематизированное представление содержания правил внутри каждого блока.
Использование эффективных методик (технологий), способствующих постановке и развитию умений и навыков правописания, предполагает использование не только традиционных заданий и упражнений (вставь
букву, запятую; найди и / или объясни орфограмму (пунктограмму); напиши диктант, сделай работу над ошибками, допущенными в нем), но и занимательных заданий, заданий повышенной сложности, тестовых заданий.
Чрезвычайно важно не делать освоение тестов монотонным, механистичным. Чрезмерное использование тестовых технологий может привести в некоторых случаях к снижению результативности обучения.
Изучение орфографии и пунктуации, особенно в старших классах, необходимо проводить в тренинговом режиме. Содержательной целью тренинга грамотности может стать личностное освоение учебного
материала, т. е. знание правила не наизусть, а в собственной осмысленной редакции. Кроме того, умение видеть орфограммы и пунктограммы, объяснить в свободной форме их написание и схематизировать содержание правил также входит в задачу тренинга.
Выполнение заданий в деятельностном режиме эффективно при использовании интерактивных технологий (работа в командах, публичное представление ее результатов в классе, обсуждение по оценочным критериям), хотя никак нельзя забывать и о традиционных методиках, рассчитанных на работу кратковременной и долговременной памяти.
Формы тренинга грамотности могут быть следующими:
Обучающие задания
1.1. Выполнить тестовые задания, предложенные в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку. Работая в командах, составить объяснения к проделанной работе и выступить с ними; примеры
1.2.Предложить комментарий к различным тестовым заданиям, предложенным в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку. Обсудить результаты работы в команде, выступить с сообщением;
1. 3.Выслушать сообщения других команд по заданиям 1.1 и 1.2.высказать свое оценочное мнение об эффективности работы и правильности результатов.
2. «Провокационные» задания примеры
2.1. В тестовом задании, включающем формулировку, текстовый материал и сопроводительную спецификацию, найти ошибки в формулировке задания и доказать (объяснить) свою точку зрения;
2.2. В текстовом задании включающем формулировку, текстовый материал и сопроводительную спецификацию, найти ошибки в текстовом материале и доказать (объяснить) свою точку зрения. (Вариантом задания 2.2 может быть более привычная формулировка: найти 4-й лишний вариант);
2.3. В текстовом задании, включающем формулировку, текстовый материал и сопроводительную спецификацию, найти ошибки в списке правил и объяснить (доказать) свою точку зрения.
3. Творческие задания примеры
3.1. К формулировке тестового задания с помощью приложенной спецификации подобрать текстовый материал, пользуясь традиционными дидактическими материалами (упражнениями из учебников, текстами из сборников диктантов, изложений, сочинений и пр.);
3.2. К предложенной спецификации (от 1 до 6 правил) и к представленному текстовому материалу сформулировать задание в одном или нескольких вариантах;
3.3.Сопоставить словесные варианты орфографического / пунктуационного правила в различных учебниках и справочниках, затем выбрать наиболее удобный и доказать уместность своего выбора;
3.4. Сопоставить два / несколько схематизированных / алгоритмизованных представлений содержания одного из правил, выбрать наиболее удобный (понятный, легкий и т.д.) и объяснить свой выбор.