Методические рекомендации. Методическое пособие

Методическое пособие

Методические рекомендации. Методическое пособие - student2.ru

Оглавление
Введение
От авторов
Методические рекомендации
-Обучающие задачи
-Воспитательные задачи
-Развивающие задачи
Заключение
Приложение

Введение

Мы хотим познакомить вас с уникальным сборником «Дорожные приключения, Бимы, Бома и Бама». И рассказать, как использовать его возможности на уроках и внеклассных занятиях по правилам дорожного движения. Этот сборник предназначен для детей, родителей и учителей. В суматохе современной жизни у нас не всегда хватает времени на то, чтобы объяснить ребенку необходимые для него Правила дорожного движения, которые нам, взрослым кажутся очевидными. Мы не всегда можем перестроиться с делового или взрослого разговорного стиля, и найти доступные для ребенка слова, чтобы объяснить ему элементарные правила. Этот сборник поможет разобраться в правилах дорожного движения, и подскажет способы и слова, которыми эти правила нужно объяснить вашему ребенку. В этой сказке все сложное невероятным образом становится простым и понятным. А еще вместе с героями сказок вы совершите удивительные путешествия.

Герои сборника обычные учащиеся одной из московских школ. Их интересуют те же проблемы, что и обычных детей. Бима, Бом и Бам не идеальные ребята со страниц букваря. Это живые современные дети, которые вызывают доверие и симпатию. Это именно то чему бы мы хотели научить наших детей - безопасному поведению на дорогах, дружбе, взаимопомощи, умению находить самостоятельные решения.

Правила дорожного движения Российской федерации – это официальный документ, написанный сложным языком терминов, недоступных для понимания ребенка. А в сборнике «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» правила дорожного движения становятся доступными. В игровой и повествовательной форме герои знакомятся с устройством города, расположением главных и второстепенных дорог, правилами дорожного движения для пешеходов, с правилами поездки в общественном транспорте и метро.

В этом сборнике авторы уходят от классического подхода и энциклопедической трактовки. Немаловажным для авторов является создание атмосферы, той в которой захочется жить ребенку. Такой подход развивает у детей не только знания по предмету, но и воображение, познавательный интерес, положительную мотивацию к учению, культуре поведения, в том числе на проезжей части. Сказки «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» представляют собой уникальный сборник, который превратит изучение правил дорожного движения в увлекательную игру.

Сборник состоит из пятнадцати сказок и в каждой рассказывается одно из Правил дорожного движения. Один из авторов В.Л. Шмундяк известен как автор методик и пособий по Правилам дорожного движения. Правила проверенны и не содержат ошибок, что, к сожалению, довольно часто можно встретить в подобной литературе. Рецензии и отзывы на сказки вы можете найти в приложении. Так же в приложении вы найдете поурочное планирование занятий по материалам сборника. А в этом методическом пособии вы узнаете, какие цели и задачи должен ставить педагог на занятиях по Правилам дорожного движения, какие использовать методы и формы обучения при работе со сборником, как планировать время на занятии, какие творческие задания предложить учащимся. А так же особенности работы со сборником в разных возрастных группах.

К оглавлению

От авторов

При создании сборника «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» перед нами стояла на первый взгляд простая задача – создать аудиокнигу для детей по Правилам дорожного движения. Перед нами лежал анализ статистических данных дорожно-транспортных происшествий с участием детей на основании, которого был определен перечень правил, о которых мы должны рассказать детям младшего школьного возраста. Но как это сделать, так чтобы, во-первых, детям было интересно, а во-вторых, понятно? Нужно было выбрать правильную форму для повествования. В нашей затее был определенный риск, который всегда есть у создателей чего-то нового, тем более, когда этот касается учебной литературы. Во-первых, риск сделать скучный сборник правил, написанный сложным языком, такой текст дети не будут воспринимать, и запоминать, а во-вторых, риск написать веселую увлекательную сказку, которая будет очень нравиться детям, вот только о Правилах дорожного движения там будет сказано только несколько слов. Нам хотелось создать сборник, наполненный и содержанием, и приключениями. А еще нам хотелось, чтобы дети усваивали не только Правила дорожного движения, но и общую культуру поведения на дороге, чтобы они понимали, почему нужно быть внимательными и сосредоточенными, чтобы умели нести ответственность. Педагоги в составе нашей команды выстраивали постепенное усложнение правил дорожного движения. Наши сказки взрослеют вместе с ребятами.

