Лидер-слуга ориентирован на принципы

Концепция лидера-слуги универсальна и необходима любой культуре. Для описания основополагающих законов и прин­ципов, лежащих в основе нашего существования, в санскри­те используются такие слова, как карма, гьяна, вигьяна и атма-видья. Карма - - это закон воздаяния, гьяна - - принцип знания, вигьяна — это знание, воплощенное в жизнь, а атма-видья — самопознание, то есть постижение своей духовной природы. Понимание этих законов и принципов рождает справедливость, целостность, честность, достоинство, дух служения, освобождение, любовь и т.д.

Невозможно говорить о концепции лидера-слуги или о ру­ководстве изнутри, не подчеркнув важности этих принципов, поскольку на них основывается этика. Принципы — это есте­ственные правила, суть которых не подвержена влиянию от­носительного. Современные семьи, организации, общества и страны склонны преуменьшать или вовсе отрицать значи­мость этих принципов. Им трудно достичь гармонии и про­дуктивности, поскольку они недооценивают важность разви­тия характера. Когда мы работаем над развитием чувства справедливости, честности и внутренней цельности, мы обре­таем способность уважать других людей, даже если они отли­чаются от нас. Если мы не будем развиваться в этом направле­нии, то любые различия между нами станут поводом для конфликтов. Чтобы уважать различия, мы должны научиться видеть многогранность человеческой природы. Сосредоточив внимание на этой многогранности, мы сможем научиться ра­доваться различиям и видеть единство в разнообразии. Так возникает синергия. Стивен Кови в своей книге «Семь привы­чек высокоэффективных людей», ставшей национальным бестселлером, пишет, что принципы и ценности — не одно и то же; принципы гораздо могущественнее. Принципы в рав­ной степени применимы к отдельным людям, семьям, всевоз­можным частным и общественным организациям, и когда эти истинные принципы трансформируются в привычки, они ста­новятся для людей источником силы и вдохновения.

Сосредоточение внимания на принципах дает возмож­ность направить свои усилия на улучшение качества жизни; мы духовно растем и меняемся в лучшую сторону. Когда мы сосредоточиваем внимание на принципах, мы лучше пони­маем последствия своих поступков. Концентрация внимания на принципах и универсальных законах позволяет нам более осмысленно подходить к жизни; мы становимся более вос­приимчивыми и ответственными.

Лидер-слуга сосредоточивает свое внимание на принци­пах и универсальных законах, что благотворно для всех, по­скольку создает атмосферу взаимной ответственности. Если руководитель опирается на принципы и универсальные зако­ны, между ним и подчиненными развивается доверие, а ког­да существует доверие, любые проекты развиваются успеш­но — как внешне, так и внутренне.

В 80-х годах я посетил Гану и предложил тогдашнему пре­зиденту страны Роулингсу познакомиться с несколькими на­шими книгами. Позже я узнал, что, когда Гана переживала внутренний кризис, президент Роулингс собрал представите­лей всех главных религиозных организаций и подверг их кри­тике за то, что они делают больший акцент на страхе перед Бо­гом, чем на любви к Нему. Я подумал, что, должно быть, оставленные мною книги оказали на него определенное влия­ние, поскольку в некоторых из них описывались высшие ас­пекты любви к Богу. Если мы испытываем страх перед Богом или перед своим начальством, мы будем выполнять свои обя­занности, но не из любви. Мы начинаем действовать на основе понимания и любви лишь тогда, когда на нашу любовь отве­чают взаимностью. Развивая такие взаимоотношения, мы на­чинаем выполнять свою работу с гораздо большим воодушев­лением и, конечно, испытываем от нее гораздо больше счастья.

