Как стать хозяйкой своего времени
Обезьяна уже встала на ноги, когда же человек поднимется с колен?
Борис Крутиер
Есть люди, которые за те же 24 часа в сутки успевают сделать множество чрезвычайно важных дел и при этом не страдают от невроза. А для того, чтобы сохранить свое психическое здоровье, а тем более, преуспеть в жизни, нужно научиться управлять временем.
Для этого составьте два списка. В первый включите дела в убывающем порядке по степени их важности. Во второй список запишите не срочные дела, которые можно отложить на потом, например, на другой день или на выходные. С самого утра делайте все по первому списку, в той последовательности, в которой сами составили. Приучайтесь ни на йоту не отклоняться от списка. Никаких ненужных телефонных и личных разговоров, встреч, незапланированных мероприятий, "срочных" проблем.
С тех пор, как человек стал на задние ноги, он так и не может обрести равновесие.
Ст. - Ежи Лец
Если вы руководите коллективом и к вам приходит сотрудник по поводу какого-то вопроса, который не входит в ваши сегодняшние планы, - не занимайте своего времени, чтобы выслушать его. Пусть справляется с проблемой самостоятельно - от этого будет двойная польза: и его приучите самостоятельно принимать решения и не морочить вам голову мелочевкой, и себя избававите от раздражения, что он такой бестолковый и неинициативный.
Все стараются не показывать свои слабости, а они как на витрине.
В. Георгиев
Если вопрос важный, действительно требующий вашего вмешательства, - назначьте конкретное время, когда сотрудник должен прийти, и включите его визит в свой распорядок на назначенный день.
И самое главное, помните важную аксиому: нет таких дел, которые нельзя отложить на завтра. Это аксиома, потому что не нуждается в доказательствах.
Авральная система - это пережиток, оставшийся нам от "совка", - тогда предприятие целый месяц работало кое-как, а в конце месяца (или квартала, или года) начиналась штурмовщина. Все недостатки прежней системы нужно категорически искоренять, иначе вам не достичь успеха или вы достигнете его за счет собственного здоровья. Забудьте раз и навсегда и другую популярную у нас фразу: "Это нужно было сделать ещё вчера". Раз не сделано вчера и сегодня, следовательно, можно отложить и на завтра.
Жизнь вынуждает человека много делать добровольно.
Ст. - Ежи Лец
В течение своего рабочего дня строго придерживайтесь своего плана, постепенно вычеркивая сделанные дела. Достигнув конца списка, прощайтесь с сотрудниками и со спокойной душой отправляйтесь домой, в кино, в театр, на концерт или на свидание.
А что делать со вторым списком? Просто-напросто вспомнить аксиому: нет таких дел, которые нельзя отложить на завтра.
Петух сказал: "Я свое прокукарекаю, а с рассветом будь что будет".
Осeтинская пословица
НИКТО ТЕБЯ … , КАК САМА СЕБЯ…
Иногда люди абсолютно беззащитны перед собственной угрозой.
В. Георгиев
Посмотрите на следующий список и пометьте, какие ситуации вас больше всего нервируют:
- Ваш ребенок (приятель, коллега на работе, попутчик) почему-то включает звук на полную мощность, когда слушает радио или смотрит телевизор.
- Вам нужно срочно позвонить по важному делу, но кто-то другой уже полчаса "висит" на телефоне, несмотря на то, что вы посматриваете на него и на часы весьма выразительно.
- Вы хотите позвонить, но номер абонента постоянно занят.
- Что бы вы ни делали, всегда найдется кто-то, кто лезет с советами, когда его не просят.
- В ваш разговор с кем-то постоянно вмешивается третий.
- Дети (ваши или чужие) слишком громко кричат, все люди слишком громко разговаривают, кто-то постоянно повышает голос ("Почему они все так орут?.. Почему бы им всем не заткнуться?.." - периодически думаете вы или шепчете себе под нос).
- Опять на уикенд придут родственники, опять надо ломать голову, чем их угостить, а потом мыть посуду…
- О, эта ненавистная кухня, гора грязной посуды, залитая чем-то плита, пятна на полу, о, ненавистная уборка!..
- Вы и так постоянно теряете мысль, вам трудно сосредоточиться, а кто-то постоянно перебивает вас.
Умей владеть собой, если не хочешь, чтобы другие владели тобой.
В. Георгиев
- Вы всю ночь не могли заснуть и пролежали в полудреме, а этот проклятый будильник зазвонил, как только вы забылись тяжелым сном.
- Цвета окружающих предметов слишком яркие, они не сочетаются друг с другом. "Похоже, у того, кто это создал, совершенно нет вкуса", - думаете вы.
