Пример исполнительности: «форд-мустанг»
Одним из примеров проявления поразительной исполнительности было создание автомобиля «Мустанг» в компании Ford в начале 1960-х годов. Ли Я кокка (назначенный тогда генеральным директором Ford и пока еще не снискавший себе славы за спасение Крайслера от банкротства) стал движущей силой создания нового автомобиля. Для того чтобы марка «Мустанг» добилась широкого признания, Якокка сначала отговорил Генри Форда II (известного под кличкой «Хэнк-двойка») от идеи уже разрабатываемого в тот момент автомобиля «Кардинал».
Компания к этому времени вложила в модель 35 миллионов долларов, но Якокка оставался непреклонен в своем убеждении: «Кардинал» — проигрышный вариант, а корпорация Ford не может себе позволить еще одной неудачи, как это было с «Эдселем». Для того чтобы новый автомобиль оправдал возложенные на него надежды, говорил Якокка, он должен быть ориентирован на молодежь, которая и формирует в данный момент рынок моды. Привыкший всегда говорить прямо, Якокка в конце концов убедил высшее руководство закрыть программу «Кардинала». Это был решающий шаг, проложивший дорогу «Мустангу». Якокка был убежден, что молодежный рынок имеет все основания для быстрого расширения. Исследователи прогнозировали, что этот рынок к 1970 году удвоится. Он знал, что в отличие от ситуации, сложившейся вокруг провального «Эдселя», теперь «рынок искал автомобиль». Для того чтобы претворить свое видение в жизнь, Якокка объяснил, как должен выглядеть конечный продукт: он выполнен в великолепном стиле, обладает хорошими характеристиками, а его объявленная стоимость должна быть занижена. Более того, Якокка детализировал характеристики модели: «Это — автомобиль, на котором вы могли бы ездить в клуб вечером в пятницу, на стрип-шоу в субботу и в церковь в воскресенье».
Это звучало великолепно, но компания все еще рассчитывала на «Эдсель» и не хотела втягиваться в другой проект. Менеджеры также опасались, что новый автомобиль загубит рынок сбыта других моделей Ford. Но Якокка был непреклонен. Он был убежден, что в «ближайшие несколько лет автомобильный рынок встанет на уши». Якокка собрал команду первоклассных специалистов (Fairlane committee), для того чтобы решить, как можно заработать на этом грядущем «сейсмическом» сдвиге. Но время работало против него. Всемирная ярмарка в Нью-Йорке в 1 964 году была определена им как дата выпуска его машины-мечты. Для ускорения работы Якокка попросил своих людей подготовить рабочие проекты всего за 14 дней — непростая задача даже для профессионалов высокого класса.
«Мустанг» стал рекордсменом с первого дня выпуска. Когда он появился в продаже в апреле 1964 года, автомобильные салоны были переполнены покупателями. В техасском салоне 15 покупателей устроили аукцион из-за одного «Мустанга», выставленного на витрине. Только за два года этот автомобиль принес компании 1,1 миллиарда долларов чистой прибыли (по курсу 1960-х годов). Это был ошеломляющий успех.
Создание автомобиля «Мустанг» — классический пример того, как лидер, владеющий моделью 4Е, может заставить события развиваться в нужном ему русле. Якокка был неутомимым менеджером (IE — энергия), способным заставить других поверить в его видение (2Е — передача своей энергии окружающим). В данном случае это видение подразумевало отказ от одного продукта («Кардинал») в пользу другого («Мустанг»). «Может быть» в эту формулу не входило (ЗЕ — воля к победе). Он был крайне настойчив, реализуя свои идеи на практике. Якокка превзошел даже самые смелые ожидания, обеспечив компании умопомрачительные доходы (4Е — исполнительность).
Хотя «Мустанг» время от времени снимали с производства (то есть в определенные годы новые модели не выпускались), он вновь появился на рынке в обновленном виде в 2005 году в роскошном дизайне, что еще раз доказало важность последней составляющей модели успешного лидера — исполнительности. Если все сделано как надо, то эффект ощущается еще очень долгое время, даже если инициатор проекта уже оставил организацию.
Исполнительность должна «начинаться» сверху, с президента компании (или главы подразделения в случае относительной или полной автономии филиала). Конечно, многое зависит от вашей отправной точки. Тем не менее, если вы хотите создать в своей компании культуру исполнительности, необходимо признать, что развитие подобной культуры в 500 организациях, входящих в список журнала Fortune, занимало многие годы. Не существует быстрого способа или чудотворного зелья, способного создать культуру исполнительности за одну ночь.
