Конькова Кирилла Витальевича
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Михайловский экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
«ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ»
___________________(О.В. Пивоварова)
«_______»_______________2014 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Обеспечение безопасности проживающих в гостинице и труда работников гостиниц»
Выполнил:
Студент группы 226 мс/д.
по профессиональному модулю 03
«Организация обслуживания гостей
в процессе проживания»
Специальности 101101
«Гостиничный сервис»
Коньков Кирилл Витальевич
Руководитель курсовой работы:
Пивоварова Ольга Викторовна
Михайлов, 2014 г.
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Михайловский экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
Задание
на курсовую работу
по профессиональному модулю 03 «Организация обслуживания гостей в процессе проживания »
Специальности 101101«Гостиничный сервис»
Студента
Конькова Кирилла Витальевича
Группа 226 мс/д.
на тему «Обеспечение безопасности проживающих в гостинице и труда работников гостиниц»
__
Срок сдачи работы 8 мая 2014 г.
План курсовой работы
Введение
I. Основная часть
1. Опасности для гостиницы. Риск для жизни и здоровья постояльцев
2. Инструкция по разработке организационных мер системы безопасности
3. Системы и комплексы мер безопасности, гарантирующие сохранность имущества клиентов
4. Требования и профилактика по улучшению условий и охраны труда работников в гостиницах
5. Правила эксплуатации гостиничных систем
6. Правила эксплуатации гостиничных оборудований
Заключение
Список используемой литературы
Дата выдачи темы «14» апреля 2014 г.
Задание выдано Пивоваровой О. В. _______________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
«29» апреля 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………...………………….....4
I. Основная часть
1.1 Опасности для гостиницы. Риск для жизни и здоровья постояльцев…………………………………………………………………....6
1.2 Инструкция по разработке организационных мер системы безопасности………………………………………………………………..…7
1.3 Системы и комплексы мер безопасности, гарантирующие сохранность имущества клиентов………………………………………………...…9
1.4 Требования и профилактика по улучшению условий и охраны труда работников в гостиницах…………………………………………………….14
1.5 Правила эксплуатации гостиничных систем………………………...16
1.6 Правила эксплуатации гостиничных оборудований………………...22
Заключение……………………………………………………………...28
Список используемой литературы ……………………………………29
Введение
Желание путешествовать и охота к перемене мест считается врожденным свойством человека. Путешествия предпринимаются в познавательных целях, для поиска приключений, для получения сильных ощущений и переживаний, для отдыха и развлечения, для отвлечения от монотонности повседневной жизни. С тех пор, как человек начал путешествовать, совершать туристические поездки, возникла острая потребность его размещения, предоставления ночлега и места, где бы он мог утолить голод, жажду и комфортно разместиться. А всякий спрос рождает предложение. В результате чего появились соответствующие предприятия, предоставляющие данные услуги. Такими предприятиями и выступили гостиницы. [4]
Гостиница является местом отдыха и, как следствие, повышенного скопления людей. Администрация гостиницы берет на себя обязательства, не только обеспечить уют проживании и гарантии хорошего отдыха, но и безопасность людей, проживающих в гостиницах, их жизни, здоровья, имущества и т.д. Поэтому, необходим тщательнейший контроль по обеспечению безопасности проживающих в гостинице.
Безопасность гостей, персонала, а также защита информации, одна из важнейших проблем, которую должно решить руководство отеля.
Безопасность, это не только надежная защита от грабителей, пожаров, террористов, но это и защита гостей и персонала от казусов природы, защита от болезней, от техногенных катастроф. Любой гостинице и ее гостям угрожают кражи, ограбления, пожары, поджоги, массовые отравления, теракты, буйство гостей и халатность персонала, неисправности в работе различных систем и многое, многое другое. О безопасности здесь заботятся двадцать четыре часа в сутки, и насколько эффективны современные методы, зависит от квалифицированности персонала, технического обеспечения безопасности и т.п. В данной курсовой работе мы рассматриваем тему обеспечения безопасности в гостинцах и предотвращение риска для жизни и здоровья постояльцев.