Мы выбрали формат бытовых сказок, потому что посчитали его наиболее эффективным для изучения Правил дорожного движения. Стопроцентный сказочный подход не позволяет раскрыть сложные правила, но мы не отказали себе и слушателям в удовольствии все-таки отправиться в волшебные страны Транспортинарию, Знаконарию и Сфетофонарию, если не наяву, то во сне.

Когда мы читаем книжки нам всегда хочется побывать на месте героев и увидеть мир их глазами. Эта книга уникальный шанс посмотреть на мир глазами вашего ребенка. Научиться видеть его повседневные проблемы, его страхи на проезжей части, но еще важнее его мечты о будущем и его восприятие современного мира. Наша книга основывается на таких ценностях как дружба, семья, учеба, позитивное доброе отношения, умение удивляться, которое становиься редким на сегодняшний день.

Уделите время занятиям с вашим ребенком. Такие дни запоминаются лучше, чем походы в кино или по магазинам. Этот сборник создан на стыке правил безопасности дорожного движения, правоведения и волшебного мира детства. Вы не сможете ответить, что именно вы читаете - правила дорожного движения, или фантастическую сказку или истории о приключениях первоклассников. Но мы можем пообещать, что к чему бы вы, ни отнесли наш труд, вам и вашим детям, ни на минуту не станет скучно.

Мы довольны проделанной работой и можем уверенно заявить, что аналогов нашему сборнику на сегодняшний день не существует.

К оглавлению

Методические рекомендации

Как научить ребенка правилам дорожного движения? В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущим типом деятельности ребенка согласно возрастной периодизации Д.Б.Эльконина является игра. Именно в игровой форме ребенок усваивает большую часть информации. Исходя из этого, мы предлагаем поиграть с ребенком с помощью сборника «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама».

Самый эффективный стиль педагогического поведения это увлеченность совместной деятельностью. Будьте ближе к ребенку, изучайте вместе с ним правила безопасности на дорогах на примере персонажей, во время прогулок по городу. Придавайте этим беседам легкий и веселый характер, делайте это в игровой форме. Занятий в классе недостаточно. Покажите детям опасные ситуации на дорогах, пусть это будут не только нарисованные в учебниках перекрестки.

Стандартные шаблонные подходы, передающиеся из поколения в поколение уже не интересны. Они морально устарели и перестали отображать реальное положение проблемы. Интенсивность движения в городе развивается с каждым годом, появляются новые транспортные средства, новые дорожные развязки. Обобщающие методички по правилам безопасности дорожного движения не отражают реальной ситуации на дорогах. Чем меньше подробностей из реальной жизни, тем абстрактнее становиться информация для ребенка. Пособия написаны для всех городов, но вы живете только в одном из них. И в вашем городе есть свои стиль вождения, именно вы знаете самые опасные перекрестки в своем городе. Приводите конкретные примеры, создайте у детей впечатление, что Бима, Бом и Бам живут именно в вашем городе. Не бойтесь вносить региональный компонент в занятия по правилам дорожного движения.

В образовании выделяется три основные цели любого педагогического процесса - это обучение конкретным знаниям, умениям и навыкам, это развитие ребенка и воспитание. И каждый наш педагогический шаг должен соответствовать этим задачам. Мы всегда должны быть трехголовым драконом, одна голова которого учит, другая развивает, а третья воспитывает ученика.

С помощью сборника «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» педагог может справиться с тремя задачами одновременно. Главное для родителя и преподавателя понимать, с какой целью он ставит определенные задания, какого результат он хочет добиться, и проконтролировать процессы и изменения, которые в результате его воздействия происходят с ребенком. Мы выделим в сказках три блока – обучающий, развивающий и воспитывающий, и остановимся на каждом подробно.

К оглавлению

Обучающие задачи

В педагогике советского периода обучающей задаче отдавалась ведущая роль образования, и сегодня многие преподаватели придерживаются той позиции, что главное это научить. Возможно это не совсем правильная позиция, потому что, мы должны еще воспитывать и развивать ребенка.

Понятие образование не должно приравниваться к процессу обучения. Но! Мы должны помнить так же, что предмет, которому мы хотим научить нашего ребенка, не может быть усвоен на оценку удовлетворительно и хорошо. Правила безопасного дорожного движения ребенок должен знать только на отлично. Это не математика или биология, где у ребенка есть шанс пересдать контрольную работу или остаться заниматься на второй год. Экзамен по правилам дорожного движения будет только один раз, и произойдет это на проезжей части, когда ребенок будет меньше всего к этому готов, а вас учителя и родители в этот момент не будет рядом.