Приведенные ниже этапы суммируют двадцатилетний опыт глубоких и трудных реформ, направленных на создание культуры исполнительности в GE. О деятельности Уэлча написано больше, чем о деятельности любого другого СЕО в истории бизнеса. Каждое из следующих положений можно воспринимать как квинтэссенцию целой книги. В действительности так оно и есть.
1. Сделать исполнительность ключевым приоритетом компании. С первых дней работы Уэлч заявил, что эдиктами № 1 и № 2 вводятся новые стандарты исполнительности в GE. Затем последовали «три круга» с его принципом: «улучшить, закрыть или продать». Вместе эти эдикты сформировали мощное послание: исполнительность стала новым порядком вещей, при этом были сокращены работники, не приносившие реальной пользы компании.
Некоторые критиковали Уэлча за бессердечность, близорукость или бесчувственность, когда он избавлялся от «ненужных» ему людей, не соответствовавших требованиям обновленной компании. Уэлч был убежден, что в этом деле нельзя обойтись «малой кровью». Если клиент оставался недоволен результатами (что часто бывает в фирмах с нерадивым персоналом), компания теряла в его лице будущего партнера и гарантию занятости своих работников. Только здоровый, растущий бизнес может обеспечить рабочие места, социальную ответственность и развитие работников.
2. Убедиться, что в компании разработан определенный набор корпоративных ценностей. Аппаратные решения и реструктуризация способствовали укреплению позиций GE, но именно корпоративные ценности стали истинной душой компании. Компании всегда отличаются друг от друга. Корпоративные ценности должны наилучшим образом раскрывать суть вашей организации, определять ее так, чтобы она была узнаваема работниками и клиентами. Ваши ценности должны стоить больше той бумаги, на которой они написаны, для этого необходимо, чтобы они соответствовали идеалам именно вашей компании.
Интегрированность, безграничность, готовность к реформам, открытость идеям, откуда бы они ни поступали, борьба с бюрократией, приверженность практике Work-Out и программе «Шесть сигм», обладание глобальным видением ситуации — все это стало ценностями и приоритетами, отличавшими GE от других компаний. Главное — понять, что составляет ядро вашей организации, а затем со скоростью лесного пожара приводить в жизнь соответствующие практические решения. Все ваши работники должны разделять корпоративные ценности: каждый должен знать, что приверженность ценностям компании — эта плата за то, что он в ней работает.
3. Заточить организацию под культуру исполнения. Еще в самом начале своей работы в GE Уэлч сократил число уровней управления. Он знал, что в ней тогда были слишком запутанная структура, слишком много менеджеров, слишком много бюрократии и т. д. При нем в два раза больше работников стали напрямую взаимодействовать со своими менеджерами. Когда Уэлч вступил в должность, у большинства менеджеров было около шести непосредственных подчиненных, число, которое новый СЕО счел более чем недостаточным. Такой небольшой круг ответственности только поощряет менеджеров работать в своих узких рамках, управлять на микроуровне. Расширив масштаб управления, Уэлч сделал так, что менеджеры перестали быть для компании нахлебниками, — качество, необходимое для успеха компании, по его мнению.
Уэлч также создал условия, при которых управление различными подразделениями компании было передано от стратегических проектировщиков в руки непосредственных руководителей этих подразделений. Благодаря расслоению, увеличению числа непосредственных подчиненных у топ-менеджеров и передачи управления подразделениями в руки их руководителей Уэлч создает децентрализованную организационную структуру. Оглядываясь назад, он признает, что это был решающий шаг. Управление из удаленного головного офиса никогда не может развивать живое, динамичное предприятие, в котором течет кровь реформ.
4. Применять метод дифференциации: продвигать работников группы А, держаться за работников группы В и увольнять работников группы С. Уэлч говорил, что дифференциация — один из его важнейших инструментов, необходимых для обновления культуры GE. Каждая организация должна избегать того, что Уэлч называл «медвежьей услугой», благодаря которой замалчивается правда. Такая «услуга» позволяет сохранять имя человека в платежной ведомости, в то время как вы прекрасно знаете, что он не соответствует предъявляемым требованиям. Настоящий эффект достигается в развитии честного подхода к оценке вашей команды, который разделяет работников на категории А, В и С.