- Вы за рулем, а рядом сидит ваш(а) супруг(а) (мать, отец, приятельница) и постоянно подсказывает, где свернуть, где перестроиться в другой ряд.
- Почему-то никто не спешит вам похвалить, но есть множество любителей тыкать вас носом в ваши ошибки.
- Вы смотрите на себя в зеркало и не нравитесь себе - лицо несвежее, взгляд потухший, выражение лица унылое.
- Вокруг вас одни "всезнайки" - они все знают и умеют лучше вас.
- Вас раздражают все или почти все люди, общение становится все более тягостным. Больше всего вам хочется закрыться в комнате на ключ, лечь в постель и лежать, бездумно глядя в потолок. И чтобы вообще не слышать звука человеческого голоса! А поскольку это неосуществимо, то все вам приходится делать через силу.
Если вы отметили более шести ситуаций, которые вас нервируют, следовательно, вы находитесь в состоянии психического напряжения. А значит, вам нужно подумать о своем здоровье.
"Где был мой инстинкт самосохранения?!" - сокрушалась обезьяна, став человеком.
Борис Крутиер
КОГДА ЖЕНЩИНА НА ПРЕДЕЛЕ…
Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятностей на свой счет, но всегда относи их на казенный.
Козьма Прутков
Признаки стресса знакомы многим современным людям, в особенности женщинам, так как они острее реагируют на неприятности.
Наиболее общие признаки стресса - постоянно подавленное настроение, апатия и утрата интереса даже к прежде любимым занятиям, повышенная утомляемость, хроническая усталость, когда даже отдых не дает прилива сил и ощущения бодрости, засимость от перемены погоды, беспричинная тревога и бессонница. Все это носит название астении (в упрощенном понимании, упадок сил, бессилие), или астенического синдрома, а заболевание, которое развивается в результате чрезмерного стресса, - называется астеническим неврозом (или неврастенией).
29-летняя Настя работает редактором в издательстве. Работа ей нравится, Настю все любят и уважают. Директор издательства часто бывает в командировках, а Настя всегда на месте. Она в курсе всех дел, всегда готова помочь. В отсутствие директора коллеги обращались к ней с разными вопросами, даже превышавшими её полномочия. Вернувшемуся из командировки директору она докладывала обо всех посетителях и насущных проблемах, и со временем он позволил ей самостоятельно принимать решения. Помимо чисто редакторских обязанностей, у неё появилось много новых. Теперь со всеми проблемами сотрудники издательства обращались к Насте. Она раньше всех приходила на работу и позже всех уходила.
Домой Настя приходила вконец измученной, но успокаивала себя, что сейчас идет срочная работа, надо все успеть, а скоро вернется директор, и ей будет полегче. Но дни шли, а легче ей не становилось. Все дела были срочными, нужно было помнить об уйме проблем и вовремя решать их. Настя никогда не отказывалась, не перекладывала дела на плечи других сотрудников. Некоторые из её коллег намеренно или ненамеренно выполняли работу недостаточно качественно, и ей приходилось их постоянно контролировать или делать за них их работу. По складу своего характера она не любила конфликтов, не умела ругать других за манкирование своими обязанностями; кроме того, она по-прежнему числилась редактором, хотя на самом деле исполняла обязанности заместителя директора.
Порой из-за текучки, многих мелких неотложных дел, непрерывных телефонных звонков и потока посетителей Настя не успевала редактировать рукопись, и была вынуждена брать её домой, сидела ночами. Вечером у неё не смолкал домашний телефон. Ей самой приходилось часто звонить то авторам, то коллегам, то заказчикам. Настя допоздна сидела над очередной рукописью на своей кухне, занавесив застекленную дверь одеялом и забрав с собой телефон, чтобы никого не беспокоить. В работе у неё было много рукописей, а кроме того, Насте приходилось подменять заболевших коллег. Бывало, что работала дома и в выходные, и в праздники.
Закончив работу в два-три часа ночи, она без сил падала в постель, но долго не могла уснуть, повторяя про себя, что нужно сделать завтра. Вставала в 7 часов, чтобы приготовить завтрак, потом отводила семилетнюю дочку в детский сад. Утром аппетита у неё не было, и Настя ограничивалась чашкой кофе. Она постоянно не высыпалась, уже с утра чувствовала себя вялой, а после часа езды в транспорте приходила на работу вконец измотанной. На работе, где вокруг постоянно были люди, Настя постоянно подбадривала себя крепким кофе, и за день выпивала более 15 чашек. Есть ей совершенно не хотелось, а кроме того, у неё не было времени, чтобы полноценно перекусить. Иногда на ходу перехватив бутерброд или печенье, Настя работала до вечера. А назавтра все снова повторялось.
