Правилами противопожарного режима в Российской федерации

ППР в РФ (постановления 390 и 113) п.462. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирова-ние) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем опове-щения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопо-жарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнениедругих мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задым-ления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвую-щих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Зачастую администрация объектов обязывают работников принимать меры по тушению пожарабез учета требований ППР не оговаривая, обязательность и ответст-венность за обеспечениесоблюдения требований безопасностиработниками, участв-ующими в тушении пожара до прибытия должностных лиц. При этом, как правило, памятка о поведения на пожаре на объектах отсутствует и меры безопас-ности в разделе «Действия при пожаре»общеобъектовой инструкции не отражены.

В качестве примера для разработки в инструкции раздела «Действия при пожаре» можно использовать, с учётом специфики объектов энергетики переработать требования изло-женные в правилах пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профес-сионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учрежденийППБ 101-89. гл.6 ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА 6.1. В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение. 6.2. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан: а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию); б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в без-опасное место согласно плану эвакуации; в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника; г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения. 6.3. Руководитель учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан: а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара; б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства; в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам; г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников; д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения; е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара; ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы; з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара; и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара; к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.; л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану; м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.   6.4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо: а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок; б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации; в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь; г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи; д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах; е) выставлять посты безопасность на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар; ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей; з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
 

4.1.Основы безопасного поведения (техники безопасности) на пожаре

О безопасном поведении на пожаре следует говорить, имея в виду его начальную стадию до прибытия пожарных.

Рассматривая опасные факторы пожара (далее - ОФП) необходимо помнить,чтобольшинство погибших на пожаре задохнулись в дыму, потеряв сознание от ожога органов дыхания или кислородной недостаточности.Нахождение человека в дыму пожара без защиты ор-ганов дыхания (без сознания) свыше 10 минут в большинстве случаев приводит к гибели. Первостепенное значение на пожаре имеет время удаления людей из опасной зоны, что во многих случаях связано с использованием противогазов, то есть с временем прибытия пожарных подразделений. Чем раньше пожарные уведомлены о пожаре, тем эффективней (по крайне мере в городах) спасение пострадавших и тушение пожара.Рассматривая задымление как опасный фактор пожара, следует учитывать, что дым на пожаре стремится к верху и, следовательно, чем ближе к полу , тем меньше его концентрация и риск потери сознания от ожога дыхательных путей или недостатка кислорода. Однако следует учитывать и то, что в зоне 30 см. от пола скапливаются токсичные газы (цианиды и угарный газ). Предотвратить ожог органов дыхания можно защитив носоглотку тканью, лучше влажной(следует помнить что через мокрую ткань дышать невозможно, мокрую ткань необходимо выжать).Напожарах не рекомендуется ходить через дым, так как всё зависит от плотности дыма - выгорания кислорода в воздухе. Если вместо 21% кислорода в воздухе помещения пожара осталось 17% или ещё меньше, ни какие ткани избежать потери сознания от кислородной недостаточности не помогут. В этом случае следует использовать автономные источники воздухоснабжения (СПИ-20, КИП, и т.п.).

Наши рекомендации