5. Сделать исполнительность основным критерием для вознаграждения. Проинформируйте менеджеров о том, что отныне бонусы и опционы на акции будут распределяться не в соответствии с возрастом или занимаемой должностью, а на основе последовательного достижения жизненно важных для компании целей. Проблема заключается в том, чтобы обеспечить возможность покупки акций в рамках системы вознаграждения. Это очень трудно сделать в организации, не обладающей соответствующими системами оценки и измерения эффективности. Если ваша компания отошла от дифференциации и намечает четкие показатели, к которым впоследствии устремится, то вам придется вернуться назад и сконцентрировать свою энергию на выполнении шагов 1—4, а уже после этого идти дальше.
6. Использовать практику Work-Out и аналогичные инициативы, связанные с культурой вашей организации, для обеспечения искренности и доверия внутри ее. Невозможно реализовать это положение, пока не будут претворены в жизнь шаги с 1-го по 4-й. Компания должна стремиться к достижению высоких результатов, ее деятельность должна быть правильно организована, сотрудникам должно быть гарантировано честное имя компании при найме на работу, увольнении и продвижении по службе. Необходимо, чтобы системы вознаграждений и компенсаций соответствовали друг другу. Доверие и открытость не возникают быстро или в случайном порядке.
Уэлч не мог начать другие инициативы, такие как «Шесть сигм», прежде чем создать культуру, основанную на достижении высоких результатов, в которой откровенность и безграничность являются нормой. Уэлч работал в GE уже 10 лет, когда программа Work-Out была внедрена во всех подразделениях компании. К1992 году более 200 тысяч работников GE прошли через сессии Work-Out.
7. Развивать и готовить лучших руководителей. Кротонвилль стал ключом к завоеванию сердец и умов менеджеров GE. Прежде чем Уэлч встал во главе GE, Кротонвилль представлял собой центр подготовки сотрудников GE «второго сорта». «Лучшие менеджеры избегали Кротонвилля — они были "выше этого"». (Вспомните, что Уэлч сам прошел подготовку только на одних курсах в Кротонвилле, прежде чем занять пост CEO GE). Но Уэлч все это изменил. Однажды Кротонвилль стал местом, куда приглашают только самых лучших, самых блестящих работников GE.
В то же время наиболее значимая подготовка работников проходила вне учебных аудиторий. В конце концов культура компании начала реально способствовать внутрикорпоративному диалогу, и каждый день по всей организации стали проходить неформальные встречи. Разработка новых идей, эксперименты с новыми процессами и продукцией — все то, что обычно облегчает обучение, должно было получить поощрение и стимулирование. В конечном счете появляется целая программа, в ходе которой идет сбор и претворение в жизнь лучших идей работников компании.
8. Убедиться в наличии «операционной системы» и ее ориентации на исполнительность. Кротонвилль был только одной частью «операционной системы» GE. В дополнение существовала тщательно продуманная система встреч и обзоров, включающих годовые встречи менеджеров в Бока-Рато-не, квартальные встречи ЦИС (Центрального исполнительного комитета), сессии «Си» и т. д. Все эти мероприятия, а также ежедневные неформальные встречи и обсуждения в каждом подразделении свидетельствовали о том, что культура исполнительности GE стала неотъемлемой частью компании.
«Операционная система» GE претворяла в жизнь все инициативы Уэлча, проводимые в рамках компании, — глобализацию, «Шесть сигм», внедрение системы ценностей и т. д. Уэлч часто говорил и писал о том, что «глобализация прошла 14 раз через "операционную систему" GE». Под этим он подразумевал, что глобализация была жизненно важной частью встреч и обзоров на протяжении 14 лет.
9. Продолжать практику избавления от слабых подразделений компании и слабых исполнителей. В организациях, созданных по модели Уэлча, нет места для некомпетентных работников. Они в конечном счете могут погубить всю организацию. Выбраковывайте тех, кто хочет сделать карьеру, но годами болтается в вашей компании без важного дела. Для эффективной деятельности вам необходимы люди, которые постоянно превосходят ожидания компании. Это одна из самых трудных, но и самых насущных ваших задач.
Уэлч со своим спорным положением, касающимся ежегодного увольнения 10% представителей категории G, стимулируя сотрудников компании, постоянно внушал им такую мысль: «Если вы не можете конкурировать на этом уровне, вы больше к нему не принадлежите». Такая политика вызывала неоднозначные отклики, но Уэлч счел ее необходимой. В спорте самые лучшие команды состоят только из самых лучших игроков.