Понятие индекса. Классификация индексов
Латинское по происхождению слово «index» буквально означает указатель, показатель.
В статистике индекс – это относительная величина, полученная в результате соотношения двух уровней одного явления.
Вместе с тем, не всякая относительная величина может быть названа индексом.
Индексами называются лишь такие относительные величины, которые характеризуют изменение явления во времени, степень выполнения плана или являются результатом сравнения в пространстве.
Следовательно, относительные величины структуры, интенсивности, координации индексами не являются.
Показатель, изменения которого характеризуется индексом, называется индексируемой величиной.
В статистике при использовании индексного метода применяется своя терминология и символика. Так, каждая индексируемая величина имеет свое обозначение:
q – физический объем продукции, товара (работ, услуг) (количество в натуральном выражении). Слово «физический» означает, что объем продукции, товаров измеряется в единицах, свойственных их физическому состоянию: л, м, м2, кг, тонны, шт., пары и т.д.;
p – цена единицы продукции, товара;
p*q = s – стоимость данного вида продукции, товара (объем в стоимостном выражении);
S = Σqp – стоимость всей продукции предприятия, товаров магазина и т.д. (т.е. это могут быть показатели товарной продукции, реализованной продукции, товарооборота и т.д.);
z − себестоимость единицы продукции;
Z = Σ qz – издержки, т.е. себестоимость всей продукции по совокупности (цеху, предприятию и т.п.).
Обозначение самих индексов:
i – индивидуальный индекс, т.е. индекс, который характеризует изменение признака у отдельного элемента изучаемой совокупности.
Так, индекс физического объема определенного продукта (товара):
(9.1)
При построении индексов для обозначения базового значения индексируемой величины используется подстрочечный знак «0», а для обозначения отчетного – «1». Далее можем записать:
− индивидуальный индекс цены;
− индивидуальный индекс себестоимости.
Вместе с тем, при исследовании экономических явлений наряду с индивидуальными индексами, которые характеризуют изменение отдельных элементов изучаемой совокупности, широко используются сводные относительные величины для характеристики изменения совокупности (продукции, товаров и т.д.) в целом. Для этих целей рассчитывают общие индексы, которые обозначают I.
Например, индекс стоимости продукции:
(9.2)
либо индекс издержек:
. (9.3)
Эти индексы позволяют оценить изменение индексируемой величины в целом по сложной совокупности, отдельные элементы которой несопоставимы (т.е. несоизмеримы в физических единицах). Например, товарооборот магазина: молоко (л) + мясо (кг) + сигареты (шт)+ … .
Допустим, что товарооборот магазина характеризуется следующими данными (таблица 9.1):
Таблица 9.1 – Динамика товарооборота магазина за май-июнь отчетного года
Вид товара | Ед. измер. | Кол-во проданных товаров | Цена ед. товара, тыс. руб. | Товарооборот | |||||
май q0 | июнь q1 | май p0 | июнь p1 | май q0p0 | июнь q1p1 | q1p0 | q0p1 | ||
А Б В | л кг шт | 1,200 9,000 1,150 | 1,250 9,000 1,150 | ||||||
S0 = Σq0p0 =5320 | S1 = Σq1p1 =5975 | Σq1p0 =5670 | Σq0p1 =5605 |
Получаем индекс товарооборота:
Это означает, что в июне товарооборот увеличился на 12,31 % по сравнению с маем.
Примеры индивидуальных индексов:
- индекс цены для товара А
либо индекс физического объема товара В
Таким образом, общий индекс позволил дать оценку совокупности, отдельные элементы которой несопоставимы.
Общие индексы широко используются в статистической практике на различных уровнях: предприятие, отрасль, национальная экономика в целом.
Когда речь идет об индексном методе или индексной теории, в статистике подразумевается под этим построение общих индексов.
Множество индексов, разработанных статистикой, классифицируются по различным признакам:
1) по степени охвата явления (по степени охвата единиц изучаемой совокупности):
- индивидуальные;
- общие.
Могут быть также и групповые: индекс промышленного производства – общий; индекс производства легкой промышленности – групповой; индекс производства ОАО «КИМ» – индивидуальный.
2) по базе сравнения они могут быть:
- динамические, когда в качестве базы сравнения принимается показатель прошлого периода:
(9.4)
территориальные, когда в качестве базы сравнения выступает другая территория, другие предприятия и т.д., т.е. сравнение в пространстве:
(9.5)
- нормативные, в которых за базу сравнения принимаются плановые или нормативные показатели:
(9.6)
3) по характеру объекта исследования:
- количественные (объемные);
- качественные.
Количественные характеризуют изменение объемных показателей и в случае общих индексов составляются на основании неизменных качественных показателей.
Например, индекс физического объема:
или (цена остается неизменной).
Качественные индексы характеризуют изменение качественных показателей (цены, себестоимости, производительности труда и т.д.) и составляются с неизменными количественными показателями. Например, индекс себестоимости:
(9.7)
или
(объем остается неизменным); (9.8)
4) по методологии расчёта индексы могут быть:
- агрегатные и средние;
- с постоянными и переменными весами;
- с постоянной и переменной базой сравнения;
- постоянного и переменного состава и структурных сдвигов
и т.д.