Актуальность темы заключается в том, что обеспечение безопасности гостиницы и находящихся в ней людей наиболее важная и значимая цель для её исследования и изучения. [5]
Цель курсовой работы - рассмотрение обеспечения безопасности проживающих в гостинице и труда работников гостиниц, сохранности имущества гостиницы и ее постояльцев.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Рассмотрение вариантов опасности для гостиницы, а так же жизни и здоровья постояльцев;
1. Изучение инструкции по разработке организационных мер системы безопасности;
2. Анализируем системы и комплексы мер безопасности, гарантирующие сохранность имущества клиентов;
3. Рассмотрение требований и профилактики по улучшению условий и охраны труда работников в гостиницах;
4. Изучение правила эксплуатации гостиничных систем и эксплуатации гостиничных оборудований
I. Основная часть
1.1 Опасности для гостиницы. Риск для жизни и здоровья постояльцев
Проанализируем возможные угрозы, которые могут возникнуть в гостинице. На основании статистических данных и опыта эксплуатации гостиничных комплексов рассмотрим наиболее опасные угрозы и сценарии криминальных действий: Пожар, причиной которого может быть небрежность гостей, неисправность электрооборудования, несоблюдение или нарушение правил противопожарной безопасности обслуживающим персоналом, умышленный поджог; Взрыв, вызванный проносом и установкой взрывчатки в криминальных целях, или взрыв газа при его утечке (особенно вероятно в местах приготовления пищи в ресторанах, барах при использовании газового оборудования); Несанкционированный проход посторонних лиц в номера при отсутствии гостей с целью кражи ценностей, документов, установки взрывных устройств или подслушивающей аппаратуры; Несанкционированный проход в номера обсуживающего персонала с теми же криминальными целями, обусловленный криминальными мотивами или шантажом преступников; Нападение на гостя в номере, лифте или в другом месте гостиницы; Нападение на кассу в рабочее время или попытка ее вскрытия в нерабочее время; Нападение на администрацию гостиницы с целью шантажа, требования открыть кассу или нейтрализовать систему безопасности; Террористический акт с взятием заложников клиентов гостиницы или попытка подрыва или поджога; Вооруженное нападение на номера, арендуемые у гостиниц коммерческими фирмами под офисы.
Перечень возможных мест повышенного интереса криминальных групп: Касса - Вооруженное ограбление; Камера временного хранения ценностей - Вооруженное ограбление, кража; Зал приема/оформления гостей и место хранения ключей - Захват заложников, хищение ключей; Помещения высшей администрации - Захват заложников, вооруженное нападение, убийство; Помещения службы безопасности - Нейтрализация охраны и системы сигнализации; Гостиничные номера и особенно апартаменты люкс - Ограбление, кража, нападение на гостей; Помещения для конфиденциальных переговоров - Установка подслушивающей аппаратуры; Ресторан - Вооруженное ограбление, захват заложников. [2]
1.2 Инструкция по разработке организационных мер системы безопасности
Традиционный метод усиления безопасности путем увеличения численности сотрудников не дает желаемого результата как из-за
экономических соображений, так и малой эффективности такого подхода. Человек, несущий службу, подвержен утомляемости, невнимательности, не исключен сговор с преступниками, шантаж, запугивание и т. д. Правильное решение вопроса безопасности может быть использование системного, комплексного подхода, сочетающего в себе методы организационного, технического и физического характера в их правильном сочетании и разумном определении доли каждой составляющей. К организационным мерам относятся: Специально разработанные системы регламентации поведения обслуживающего персонала и сотрудников, отвечающих за безопасность; проведение мер по специальной подготовке персонала службы безопасности; технология гостиничного обслуживания; принципы организации порядка доступа и охраны различных категорий гостиничных номеров и служебных помещений; регламентация действий сотрудников в экстремальных ситуациях. [8]
Необходимо особо отметить, что большую (возможно, главную) опасность для гостиницы представляет возможность пожара, случайного или умышленного поджога, что также требует разработки и внедрения адекватных организационно - технических мер противодействия и является одной из важнейших составляющих комплексной системы безопасности.
Для того, чтобы система безопасности работала эффективно, необходимо реализовать следующие организационные меры: Разработать детальные инструкции по действиям во всех возможных нештатных ситуациях и довести их до каждого сотрудника; составить краткие, красочные, высокоинформативные и интуитивно понятные инструкции по пользованию аппаратурой безопасности для гостей, в которые должны быть внесены краткие правила поведения в экстремальной ситуации; регулярно проводить занятия по повышению квалификации персонала службы безопасности, физической и боевой подготовке; провести обучение всего персонала гостиницы правилам пользования аппаратурой комплекса безопасности; организовать для персонала периодическую (не менее одного раза в год) проверку знаний в области безопасности, проводить дополнительное обучение по мере смены кадров и модернизации комплекса; организовать немногочисленную, но профессиональную инженерную службу (в рамках штата службы безопасности). В обязанности, которой вошло бы проведение технического обслуживания комплекса автоматизации здания, проведение обучения и консультирования сотрудников прочих служб гостиницы; прочие меры (разрабатываются индивидуально для каждого конкретного гостиничного комплекса).
