Все эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ
Программа
По профилактике употребления ПАВ
«Твоя жизнь - твой выбор»
Актуальность исследования и постановка проблемы.
«Будущее должно быть заложено в настоящем…»
Г. Лихтенберг
В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе (В.В. Гульдман, С.А. Караганова, Г.Ф. Карпова, Д.В. Колесов, Г.В. Латышев, Г.Г. Силласте, В.М. Сорокин, Б.Е. Спрангер, Е.А. Чернов и др.). Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек (Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гирни, A.M.Басовидр.) Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики, которые становятся частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга (С.Г. Косарецкий, СВ. Егоршев, Е.Е. Чепурных,Е.Н. Сорочинская, В.М. Сорокин, Е.П. Омельченко и др.). Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). Подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью.
Все эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.
Задачи программы:
1. Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.
2. Вовлечь детей и подростков в позитивную деятельность адекватную их интересам и способностям.
3. Развить личностные ресурсы участников эксперимента (коммуникабельность, уверенность в себе, навыки противостояния давлению, стрессоустойчивость и т.д.).
4. Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
5. Формировать здоровый жизненный стиль у учащихся.
6. Создать методики проведения профилактических родительских собраний и обучение учителей работе по ней.
7. Разработать и внедрить профилактические программы различного уровня, направленные на предупреждение употребления ПАВ.
8. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально - поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска»
Сроки работы :
Январь 2008 года - май 2014 года
1 этап – январь – апрель 2008 года – Организационный
Цель: определение круга интересующих вопросов, просвещение родителей, педагогов, учащихся, создание инициативной творческой группы.
2 этап - август 2008 – май 2009года – Подготовительный
Цель: создание условий для реализации программы эксперимента:
- изучение и систематизация теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта;
- стартовая констатирующая диагностика;
- выявление детей «группы риска»;
- создание проектов профилактики употребления ПАВ.
3 этап - август 2009 года – май 2010 года - Практические действия
Цель: реализация программы эксперимента.
4 этап - август 2010- май 2014 года - Завершающий.
Цель: подведение итогов и осмысление результатов деятельности.
- Анализ полученных и ожидаемых результатов.
- Подтверждение или опровержение гипотезы экспериментальной программы.
Направления работы:
1.Информационно- просветительская работа с обучающимися, родителями и педагогами, которая включала:
- оформление стендов для родителей на тему: «Рекомендации по раннему выявлению вредных привычек у подростков», «Родителям о ПАВ», «Полезные советы родителям»; для учащихся: «Мифы и реальность о ПАВ», «Влияние ПАВ на здоровье подростков»; для педагогов: «Действия педагога при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков», «Памятка для педагога»; для просмотра были представлены ФЗ РФ - №87 «Об ограничении курения табака» и ФЗ №11 «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на их основе».)
- выступление на родительском собрании в 5 классе на тему «Что толкает наших детей к употреблению наркотиков?»- май. Цель которого: убедить родителей в необходимости активного обсуждения проблемы в семье, познакомить родителей с информацией и статистикой по проблеме наркомании.
- проведение занятий и классных часов с учащимися:
(открытое занятие в 8 классе «Наркомания- знак беды!», - октябрь Басова О.Н.;
занятие в 5-7 классах. «В здоровом теле – здоровый дух» - ноябрь Иванова Н.П.;
классные часы в 7, 8, 9 классах «Умей сказать «нет!» - октябрь Воробьева Т.В;
игра в 8,9 классах « Математика плюс профилактика» - февраль Скворцова Н.А.
просмотр мультфильма со 2 – 5 класс, классный час «Здоровая планета в наших руках» апрель)
2. Диагностика предполагает
- сбор информации о семьях, чьи родители злоупотребляют алкоголем, постановка их на школьный учет и на учет в РЦ, где с такими семьями проводится определенная работа. (20 семей- 28%) ;(за 2006-2007 уч.г. -35%);
- анкетирование по выявлению уровня знаний среди подростков о ПАВ. Проходило в анонимной форме, было предложено 14 вопросов с 3 вариантами ответов, 1 выбранный респондентом ответ нужно было подчеркнуть. В опросе принимало участие 28 учащихся с 5-9 классы. Согласно анализу анкетирования можно сделать следующие выводы: что мнения ребят разошлись. 50% считают, что можно избежать опасной для себя ситуации, если подобрать компанию, в которой не курят и не пьют. 25% отметили, что им не нужна компания, в которой не курят и не пьют. Такой же % ответили, что не во всякой компании меня примут. На вопрос, уверен ли ты, что сможешь отстоять свою позицию, если будут на тебя давить: уверены - 64%, не уверены- 21%, 17% дали ответ - не знаю. 75% согласны с утверждением, что употребление наркотиков может привести к заболеванию СПИДа, 21%- затруднились ответить, а 7% считают, что употребление наркотиков может привести к удовольствию. 7% не верят, что от передозировки наркотиков можно умереть. 46% ребят владеют информацией о том, как может передаваться ВИЧ инфекция, а 54% уверены, что переносчиком могут быть и грязные руки. 7% ребят хотели бы проводить свободное время, как в рекламе пива «Клинское».
3. Устранение причин и условий, вызывающих отклонения данного характера:
- участие в заседаниях Совета профилактики совместно с представителями ОДН и КДН, т.к. основанием для обсуждения ученика может быть употребление алкогольных напитков и курение на территории школы;
- консультации, беседы с учащимися и родителями по профилактике правонарушений и употребления ПАВ.
Таким образом в соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
· работа с детьми «группы риска»;
· работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
· работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2) Работа с педагогическим составом:
· подготовка учителей к ведению профилактической работы;
· организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
· информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
· работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
· психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
· поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Данная работа позволяет добиться следующих результатов:
1) развить у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формировать потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышать уровень психосоциальной адаптации детей;
4) учить вырабатывать активную жизненную позицию, исключающую использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.