Настя стала раздражительной, частенько плакала, обещала себе, что скоро все измениться к лучшему, но все шло как прежде. Она очень уставала и мечтала только о том, чтобы как следует выспаться, давая себе обещание, что в выходные проспит до полудня. Но утром в субботу или в воскресенье её нередко будил междугородний звонок одного из авторов, над рукописью которого она в данный момент работала, и Настя, ворча и чертыхаясь, была вынуждена встать. Уснуть после длительных телефонных переговоров уже не удавалось. Но даже если никто не звонил, то утром она просыпалась от беготни и смеха дочки. Бывало, что Настя с раздражением кричала из спальни, чтобы та прекратила шуметь и дала ей выспаться хотя бы в выходные. После этого Настя тем более не могла уснуть и ходила целый день подавленная, коря себя за несдержанность и давая себе обещание: "С завтрашнего дня постараюсь изменить ритм работы, дальше так продолжаться не может". Но придя на работу, она тут же забывала о своих благих намерениях и опять впрягалась в привычную лямку.
Настя похудела, потеряла аппетит, плохо засыпала, утром вставала разбитой и с отвращением думала, что опять её ожидает обычная текучка, суета и куча дел, которые никогда не кончаются. Даже любимая работа её теперь раздражала. Она стала рассеянной, теряла важные документы, забывала о встречах и важных делах. Пришлось завести ежедневник, в который она записывала все, что нужно сделать, хотя раньше у неё была прекрасная память. Разговаривая с кем-либо, Настя постоянно теряла нить беседы и иногда внезапно замолкала, растерянно спрашивая собеседника, о чем они только что говорили.
Сидя над очередной рукописью, она порой тупо смотрела на страницу, не понимая, что там написано и не запоминая прочитанного. Ей стало трудно сосредоточиться, Настя по несколько раз перечитывала фразу, и она казалась ей топорной, громоздкой. Раньше у неё был легкий стиль, и фразы складывались сами собой. Если она чувствовала живой сюжет, но у автора был тяжелый слог, она с легкостью правила рукопись, добиваясь, чтобы стиль изложения был гладким. За это её и ценили в издательстве и опытные сотрудники, и директор. Ее всегда хвалили, а директор говорил, что она соавтор произведения, а не просто редактор. Теперь же Насте ничего не нравилось из прочитанного, её раздражали повторы или безграмотность автора, она сердилась и бросала работу над рукописью, а директору говорила, что автор бездарен и никакая литературная обработка не поможет.
Директор доверял профессионализму Насти и прислушивался к её мнению, но однажды не согласился с её оценкой очередного романа, стал с ней спорить и обвинять в излишней придирчивости и утрате литературного "нюха". Она вскипела, чего с ней раньше никогда не случалось, швырнула рукопись на стол, от чего листы рассыпались по всему кабинету, и выбежала, хлопнув дверью. Ее всю трясло от возмущения и обиды, и она на весь день была выбита из колеи. У неё заболело сердце, хотя раньше такого никогда не было, и ей пришлось выпить валокордин. С работы Настя ушла раньше обычного и пришла домой, чувствуя себя больной и разбитой.
Врач выписал ей больничный лист, но поболеть Насте не дали. С утра позвонил встревоженный директор, извинился за свою резкость и сказал, что она совершенно права, роман бездарный, но автору уже выплачен аванс, прежние его книги неплохо раскупались, и издавать его все же придется. Потом звонили сотрудники по разным неотложным делам, и большую часть дня Настя решала по телефону текущие вопросы. На следующий день у неё была назначена встреча с автором, который приехал из другого города, и директор позвонил ей, спрашивая, как быть. Никто, кроме нее, не читал рукопись и не мог снять вопросы, и она пообещала приехать, успокаивая себя, что съездит всего на пару часов. Но на работе, как всегда, нашлось множество срочных дел, и Настя спохватилась только под вечер. Дома ей опять стало плохо с сердцем и тогда она наконец-то проявила твердость и потребовала, чтобы директор отпустил её в отпуск, онане отдыхала уже три года и теперь намерена отдыхать все лето.
Месяц Настя провела на море, затем два месяца жила на даче родителей, с удовольствием возилась в саду, хорошо отдохнула, загорела, окрепла и повеселела.
А после отпуска все вернулась на круги свои. Снова бесконечные телефонные звонки, встречи, переговоры, неотложные дела, суета и хлопоты, постоянный "недосып". С каждым днем Насте было все труднее и труднее работать. Она постоянно не укладывалась в сроки, задерживала рукописи, что ещё больше нервировало её. Сидя до поздней ночи над очередной рукописью, Настя успевала отредактировать всего несколько страниц. Ей казалось, что она разучилась писать легко и теряет свою профессиональную квалификацию.