В рамках разработки указанных мер необходимо глубокое изучение мирового опыта эксплуатации гостиничных учреждений и работы служб безопасности, данных статистики правонарушений, консультационное взаимодействие со специалистами государственных служб охраны порядка, пожарной безопасности, силовых ведомств. [6]
1.3 Системы и комплексы мер безопасности, гарантирующие сохранность имущества клиентов
Для того чтобы гарантировать сохранность имущества клиентов, в гостиницах разработаны и осуществляются целые программы, системы и комплексы мер безопасности. Одним из средств имущественной безопасности клиентов отеля являются камеры хранения и сейфы. Во избежание неприятностей гостей отеля информируют о возможности хранения багажа в камере хранения (Luggage room), а особо ценных вещей — в депозитных ячейках (Safe Deposit Boxes) или в индивидуальных сейфах (Individual safes).
Камера хранения. Возможность хранения багажа в безопасном месте- одно из основных требований к уровню обслуживания отеля. К услугам камеры хранения гости прибегают в следующих случаях:
· багаж слишком громоздкий, занимает много места в номере и мешает гостю;
· клиент временно покидает гостиницу, скажем, уезжает на несколько дней в другой город, а затем возвращается и получает багаж;
· гости, часто размещающиеся в каком-либо отеле, могут оставить часть своего багажа до следующего приезда.
При приеме вещей проживающих на хранение ответственный за данный участок работы сотрудник фиксирует основные данные:
· фамилию гостя;
· номер комнаты;
· количество мест багажа;
· срок хранения багажа,
и выдает соответствующий багажный жетон (талон приема багажа).
Хранение багажа может быть бесплатным или с оплатой по тарифу. Как правило, хранение ручного багажа (сумок, портфелей, чемоданов) не более двух мест бесплатное. Хранение вещей больших габаритов производится за плату. Выдача багажа осуществляется по предъявлению багажного жетона. При выдаче багажа необходимо предлагать гостям помощь подносчика багажа или швейцара.
Сотрудникам камеры хранения запрещено принимать:
· продукты;
· воспламеняющиеся и токсичные предметы;
· предметы заведомо известной высокой стоимости;
· хрупкие вещи;
· крупногабаритные предметы (например, мебель).
В случае потери багажного жетона необходимо соблюсти определенные формальности:
· сотрудник камеры хранения должен поставить в известность о случившейся потере руководителя службы приема и размещения, а также службу безопасности отеля;
· попросить гостя подробно описать содержимое багажа, назвать сроки его предыдущего или текущего пребывания в отеле;
· сделать копию документа, удостоверяющего личность клиента.
Багаж выдается гостю только после того, как установлено, что он является его законным владельцем. Выдача багажа представителям фирмы по просьбе клиента может быть осуществлена только при наличии доверенности владельца багажа.
В настоящее время бизнесмены и отдыхающие привозят с собой все больше дорогих вещей, таких как ноутбуки (notebooks), видеокамеры, драгоценности, наличные деньги, бесценные деловые бумаги и т. д. Сейфы позволяют обеспечить сохранность таких вещей. [3]
Депозитные ячейки (сейфы) - один из способов хранения мелких ценных вещей. Депозитные ячейки находятся в специальном помещении — сейфовой комнате зоны службы приема и размещения отеля. Принцип работы депозитного сейфа заключается в наличии двух ключей, один из которых находится у администратора, другой выдается клиенту. Открыть ячейку возможно только при наличии обоих ключей, т. е. в присутствии гостя и сотрудника отеля. При использовании депозитной ячейки необходимо соблюдать ряд формальностей и вести соответствующую документацию.
Предоставление депозитных ячеек в пользование клиентам может быть организовано в отелях по-разному. Часто встречается следующий порядок. Обслуживание клиентов сейфовой комнаты вменено в обязанность старшего администратора (начальника смены) службы приема и размещения. Он ответственен за все мастер-ключи депозитных ячеек, каждый ключ хранится в сейфе в опечатанном пенале. Ключи от незанятых депозитных ячеек также должны находиться в сверхнадежном месте. Часто для их хранения отводят одну из ячеек сейфовой комнаты (служебную ячейку). При этом саму коробку с ключами от свободных депозитных ячеек также опечатывают.
