Лидер 4е убеждается в том, что новые идеи
ИЗВЛЕКАЮТ НА ПОВЕРХНОСТЬ, ИЗУЧАЮТ И
В ДАЛЬНЕЙШЕМ ИСПОЛЬЗУЮТ КАК
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
Убедитесь в том, что существует определенная платформа для новых идей (например, Work-Out), а затем используйте эти идеи, распространяя их по всей компании. Убедитесь в том, что лучшие идеи используются как руководство к действию, и поощряйте тех, кто действует в соответствии с ними.
Каков урок? Вы должны быть уверены, что все в компании постоянно анализируют ситуацию, рынок, конкурентов и т. д.
Уэлч сказал, что в его фирме исходят из того, что кто-то где-то придумал что-то лучшее. И вызов состоит в том, чтобы сделать все, что в человеческих силах, чтобы выяснить, что он или она придумали, и затем использовать это знание в деятельности GE.
Иногда новая идея приходит как часть пакета предложений. Например, через альянс или стратегическое приобретение. Для GE одна такая идея пришла в результате 6-миллиардного приобретения RCA в 1986 году. Впоследствии оказалось, что это приобретение положило начало массированному выходу GE на рынок сервисного обслуживания.
Но приобретения — это, как правило, личная прерогатива старших менеджеров. И она может оказаться только одним фрагментом большого пазла.
Суть состоит в том, чтобы вовлечь людей на всех уровнях в поиск инноваций.
Заряжающие энергией преуспевают в самообучающихся организациях
Как уже говорилось в предыдущей главе, очень важно иметь правильную инфраструктуру (то есть внутреннюю «социальную систему»). Чтобы лидер 4Е смог преуспеть, Уэлч упростил схему организации. Он также закрыл или продал проблемные компании. И, как уже говорилось ранее, он настоял на том, что все подразделения GE должны быть номером 1 или номером 2 на своих рынках. (Неудивительно: по «империи GE» быстро распространилась информация, что Уэлч не в восторге, когда он — второй.)
В конце концов Уэлч избавился от производственных подразделений, которые не отвечали его видению новой GE. Он описал это видение в терминах «трех кругов»: ключевые активы, технология и сервисный бизнес. В результате этих и других действий он определил новое стратегическое направление компании, которое выдержало испытание временем и продолжает направлять большой бизнес вплоть до наших дней.
Но все эти стратегические изменения были только первой фазой преобразований Уэлча, которые были названы «аппаратной фазой». Следующая «программная фаза» — период перестройки, который принес обновление крови и реструктуризацию, был направлен на восстановление уверенности, — вот что поистине зарядило энергией всю организацию.
В своей книге Execution («Исполнение») Ларри Боссиди объясняет, что «социальное программное обеспечение» — это «то, что заставляет работать техническую структуру корпорации как реально функционирующую систему... Очевидно, что не сама конструкция, а именно "программная часть"» интегрирует организацию в единую синхронизированную систему».
Боссиди также подчеркивал, что «социальные операционные механизмы» — собрания, тренинги, электронная почта, диалоги, презентации и т. д. — являлись огромным преимуществом GE. Одна из причин — их интегрирующая суть: они обрушивают стены между профессиями и обязанностями, между уровнями иерархии. Они также способствуют созданию новых информационных потоков и новых рабочих отношений. И в конце концов они помогают разрушить стены между компанией и окружающим миром.
Социальная архитектура GE — ее энергонасыщенная, высокоактивная структура — обеспечила основу, на которой Уэлч смог добиться своей цели, — создание самообучающейся системы. В ранний период Уэлч использовал нечто похожее на «интегрированную диверсификацию», обеспечивая обмен различными идеями внутри подразделений GE.
Позже он отставил «интегрированную диверсификацию» ради «обучающейся организации»: «Сочетание вовлечения каждого в игру со способностью внедрять идеи из потока и информации превратила GE в то, чем мы являемся сейчас — самообучающуюся компанию».
Что же такое самообучающаяся организация? Чарльз Хэнди, автор книги The Age of Unreason («Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего»), объясняет, что самообучающаяся организация может означать две вещи: организация, которая обучается, и (или) организация, которая поощряет обучение своих работников, — и включать оба эти понятия. И это так в GE Уэлча. По мнению большинства экспертов, Уэлч являлся наиболее ответственным лидером, который заботился о популяризации концепции самообучающейся организации как в 1990-х годах, так и после.
ЛИДЕР 4Е УДЕЛЯЕТ РАВНОЕ ВНИМАНИЕ
СТРУКТУРНЫМ РЕШЕНИЯМ И СОЦИАЛЬНЫМ
МЕХАНИЗМАМ
Уэлч начал свою революцию в GE, сосредоточившись на структуре: подновляя подразделения, управляя расходами, ликвидируя провалы в менеджменте. Но он также сосредоточился и на создании культуры высокой эффективности. Он понимал, что и структурные, и социальные факторы играют важнейшую роль в развитии культуры победителей. Отрицание любого из этих факторов может сделать организацию уязвимой.
Оценка эффективности в самообучающейся организации
Одной из ключевых отличительных характеристик самообучающейся организации является интерактивная природа оценки эффективности. В книге «Пятая дисциплина» Питер Сенге и его команда писали о важности привлечения работников к диалогу во время годовой отчетности. К сожалению, по Сенге, большинство менеджеров не вступают в такие двусторонние беседы.
Чтобы заряжать энергией работников, нужно выработать у них привычку задавать следующие вопросы в отчетный период:
■ Чего вы хотите добиться в следующие 12 месяцев? Чего вы хотите добиться в последующие несколько лет?
■ Что в организации может помочь вам добиться ваших целей? Что может встать на пути вашего прогресса?
■ Чем еще организация может вам помочь решить ваши задачи?
■ Как я, ваш менеджер, торможу ваши усилия?
■ И последний, но не по значению, вопрос (по Сенге): что является для вас предвестником неудач? Какие признаки я должен уловить, чтобы вовремя подойти к вам и помочь?
Вовлекая ваших работников в подобный диалог, вы узнаете очень многое об их работе. Вы узнаете, что заряжает их энергией, что мешает и стоит у них пути. Скорее всего, появятся сценарии, которые вы сможете правильно интерпретировать и действовать в соответствии с ними.
Один из ключей к успеху в этом деле — вызывать на откровенность, но для этого надо быть откровенным самому. В большинстве случаев люди последуют за вами, если вы покажете, что вы хотите быть с ними заодно.
Другой ключ к успеху — поддерживать регулярный диалог. И эти встречи нужно проводить не один раз в год (и действительно, как верно отмечают некоторые специалисты по бизнесу, дискуссия бесполезна, когда результаты уже на столе или почти сформированы).
В лучших компаниях содержательные, важные диалоги и дискуссии проходят в разных местах организации каждый день. Лидер 4Е понимает это и последовательно поддерживает такой откровенный обмен мнениями во всей организации.
Уэлч не ждал годового собрания, вовлекая своих менеджеров в разговор о компании, работниках и последних инициативах GE. Он любил вступать со своими менеджерами в свободные дискуссии в Кротонвилле. Перед подобной встречей он обычно обращался к участникам с письменным (всегда написанным от руки) обращением. В этом обращении он информировал их о темах, которых собирался коснуться. В мемуарах Уэлч писал, что обычно спрашивал своих менеджеров о следующем:
■ На что чаще всего вы тратите силы впустую?
■ Что бы вы заменили в компании, если бы смогли?
■ Как осуществляется последняя инициатива компании? Как вы планируете пропагандировать эти новые идеи на своем участке и в компании в целом?