Цели и задачи учебной дисциплины. ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Волгоградский филиал
Кафедра социологии управления
Составитель:
Н.В. Коваленко,
Кандидат политических наук, доцент
СТАТИСТИКА
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки
Государственное и муниципальное управление
УЗ – 300/400
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № …… от «…..»………………201 г.
Подпись заведующего кафедрой
………………………………………………
Волгоград 2012
Содержание
Наименование раздела | Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины | ||
1.1. | Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Статистика» | |
1.2. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.5. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины: программа курса (лекции и семинарские занятия) | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. | |
2.2. | Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.3. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.4. | Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям | |
2.5. | Разъяснения по работе с тестовой системой курса | |
2.6.Советы по подготовке к экзамену Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций 45 | ||
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 53 | ||
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ 59 |
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях 73
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования образовательного стандарта
По учебной дисциплине «СТАТИСТИКА»
ОПД. Ф.О. 5 СТАТИСТИКА.
Общая теория статистики. Статистика и ее информационная база; задачи статистики в государственном и муниципальном управлении; организация статистики в РФ; статистическое наблюдение и группировка; статистическая совокупность и ее характеристика; относительные и средние величины; статистические распределения и их основные характеристики; выборочный метод в изучении социально-экономических явлений и процессов; методы изучения корреляционной связи; ряды динамики и их анализ; прогнозирование на основе рядов динамики и регрессионных моделей; индексы и индексный метод в исследовании социально-экономических явлений и процессов.
Социально-экономическая статистика. Статистика населения, занятости и безработицы; статистика труда; система национальных счетов и обобщающих показателей социально-экономического развития на макроуровне; статистика национального богатства; статистика уровня и качества жизни населения; статистика доходов и потребления населением товаров и услуг.
Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов
(дидактические единицы) по курсу
№ ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | № задания | Тема задания |
Теория статистики | Предмет, метод и основные категории статистики как науки | ||
Статистическое наблюдение | |||
Сводка и группировка статистических данных | |||
Абсолютные и относительные статистические показатели | |||
Метод средних величин и вариационный анализ | |||
Индексный метод | |||
Анализ рядов динамики | |||
Статистические методы моделирования связи социально-экономических явлений и процессов | |||
Социально-экономическая статистика | Статистика населения | ||
Статистика рабочей силы и рабочего времени | |||
Статистика национального богатства | |||
Статистика уровня жизни населения | |||
Система национальных счетов | Понятие, содержание и общие принципы построения СНС | ||
Группировки и классификации в системе национальных счетов | |||
Система макроэкономических показателей и методы их определения | |||
Методология построения и анализа сводных счетов системы |
Цели и задачи учебной дисциплины
Дисциплина «Статистика» является обязательной составляющей федерального компонента блока ОПД государственного стандарта для специальности «Государственное и муниципальное управление». В соответствие со стандартом она ориентирована на получение знаний и представлений студентов о важной роли статистики в механизме управления различными подсистемами современного общества (экономикой, социальной сферой и т.д.). Статистическая «грамотность», умение пользоваться статистическими методами исследования, позволяющими обнаружить различные статистические закономерности, становится неотъемлемой частью современного образования, обучения специалистов в разных отраслях знаний. Эти знания являются составным элементом общей управленческой культуры будущих специалистов и будут необходимы им для дальнейшей работы по специальности в различных областях государственного управления
Основная цель курса «Статистика» - дать студентам теоретические знания о принципах, правилах и методах статистического анализа, и на их основе сформировать целостное научно-обоснованное представление о возможностях изучаемой науки и ее практическом применении; привить студентам умения и навыки работы со статистическими данными, то есть обучить их «языку цифр», отображающих общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений.
Основными задачами учебного курса «Статистика» являются:
- формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете, методологии сбора и анализа статистической информации и системе статистических показателей, используемых в различных отраслях жизни общества;
- системное изучение основных методов статистического исследования, их комплексного применения в анализе элементов рыночной экономики и общественной жизни;
- выработка навыков самостоятельного статистического анализа социально-экономических фактов, событий, явлений, процессов ;
- освоение студентами современных методов прикладного статистического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, обобщения тенденций развития социальных и экономических процессов и их взаимосвязей при решении конкретных актуальных социально-экономических проблем.
Курс статистики состоит из двух частей. В первой части «Общая теория статистики» студенты знакомятся с приемами и методами сбора, обработки и анализа статистических данных с целью их обобщения и выявления статистических закономерностей, особенностей распределения, вариации, динамики и взаимосвязей. В ходе практических занятий отрабатывается умение рассчитывать различные показатели, решать задачи, проводить теоретический и графический анализ. Во второй части «Социально-экономическая статистика» слушатели изучают проблемы ряда отраслевых статистик - статистики населения и трудовых ресурсов, занятости и безработицы, СНС, статистики ВВП, национального дохода и национального богатства. Особенности изучения различных аспектов социальной жизни страны раскрываются при изучении тем, связанных со статистическим описанием уровня жизни, доходов и расходов россиян, систем образования и здравоохранения, культуры, досуга. Вырабатывается умение пользоваться статистическими методами при работе с реальной экономической и социальной информацией по России и Волгоградской области.