При обращении клиента в службу приема и размещения с просьбой об аренде депозитной ячейки старший администратор должен удостовериться в том, что обратившийся человек проживает в отеле. Очень важно подробно разъяснить гостю правила пользования депозитной ячейкой. При пользовании депозитной ячейкой, как правило, берется залог за ключ.
При первичном посещении хранилища гостем старший администратор, войдя в помещение сейфовой комнаты, должен проделать следующее:
· открыть служебную ячейку и извлечь из нее опечатанную коробку с ключами от свободных депозитных ячеек;
· завести новый регистрационный бланк для пользования депозитной ячейкой, указав в нем номер предоставленной гостю депозитной ячейки, фамилию и имя гостя, номер комнаты, постоянный адрес. Дать бланк на подпись гостю;
· передать гостю ключ от ячейки, вложить оформленный бланк в папку, поместить ее в служебную ячейку и закрыть ячейку на ключ;
· закрыть арендованную ячейку и совместно с клиентом запереть ее на два замка (каждый своим ключом — свой замок);
· вновь опечатать коробку с ключами от свободных ячеек, поместить ее в служебную ячейку, запереть дверцу и покинуть хранилище.
Каждое посещение сейфовой комнаты клиентом необходимо фиксировать в регистрационном бланке (дата, время). Во избежание недоразумений каждый раз следует добиваться от гостя его подписи для подтверждения того, что при открытии депозитной ячейки все ценности находятся в сохранности.
При завершающем посещении клиентом сейфовой комнаты старший администратор должен убедиться в том, что все ценности извлечены гостем из депозитной ячейки и находятся в полной сохранности. Для подтверждения того, что гость не имеет никаких претензий, требуется его подпись в регистрационном бланке. Затем возвращается гостю залог за ключ (если залог был взят в начале обслуживания).
Далее необходимо положить полученный от клиента ключ на прежнее место, т. е. в коробку с ключами от свободных ячеек. Опечатать коробку с ключами и опять поместить ее в служебную депозитную ячейку вместе с папкой, содержащей регистрационные бланки, закрыть дверцу.
В целях безопасности сейфовая комната должна контролироваться видеокамерами. Помимо этого она должна быть оборудована охранной сигнализацией, которая выведена на стойку службы приема и размещения. Индивидуальные электронные сейфы в гостевых комнатах имеют ряд преимуществ перед депозитными ячейками, находящимися в зоне Reception:
· депозитные ячейки обычно слишком малы для таких вещей, как фотоаппараты, ноутбуки, видеокамеры и т. д.;
· нет необходимости брать депозит (залог) за ключ, как при использовании депозитной ячейки, соблюдать ряд формальностей и оформлять необходимые документы;
· индивидуальные электронные сейфы позволяют гостям самим хранить свои ценности; не ждать в очереди, чтобы сдать или получить ценности в час пик — во время массового отъезда или регистрации, отвлекая тем самым персонал. Электронный сейф в номере доступен гостю 24 часа в сутки;
· отсутствие ключа повышает безопасность. Гости используют собственный код, который могут менять в любое время.
Несмотря на наличие электроники, сейфами легко пользоваться. Гость набирает свой собственный код, закрывает дверцу и нажимает кнопку «закрыть». В случае если гость забыл свой код, уполномоченный сотрудник гостиницы, может открыть сейф электронным сервисным устройством. Если и сотрудник не в состоянии открыть сейф, он связывается по «горячей телефонной линии» с сервисной службой фирмы-поставщика и выясняет, как открыть конкретный сейф. Если кто-либо попытался подобрать код и ввел его несколько раз неправильно, то сейф блокируется на 30 минут. В этом случае сейф можно открыть также только с помощью сервисного устройства. В случае необходимости можно прямо в присутствии гостя распечатать отчет из «памяти» сейфа, содержащий около 60 пунктов. Такие, например, как:
· 15 последних раз открывания и закрывания сейфа гостем (дата, время);
· 3 последних раза, когда сейф блокировался из-за неправильного ввода кода пользователем (дата, время);
· 3 последних попытки вскрыть внутреннюю крышку сейфа (дата, время) и т. д.