Если ваш ребенок не любит читать, он не станет литератором, если у него нет склонностей к химии, он может стать историком. Но если он не знает Правил дорожного движения, то в один трагический момент он может стать, ни кем. Расставляйте приоритеты правильно, не забывайте о том, что жизнь и здоровье должны стоять на первом месте, а успешная учеба по школьным предметам уже на втором и третьем месте.

Правила описанные в сборнике «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» подготовят ребенка к безопасному поведению на дороге. А нам остается правильно их преподнести. Рассказы о приключениях первоклассников Бимы, Бома и Бама рассчитаны на младший школьный возраст (6-8 лет), но могут использоваться на занятиях с возрастной группой от 5 до 10 лет. Формат рассказов подходит для коллективного и индивидуального прослушивания. В данном сборнике рассматривают основные правила дорожного движения для пешеходов, адоптированные для младшего школьного и старшего дошкольного возраста.

Помимо основных понятий, таких как сигналы светофора, регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы, ожидание и посадка в транспортные средства, в тексте даются рекомендации детям и их родителям, о субъективных особенностях выполнения этих правил. Рассмотрены особенности поведения на дорогах в зимнее и летнее время. Обращено внимание на характер детей и их психосоматические особенности. Учащиеся так же получают знания и представление о системе транспортных сообщений. Рассматриваются вопросы градостроительства, названия и назначение дорог. С положительной стороны показывается служба Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Дается понятие видов транспортных средств, системы дорожных знаков. В ходе повествования главные герои сталкиваются со многими проблемными дорожными ситуациями и под руководством взрослых или самостоятельно находят решения дорожных задач.

Среди рассказов можно выделить четыре рассказа с фантастической составляющей. Рассказы о трех сказочных государствах Транспортинарии, Светофонарии и Знаконарии и приключений на крыше расширяют кругозор ребенка. Он узнает о мире вокруг себя с точки зрения истории развития транспорта и навигации.

В сборнике «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» заложен большой обучающий ресурс и задача педагога, использовать материал как можно продуктивнее. Первый (нежелательный) вариант это остановиться на прослушивание сказок. Второй (эффективный) вариант – прослушивание сказок в совокупности с другими видами деятельности.

Учитель не должен останавливаться только на прослушивании сказок. Аудиодиск это прекрасный инструмент, но он не гарантирует стопроцентного результата. Это связано с особенностями восприятия младших школьников. В этом возрасте ребенок еще не умеет расставлять акценты. Он усваивает информацию выборочно согласно настроению. Педагог должен сделать необходимые акценты, чтобы зафиксировать внимание детей. Для этого можно приостанавливать запись и акцентировать внимание по ходу прослушивания. Или расставлять акценты перед прослушиванием фрагмента и давать ребятам вопросы, на которые они должны будут ответить после. Наиболее яркое и эмоциональное, чаще всего сюжет сказки, ребенок запоминает и воспринимает при первом прослушивании. Такая сложная информация как правила дорожного движения требует второго повторения и более медленного разъяснения. Так, например, прослушивая сказку о правилах перехода проезжей части у светофора с красной кнопкой, стоит обратить внимание детей на суть правила, а не на преамбулу сюжета. Первый раз ребенок слышит правило в исполнении актера и для усвоения этого недостаточно. После прослушивания фрагмента учитель должен еще раз проговорить правило своим голосом, привычным для ребят темпом. Правило так же лучше записать на доске для визуального восприятия, и показать его на схемах, а лучше всего показать его на определенном примере (если позволяет помещение), тогда у ребят появиться физическая память этого действия. Например, ребенок у доски нажимает на «красную кнопку светофора», смотрит, загорелся ли сигнал, смотрит налево, потом направо и начинает движение (желательно иметь макет действующего светофора в классе).

Так же ребята должны проговорить, а лучше записать правило сами, потому что, пропуская информацию через себя, мы лучше ее понимаем, особенно порядок действий и причинно следственную связь. Некоторые моменты сказки стоит закрепить иллюстрациями и фотографиями. Визуальным рядом к урокам по Правилам дорожного движения могут стать схемы, фотографии перекрестков, плакаты. Когда мы говорим про нерегулируемый пешеходный переход, мы должны показать, как он выглядит, какими знаками обозначается, и в каком именно месте разрешен переход. Когда мы рассказываем про светофор с дополнительной секцией для поворота, мы должны его показать на схеме, чтобы у каждого ребенка сформировался визуальный образ. Затем на уроке наступает момент индивидуальной рефлексии в ходе выполнения творческого задания.