Она стала раздражительной, несдержанной, часто плакала по незначительному поводу. Если к дочери приходили подружки, и дети затевали шумную возню, то Настя сердилась и кричала: "Прекратите шуметь! Вы мешаете мне сосредоточиться", - потом плакала, винила себя за несдержанность, обещала себе, что будет следить за собой, но уже через некоторое время могла вновь вспылить из-за пустяка.
Все уговаривали её перейти на более спокойную работу, тем более, что зарабатывала она немного. Но Настя любила свою работу, ей нравилось, что их издательство выпускает хорошие книги, и она не представляла себя на другом месте. Но сама понимала, что дальше так продолжаться не может, и наконец-то решила обратиться к психиатру.
У Насти - типичный астенический невроз, самая частая из современных болезней, которую теперь модно называть синдромом хронической усталости (подробнее о том, как этот невроз проявляется, в главе "Профессиональная болезнь деловых людей").
Неврозы - это группа пограничных психогенных заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих факторов.
Пограничными их называют потому, что они как бы стоят на границе между нормой и патологией. В обычных условиях человек способен самостоятельно справляться с различными жизненными трудностями (например, он обучается противостоять стрессам и повышает свою сопротивляемость), но в неблагоприятной ситуации, у человека с пониженной сопротивляемостью к стрессам могут возникнуть психические нарушения, которые потребуют помощи психиатра.
Причина неврозов - действие психотравмирующих раздражителей. Это действие определяется той информацией, которую несут эти раздражители. В большинство случаев такой информацией являются любовные или семейные проблемы, потеря близкого человека, служебные неприяности, крах надежд или карьеры, разорение, утрата имущества, наказание за что-либо, угроза жизни, здоровью или благополучию.
В возникновении неврозов имеют значение и такие вредности, как длительное недосыпание, умственное или психическое перенапряжение. В этих случаях тоже имеет место воздействие на психику информации, побуждающей преодолевать усталость.
Психической травмой является и речевое (например, оскорбление, унижение, ссора) и безречевое воздействие (например, извещение о гибели близкого человека, вид собственного дома, охваченного пожаром и прочее). Самой частой причиной неврозов является словесное воздействие в качестве носителя патогенной информации. Вредными могут быть и однократные сильные раздражители, и многократно действующие более слабые раздражители. В последнем случае действие слабых раздражителей суммируется.
Невротический срыв может быть у любого человека, однако у некоторых людей имеется предрасположенность к возникновению неврозов. Это чаще всего люди с "трудным" характером; психиатры в таких случаях говорят о расстройствах личности. Значение провоцирующего фактора могут иметь и приобретенные в процессе жизни качества, которые ослабляют сопротивляемость к отрицательному внешнему воздействию, например, перенесенное тяжелое инфекционное или какое-либо другое тяжелое заболевание внутренних органов, эндокринные или некоторые психические расстройства, а также злоупотреблении алкоголем и наркотически действующими веществами.
Важной особенностью неврозов является то, что человек осознает свою болезнь и стремится её преодолеть. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.
Как и многие психические заболевания, неврозы сопровождаются общим расстройством здоровья, вегетативной дистонией, астенической симптоматикой и нарушениями деятельности внутренних органов. Поэтому пациенты обычно обращаются не к психиатрам, а к терапевтам, невропатологам, эндокринологам и другим врачам-интернистам, но лечение обычно не приносит успеха, так как вегетативные и соматические нарушения - лишь следствие психического заболевания, а не самостоятельная болезнь.
Невроз - временное состояние, которое имеет четкое начало и конец, и все его симптомы обратимы (то есть, преходящи), независимо от длительности - то есть, болезненные проявления проходят, когда ситуация, вызвавшая их, теряет актуальность, или в результате лечения.
Все неврозы успешно лечатся, никаких последствий после эффективного лечения они не оставляют. Но такая благоприятная динамика наблюдается лишь при условии своевремнного и квалифицированного лечения, а это может сделать только психиатр (но не психолог, потому что он не врач!). Самолечение не принесет успеха, а лишь затянет болезнь, и тогда даже терапия не будет столь успешной. В тех случаях, когда человек не обращается к психиатру, и невроз не лечится, болезнь может существовать длительное время, и тогда говорят о затяжном невротическом состоянии или даже о невротическом развитии личности.
Важной особенностью неврозов является то, что сохраняется способность адаптироваться окружающей среде. Человек сознает свою болезнь и хочет её преодолеть, но не всегда видит истинную причину расстройств, объясняя их усталостью. Хотя переутомление - одна из предпосылок невроза, но не менее важным является наличие психотравмирующей ситуации. Пока психическая травма не устранена, пока человек сам не осознает, что явилось причиной его болезни, пока он не научится психологической защите, - невроз не пройдет.
Ничто так не освежает, как снег на голову.
Геннадий Малкин