Такие функции индивидуальных электронных сейфов помогают защитить не только ценности гостей, но и персонал гостиницы от порой необоснованных обвинений в кражах.
Сейф должен располагаться в удобном для клиента месте. В отдельных гостиницах пользование сейфами — бесплатная услуга, включенная в стоимость номера. В большинстве же отелей — это дополнительная платная услуга (приблизительно 3–4 доллара США в сутки). Исследования показали, что индивидуальными сейфами (в тех гостиницах, где они установлены) пользуются 90 % гостей.
Итак, индивидуальные электронные сейфы — это не только комфорт и удобство для гостей, но также источник дохода отеля. Сейф окупается, как правило, менее чем за год. Лидером в производстве сейфов для гостиниц является фирма ELSAFE (Норвегия). Сейфы этой компании присутствуют в 10 из 10 лучших гостиниц для бизнесменов и в 7 из 8 лучших гостиниц для индивидуального отдыха. [6]
1.4 Требования и профилактика по улучшению условий и охраны труда работников в гостиницах
Требования по охране труда, содержащиеся в Межотраслевых правилах по охране труда при предоставлении гостиничных услуг направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих гостиниц и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
Управление охраной труда в гостинице осуществляет ее руководитель, в структурных подразделениях гостиницы – руководители структурных подразделений.
В целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий и охраны труда работающих в гостиницах разрабатываются и реализуются планы мероприятий по охране труда. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда в гостиницах производится: ежедневно, ежемесячно и ежеквартально.
В целях безопасности работников гостиниц, проживающих и посетителей, должны учитывать следующие требования:
· Строительные конструкции, инженерные сети зданий и сооружений гостиниц должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
· Техническая эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с проектной, эксплуатационной и другой документацией, составленной в установленном порядке;
· В процессе технической эксплуатации зданий гостиниц необходимо соблюдать требования ТКП «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-14-2005 (02250), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. № 262;
· В процессе эксплуатации не допускаются переоборудование и перепланировка зданий (помещений) гостиниц, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций зданий, нарушению противопожарных норм и правил, нарушениям в работе инженерных систем и (или) установленного в них оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов;
· Контроль над техническим состоянием здания гостиницы осуществляется работодателем путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров (далее – осмотры).
Плановые осмотры подразделяются на общие и частичные. Общие осмотры проводятся 2 раза в год (весной и осенью). Неплановые осмотры должны проводиться после стихийных бедствий, аварий и при выявлении недопустимых деформаций оснований. По результатам осмотра оформляется акт, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем или уполномоченным им лицом. [1]
1. 5 Правила эксплуатации гостиничных систем
Ежегодно в гостиницах должны осуществляться мероприятия, связанные с подготовкой к эксплуатации в осенне-зимний период внутренних систем теплоснабжения, системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха. Все они должны быть подготовлены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов по их проектированию.
Система отопления зданий гостиниц должна эксплуатироваться с соблюдением следующих требований:
– контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны быть в исправном состоянии;
– тепловая изоляция трубопроводов в помещениях должна быть неповрежденной.
Системы теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха должны обслуживаться работающими, имеющими соответствующую профессию и прошедшими в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы (далее – обслуживающий персонал).
Обслуживающий персонал должен осуществлять контроль за работой систем отопления (в течение отопительного сезона), вентиляции и кондиционирования воздуха, своевременно устранять неисправности. Обнаруженные неисправности должны регистрироваться в соответствующем журнале с последующей отметкой даты их устранения, вида выполненных работ и фамилий работающих, устраняющих неисправности (проводивших ремонт).
Персоналу, обслуживающему системы вентиляции, необходимо:
– в установленные сроки проверять состояние воздуховодов, воздухоприемных и воздуховыпускных устройств;
– следить за тем, чтобы они не имели засоров и механических повреждений;
– производить прочистку загрязненных воздуховодов только при остановленном вентиляторе;
– проверять целостность антикоррозийного покрытия воздуховодов.
Система водоснабжения гостиницы должна соответствовать проектно-сметной документации и круглосуточно обеспечивать бесперебойную подачу холодной воды с требуемым напором ко всем водоразборным точкам и пожарным кранам.
Система канализации гостиницы должна соответствовать требованиям проектной документации и обеспечивать бесперебойное отведение сточной жидкости от всех санитарно-технических приборов и приемников сточных вод в наружную канализационную сеть. [6]
Мусоропроводы в гостиницах устраиваются в лестничных клетках или в отдельных помещениях. В помещениях отдыха работающих устройство мусоропроводов не допускается.
