Эксплуатационной работы»
Курсовая работа
«СТАТИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУЗОВОЙ И
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ»
Выполнил: студентка гр. Э-10-3
Флуткова И.В.
Проверил: Сидоренко В. С.
ИРКУТСК 2012
ЗАДАЧА 1
Объемные показатели перевозок грузов
Задание
По данным о постанционном отправлении и прибытии грузов и длине участков условной сети железных дорог определить:
1) величину отправления и прибытия грузов по станциям, дорогам и условной сети;
2) грузооборот по дорогам и условной сети.
А Б В Г Д Ж 3 И К
Условные обозначения:
-станции и участки 1 дороги
-станции и участки 2 дороги
-станции и участки 3 дороги
Рис. 1. Схема условной сети железных дорог
Показатель “отправлено грузов” ∑Рqrq характеризует количество тонн грузов, принятых к перевозке в отчетный период по станциям отправления на данной дороге эксплуатируемой сети данной ширины колеи непосредственно от грузоотправителей на подъездных путях и местах общего пользования, поступивших с других видов транспорта, с линий другой ширины колеи, с линий новостроек и зарубежных дорог.
Показатель “прибыло грузов” ∑Рrq характеризует количество тонн грузов, перевозка которых завершена в отчетном периоде на станциях данного подразделения эксплуатируемой сети. Этот показатель охватывает грузы, которые выданы грузополучателям, переданы на другие виды транспорта, новостройки, линии другой ширины колеи, иностранные железные дороги.
Показатели, характеризующие объем грузовых перевозок: отправлено, прибыло, а также грузооборот - определяют на основании данных таблиц межстанционной и междорожной корреспонденций грузов. Корреспонденцией называется связь (перевозка) между отдельными территориальными объектами: станциями, дорогами, районами (табл.1).
Таблица 1
Межстанционная корреспонденция грузов
станции отправл. | Станции назначения | Итого отправл. | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | ||
А | - | |||||||||
Б | - | |||||||||
В | - | |||||||||
Г | - | |||||||||
Д | - | |||||||||
Ж | - | |||||||||
З | - | |||||||||
И | - | |||||||||
К | - | |||||||||
Итого прибыл. | - | - |
Суммы отправления и прибытия по станциям в таблице межстанционной
корреспонденции равны между собой, т.е. ∑Рqrq =∑Рrq
Показатели "отправлено", "прибыло" по дорогам определяют на основании таблицы междорожной корреспонденции (табл.2). В клетках таблицы проставлены корреспонденции между дорогами и внутри дорог.
Таблица 2
Междорожная корреспонденция грузов
Дороги отправления | Дороги назначения | отправлено | ||||
I | II | III | всего | В т.ч. вывоз | ||
I | - | |||||
II | - | |||||
III | - | |||||
прибыло | всего | |||||
В т.ч. ввоз |
На основании таблицы межстанционной корреспонденции определяют перевозки по видам сообщения: местное, прямое.
Местным сообщением называют перевозки в пределах одной дороги. Корреспонденции местного сообщения проставляют в клетках по диагонали таблицы междорожной коррепонденции.
Перевозки, в которых участвует несколько дорог, называют прямым сообще-нием. При этом в прямом сообщении выделяют "ввоз", "вывоз" и "транзит".
"Вывоз" ∑Рγq - это перевозки, при которых станция отправления находится на данной дороге, а станция назначения - за ее пределами.
"Ввоз" ∑Рwq - это перевозки, при которых станция назначения находится на данной дороге, а станция отправления - за ее пределами. "Транзит" ∑Ртрq – это перевозки, осуществляемые по участкам данной дороги, а станции отправления и назначения находятся за ее пределами.
По строкам таблицы междорожной корреспонденции рассчитывается число тонн груза, отправленного с дороги, указанной в этой строке, а также размер "вывоза" на этой дороге.
Объем "вывоза" на дороге определяют как разность между числом отправленных тонн груза и числом тонн, перевезенных в местном сообщении, т.е. ∑Рγq = ∑Рqrq -∑Рmq
По столбцам таблицы междорожной корреспонденции подсчитывается число тонн груза, прибывшего на дорогу, указанную в данном столбце, а также размер "ввоза" на этой дороге.
Размер "ввоза" на дороге определяют как разность между числом прибывших на дорогу тонн груза и числом тонн, перевезенных в местном сообщении, т.е. ∑Рwq = ∑Рrq - ∑Рmq
Общий итог отправления и прибытия грузов по сети в косой таблице междорожной корреспонденции выражается одной цифрой и характеризует размер перевозок железных дорог: отправлено по дорогам = прибыло по дорогам
∑Рqrq =∑Рrq
Итог вывоза равен итогу ввоза = ∑Рwq и характеризует объем междорожных перевозок (табл. 2).
Показатель "грузооборот" ∑Рq l характеризует перемещение грузовой массы.. Его определяют как сумму перевезенной массы отдельных грузовых отправок в тоннах ∑Рq на расстояние их перевозки в километрах l:
∑Рq l=∑Р 1q * l1 + ∑ Р 2q * l2 +…+ ∑ Р iq * li
Показатель "грузооборот" можно определить непосредственно по схеме грузопотоков или как сумму произведенной густоты по каждому участку условной сети Рq на длину этого участка l (табл. 3).