Чрезвычайно важно развивать в себе сострадание, беско­рыстие и любовь, поскольку эти вещи более важны, чем внешние успехи и продуктивность. Если в коллективе существуют хорошие взаимоотношения, основывающиеся на выс­ших принципах, успех придет. Если же отношения оставляют желать лучшего, то по закону воздаяния (кармы) нам придет­ся столкнуться с негативными последствиями как индивиду­ально, так и коллективно. Как гласит закон физики и закон кармы, каждое действие вызывает равное по силе противодей­ствие. В Библии сказано: «Что посеешь, то и пожнешь». Мы «сеем» в этом мире поступки и отношения, и они в полной мере возвращаются к нам. В «Принцип-центричном руковод­стве» Кови дает одно из лучших определений принципов:

«Принципы не изобретены нами или обществом; это за­коны вселенной, относящиеся как к человеческим отно­шениям, так и к организациям. Они являются частью человеческого бытия. В качестве примера можно привес­ти такие понятия, как честность, искренность, спра­ведливость, целостность, доверие и вера. Эти качества порождают стабильность и постоянство. Их отсутст­вие приводит к распаду и разрушению».

7. Лидер-слуга обладает широким видением перспективы

Лидер должен обладать проницательностью и мощным вооб­ражением, чтобы понять, как наилучшим образом использо­вать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Изучение клас­сических текстов по руководству, психологии и духовности, особенно относящихся к древним культурам, помогает раз­вить такое видение. В ведической культуре человека, облада­ющего совершенным видением, называют шастра-чакшу-ша — «тот, кто видит мир сквозь призму авторитетных Духовных писаний».

Руководитель, обладающий видением, всегда стремится вдохновить других. Он продолжает поиск истины, держа в центре внимания принципы. У него хорошо сбалансирована деятельность правого и левого полушарий. Правое полу­шарие в большей степени обладает женской природой, оно отвечает за творчество, интуицию и воспитание. Левое полу­шарие в большей степени обладает мужской природой, оно отвечает за более осязаемые вещи и конкретные результаты. Лидеры, обладающие сбалансированным мышлением, спо­собны решать множество социальных, экономических и дру­гих проблем.

Если мы хотим иметь таких руководителей, нам необходи­мо научиться распознавать и поддерживать их. Они наделе­ны замечательными качествами, которые развились в них благодаря интуиции, сотрудничеству с другими и акценту на ценностях. Они способны привнести духовность в нашу ре­лигиозную и политическую жизнь. Махатма Ганди однажды сказал: «Сначала я должен сам стать той переменой, которую хочу увидеть в окружающем меня мире». Лидер, обладаю­щий видением, знает, что в первую очередь сам должен быть хорошим примером. Он сознает, что каждый его поступок окажет сильное влияние на нынешнее и будущие поколения.

Лидер, наделенный видением, осознает внутреннюю взаимосвязь всего живого. Он признает существование высшего порядка и универсальных, врожденных потребностей. Такое видение рождает дух доверия, сотрудничества и единства це­ли. У такого лидера не возникает проблем с тем, чтобы по­жертвовать краткосрочными целями ради долговременного блага. Он устраняет проблемы, а не сражается с ними. Такой лидер глубоко понимает слова бывшего секретаря ООН гене­рала У. Танта: «Мира на планете не будет до тех пор, пока не наступит духовный ренессанс». Духовность — это не вопрос религии; это глубокая связь между человечеством и Богом. Духовность — это и есть источник тех универсальных прин­ципов, о которых мы говорили.

Лидер, обладающий духовным видением, возвышает со­знание людей и вдохновляет их идти на жертву ради высше­го блага. Он ясно видит будущее и осознает необходимость изменения старых парадигм, которые больше не работают. Он предпочитает во всем видеть новые возможности, а не проблемы, поскольку зачастую проблема — это возможность соприкоснуться с чудом. Настоящий лидер постоянно при­держивается принципа «выигрыш — выигрыш».

К этому моменту для читателя должно стать очевидным, что мир остро нуждается в таких лидерах. Большинство серь­езных проблем управления вызваны нехваткой руководите­лей, обладающих широким видением перспективы.

Наши рекомендации