Дверки (ревизии) в верхней части стволов мусоропровода во избежание их открывания при возгорании мусора должны быть заперты.
Загрузочные клапаны и помещения, в которых они находятся, должны содержаться в чистоте.
При эксплуатации систем мусороудаления необходимо:
– следить за целостностью и плотностью закрывания крышек мусоропровода;
– регулярно производить смазку подвижных узлов мусороприемных клапанов.
Сбрасывание мусора в загрузочный клапан должно производиться небольшими порциями. Крупные части мусора должны быть измельчены для свободного прохождения через загрузочный клапан. Мелкий и пылевидный мусор перед сбрасыванием в мусоропровод следует завертывать в малогабаритные пакеты, свободно размещающиеся в загрузочном ковше.
В случае засоров или неисправностей мусоропровода необходимо немедленно сообщить об этом диспетчеру, лицу, ответственному за эксплуатацию систем мусороудаления, должностному лицу и временно прекратить пользование мусоропроводом до ликвидации неисправности. Снятие загрузочных клапанов и их ремонт должны производиться только лицами, ответственными за эксплуатацию систем мусороудаления.
Прочистку ствола мусоропровода следует осуществлять через ревизию верхней части ствола опусканием на тросе специального груза, а также через отверстия загрузочных клапанов при снятии их подвижных частей. [2]
Для защиты работающих от травм падающими тяжелыми предметами на время смены мусоросборников и опорожнения бункера следует закрывать шибер в нижней части ствола.
В момент наполнения сборника его следует закрывать шторой (чехлом). Вынос мусоросборников вручную должен производиться двумя рабочими.
Пылеудаление в гостиницах должно осуществляться пылесосами или специальной централизованной системой пылеудаления, а также ручной влажной и сухой уборкой.
Независимо от наличия и характера уборочных механизмов уборочный инвентарь должен обеспечивать необходимые удобства для работающих, занятых уборкой гостиницы. При уборке следует применять самозакрывающиеся совки, переносные контейнеры мелких габаритов, легкие тележки и другое.
Техническое обслуживание систем централизованного вакуумного пылеудаления должно осуществляться лицами, имеющими соответствующую профессию (должность), прошедшими в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы, знающими механическую и электрическую части системы и дистанционное управление ее работой.
Ввиду мелкой дисперсности пыли следует не допускать ее разлетания, высыпания на поверхность пола. Следует помещать ее в плотные пакеты для вывоза в места обезвреживания мусора.
Эксплуатация электрооборудования:
Установка нового оборудования, капитальный ремонт и модернизация действующего электрооборудования должны производиться в соответствии с проектной документацией.
Работающие, обслуживающие электрооборудование (далее – электротехнический персонал), обязаны:
– обеспечить нормальную, безаварийную работу всех электроприемников в соответствии с проектом и требованиями соответствующих нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, а также запроектированные уровни освещенности во всех помещениях гостиницы и ее территории;
– заменять вышедшее из строя электрооборудование;
– проводить периодические осмотры электрооборудования.
Работающие в гостиницах должны быть осведомлены о возможности поражения электрическим током, мерах безопасности и мерах по оказанию первой помощи попавшему под напряжение.
Проживающие в номерах должны быть предупреждены о запрещении использования в номерах электронагревательных приборов, за исключением электроприборов личной гигиены (электробритва, электромассажер, электробигуди и тому подобное).
Для подключения уборочных машин в коридорах должны устанавливаться специальные штепсельные розетки с третьим заземляющим контактом. В помещениях ванных комнат, санузлов, туалетах, душевых, раздевалках при душевых помещениях не допускается установка выключателей и штепсельных розеток. Установка штепсельных розеток для электробритв, фенов в ванных комнатах допускается только при питании их через индивидуальный разделительный трансформатор.
В гладильных комнатах с проводящими полами должны иметься напольные изолирующие настилы, жестко прикрепленные к полу, или диэлектрические коврики, приклеенные к полу. Рабочая поверхность гладильного стола должна изготавливаться из изолирующих материалов (дерево, жаростойкая пластмасса и тому подобное). Стол должен быть расположен так, чтобы человек, пользующийся утюгом, не мог одновременно прикасаться к корпусу утюга и заземленным частям оборудования или к токопроводящим конструкциям или поверхностям. Подставка для утюга должна изготавливаться из изолирующего материала. [2]
Стиральная, сушильная, сушильно-гладильная машины, гладильный пресс, центрифуга, лифт должны быть снабжены механической и электрической блокировками, препятствующими пуску электродвигателя при открытых люках, дверях или ограждениях. Исправность блокировок должна проверяться перед началом каждой смены.