∑Рq l=f 1q * l1 + f 2q * l2 +…+ f iq * li
А Б В Г Д Ж З И К
f q =155 f q = 90 f q =105 f q = 140 f q = 160 f q = 185 f q = 80 f q =115
20
150 180 200 220 240 70 140 180
f q =140 f q = 0 f q = 0 f q = 285 f q = 285 f q =160 f q = 160 f q =90
Рис. 2. Густота перевозок на участках условной сети железных дорог
ЗАДАЧА 2
Качественные показатели перевозок грузов
Задание:
По данным задания и косой табл. 1 определить:
1) густоту перевозок грузов по участкам, дорогам, условной сети;
2) среднюю дальность перевозки грузов на дорогах в условной сети;
3) коэффициент неравномерности перевозки грузов по направлениям на участках, дорогах, условной сети.
Построить картограмму густоты движения грузов.
Схема грузопотоков строится либо на основе исходных данных о постанционном отправлении и прибытии грузов, либо на основе межстанционной корреспонденции грузов (табл. 1), а также данных о расстоянии между станциями.
Показатель "густота перевозок" f q характеризует интенсивность грузового потока на участках сети. Его величина показывает, сколько тонн груза проходит через каждый километр пути в отчетный период.
Густоту перевозок определяют двумя способами: графическим и табличным. Графический способ применяют при ограниченном числе станций и небольших размерах перевозок.
При графическом способе густоту перевозок определяют по схеме грузопотоков (см. рис. 2), которая строится, как уже было указано, на основании таблицы межстанционной корреспонденции грузов (см. табл. 1) и схемы железных дорог (см. рис. 1), по участкам которой определяют густоту. Густоту перевозок на участке fijq определяют посредством суммирования величины грузопотоков, прошедших по участку i j.
Пример табличного способа определения густоты приведен в таблице 3. Густота на участках в таблице определяется как разница густоты перевозок на подходе к станция j - (т.е. густоты на предшествующем участке) и прибытия грузов на станцию j плюс отправление грузов со станции j в направлении k:
Среднюю густоту на дорогах определяют как отношение грузооборота, выполненного на подразделении, и среднегодовой эксплуатационной длины подразделения (см. табл.3):
или по формуле средней арифметической взвешенной:
где: -густота на участке;
- длина участка;
- длина дороги, условной сети.
Так, среднюю густоту на 1-й дороге в направлении А-К определяют следующим образом (см. рис. 2):
Данные о густоте систематизируются не только в таблицах, но и изображаются графически в виде картограмм густоты перевозок. Картограмма густоты перевозок представляет собой график, осью которого служит железнодорожная линия на карте-схеме железных дорог. Грузопоток накладывается на карту-схему в виде ленты, ширина которой равна густоте движения в соответствии с принятым масштабом, а детина по оси - длине участка. На рисунке 3 приведен пример картограммы густоты перевозок, построенной по данным о густоте на участках, приведенным на рисунке 2 и в таблице 3.
Расчет густоты перевозок грузов в контрольной работа студент должен выполнить графическим и табличным способами. В заключение по результатам расчетов должна быть вычерчена картограмма густоты перевозок грузов на участках условной сети, пример которой приведен на рисунке 3.
Средняя дальность 1 - это среднее расстояние, на которое перевозится 1 т груза. Среднюю дальность определяют делением грузооборота в тарифных тонно-километрах на количество перевезенных тонн:
Средняя дальность перевозки груза по дороге отражает среднее расстояние перемещения груза в ее пределах:
В приведенном примере среднюю дальность определяют по данным таблицы 3. При этом "принято груза на дорогу" - это густота на подходе минус грузы, прибывшие на стыковую станция дороги под выгрузку, плюс погрузка на стыковой станции дороги подхода и плюс погрузка на дороге.
На дороге I средняя дальность составляет
На дороге II она составляет
На дороге Ш средняя дальность равна
На сети средняя дальность равна
Данные расчета заносятся в таблицу.
Станции | Направление А-И | Направление И-А | В обоих направлениях по сети | ||||||||||||
Отправ, т | Прибы- тие,т | Густо- та.т | Расст-е, км | Грузо- оборот, ткм | Отправл., т | Прибы- тие,т | Густо- та.т | Расстоя- ние, км | Грузо- оборот, ткм | перевезено | Средняя даль- ность | Коэф. Неравно- мерности | |||
всего | Отправ- лено | Принято | |||||||||||||
А Б В | 1,11 | ||||||||||||||
I дорога | 2,285 | ||||||||||||||
Г Д Ж | 1,8 1,2 | ||||||||||||||
II дорога | 1,7 | ||||||||||||||
З И К | 1,3 | ||||||||||||||
III дорога | 1,21 | ||||||||||||||
Сеть | 1, 2 |
Таблица 3. Определение грузооборота, средней дальности и густоты по участкам, дорогам и сети.
Коэффициент неравномерности перевозок грузов характеризует неравномерность перевозок по направлениям, участкам. Его определяют, как отношение меньшей густоты перевозок на участке к большей, т.е. как отношение густоты порожнего направления к густоте груженого:
Расчет коэффициента неравномерности по участкам, дорогам, сети приведен в таблице.
Рис. 3 Картограмма густоты перевозок на участках условной сети
ЗАДАЧА 3