Стиральной машине, гладильному прессу, другим машинам, имеющим электрический привод, должен быть присвоен порядковый номер, нанесенный на видном месте.
На все пусковые устройства и кнопки управления должны быть нанесены четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся.
К оперативному обслуживанию и осмотру электроустановок гостиницы допускаются лица, имеющие соответствующую профессию (должность), прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы, с присвоением группы по электробезопасности (II – V).
Численность электротехнического персонала, производящего ремонт, чистку и проверку электроустановок, определяется лицом, ответственным за электрохозяйство.
Персоналу с группой по электробезопасности ниже III запрещается единоличное проведение работ, связанных с доступом к токоведущим частям оборудования.
Эксплуатация светильников без защитных стекол, рассеивателей или решеток, предусмотренных конструкцией, не допускается. Светильники общего пользования должны подвергаться периодическому осмотру и чистке не реже 2 раз в год. Чистка светильников должна совмещаться со сменой перегоревших ламп, стартеров, заменой вышедших из строя отражателей, защитных колпаков и других элементов светильников.
Электротехнический персонал, выполняющий работы в электроустановках, должен быть обеспечен средствами защиты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и норм комплектования средствами защиты работающих в электроустановках. Выдаваемые средства защиты должны соответствовать условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Электротехнический персонал должен быть обучен правилам применения средств защиты и проинструктирован о порядке использования и ухода за средствами защиты.
Электрические плиты, установленные в ресторанах, буфетах и других помещениях гостиницы, должны быть заземлены.
Групповая сеть питания электроплиты должна быть защищена от перегрузок и коротких замыканий приборами защиты, установленными только в фазных проводах. Электрические плиты, присоединяемые к трехфазной сети, должны быть защищены трехфазными автоматическими выключателями.
Текущий ремонт электроплит должен проводиться по графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство гостиницы, ресторана, не реже одного раза в 6 месяцев. Электрические плиты должны быть установлены на расстоянии не менее 0,5 м от заземленного оборудования. При невозможности обеспечить указанное расстояние должна быть предусмотрена установка ограждающих конструкций. [8]
1. 6 Правила эксплуатации гостиничных оборудований
Эксплуатация оборудования, применяемого в гостиницах, должна осуществляться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации организаций-изготовителей, нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
Эксплуатация оборудования без предусмотренных конструкцией ограждающих устройств, предохранительных устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты не допускается. Размещение и эксплуатация оборудования в помещениях и на рабочих местах не должны представлять опасность для работающих.
Оборудование не должно иметь острых углов, кромок и неровных поверхностей, представляющих опасность для работающих. Все движущиеся, вращающиеся и выступающие части оборудования, вспомогательных механизмов должны иметь защитные ограждения, чтобы исключалась возможность травм работников. Открывающиеся дверцы, крышки, щитки оборудования должны иметь устройства, исключающие их случайное снятие и открывание.
Ограждения, открываемые вверх, должны фиксироваться в открытом положении. Ограждения, которые по условиям работы не требуют частого снятия, должны демонтироваться только с помощью слесарного инструмента. Ограждение, периодически открывающееся вручную, должно быть окрашено с внутренней стороны в сигнальный цвет. На наружную сторону ограждения наносят или крепят в зависимости от вида опасности предупреждающий знак безопасности. Опасная зона оборудования, где по условиям работы ее полное ограждение невозможно, должна иметь бесконтактную блокировку.
Конструкция и расположение органов управления оборудования должны исключать самопроизвольное изменение их положения вследствие вибрации и других воздействий.
Узлы оборудования, являющиеся опасными для обслуживания, должны быть окрашены в опознавательные цвета и иметь знаки безопасности согласно требованиям технических нормативных правовых актов.
Вспомогательные операции (уборка, смазка, чистка, смена инструмента и приспособлений, регулировка оградительных, предохранительных и тормозных устройств и тому подобное), а также работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования должны выполняться при выключенном оборудовании. На пусковых устройствах вывешиваются плакаты: "Не включать! Работают люди!".