Даже самый интересный материал можно превратить в скучное занятие. Например, если предложить детям за один раз прослушать весь сборник. Общая продолжительность записи четыре часа сорок восемь минут. Этот объем рассчитан минимум на один учебный год. Каждые десять минут на уроке должен меняться вид деятельности. Прослушивание аудио фрагмента не должно занимать больше десяти минут. Большие истории можно разбить на несколько частей. Например, сказку про Транспортинарию можно разбить на три или четыре занятия. Изучение сказочного блока, состоящего из четырех рассказов (На крыше, Транспортинария, Светофонария, Знаконария), можно начать с новой учебной четверти. Потому что воспринимаются сказочные рассказы иначе, чем бытовые. На этих уроках больше задействованы развивающие механизмы и творческие задания.

Прослушать этот диск будет полезно каждому ребенку и неважно насколько он знаком с правилами дорожного движения. Этот диск может использоваться как материал для опережающего обучения, для объяснения правил впервые, и для закрепления уже пройденного материала.

Вместе с героями школьники проживают целый год, отмеченный разными событиями. Начинается сказка с самого важного события в жизни каждого ребенка – первого похода в школу. Этот день не может оставить никого равнодушным. Это интересно и тем детям, которые только собираются пойти в школу, это интересно первоклассникам, которые шаг за шагом переживают события вместе с героями, это интересно и учащимся вторых, третьих и четвертых классов, которые через это уже прошли. И если героям сказок семь-восемь лет, то целевой аудитории слушателей от пяти до десяти лет.

Опережающее обучение. 5-7 лет. Развивающая задача

Если ваши дети еще малы для того, чтобы понять что такое грузовой и пассажирский транспорт, какие существуют особенности движения автомобилей для загородных дорог, что такое нерегулируемый пешеходный переход, то они с удовольствием послушают сказку про Биму, Бома и Бама. Они начнут усваивать культуру поведения на дороге. Им передастся серьезное отношение героев к Правилам дорожного движения, они начнут понимать, какую опасность представляет автомобиль на проезжей части. Но в первую очередь они будут слушать прекрасную добрую сказку.

Когда в школе они будут детально знакомиться с правилами дорожного движения, они вспомнят о том, как знакомились с этими правилами Бам, Бом и Бима. На таких занятиях на первый план выступают развивающие и воспитывающие задачи.

Пошаговое обучение. 1-2 класс. 7-8 лет. Обучающая задача

В сказках подробно и последовательно описаны правила движения и ситуации, в которых необходимо их знание и соблюдение. В первую очередь педагог должен обращать внимание на правила дорожного движения и уровень усвоения знаний у учащихся. Так как в скором времени школьники начнут передвигаться по улицам самостоятельно, без сопровождения взрослых. Это этап получения не только знаний, но и формирования умений и навыков безопасного поведения на проезжей части.

Закрепление пройденного материла. 3-4 класс. 9-10 лет. Воспитательная задача.

Когда все правила пройдены и уже выработаны навыки поведения на проезжей части, нужно закрепить знания, чтобы выявить и восполнить пробелы. Это можно сделать в приятной игровой форме. Ребенок будет чувствовать свою подготовку, гордиться уже полученными знаниями, и пополнит багаж пешехода новыми дорожно-транспортными ситуациями. В этом возрасте учащиеся уже могут делать более сложный анализ дорожный ситуаций, можно рассмотреть разные варианты развития событий. Так же на этих занятиях ребята могут выполнить более трудоемкие творческие задания. И немало важным будет обратить внимание ребят на взаимоотношения героев и социальный аспект сказки.

А теперь рассмотрим некоторые дидактические рекомендации проведения занятий по правилам дорожного движения с использованием сборника «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». В этом разделе мы расскажем о том, какие методы обучения нужно использовать при изучении Правил дорожного движения с помощью сборника «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама».

Аудио сказку на разных этапах обучения можно использовать как:

  • способ приобретения новых знаний,
  • материал для формирования умений и навыков безопасного поведения на дорогах,
  • через творческие задания как метод применения знаний,
  • в старших классах начальной школы как материал для закрепления знаний,
  • игры и вопросы по сказке станут методом проверки знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.

Методы так же делятся по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся, их активности в получении знаний.

Объяснительно-иллюстративный метод и репродуктивный метод.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются в записи или учителем, и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником. Эти методы одни из самых популярных и распространенных, но использовать только эти методы нежелательно. Так как учащиеся в них выполняют пассивную роль. Ребенок не должен останавливаться только на прослушивании сказки и ее пересказе, он должен учиться делать самостоятельные выводы, выполнять задания, искать ответы на вопросы.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, таким как новые слова и понятия в Правилах дорожного движения. К этому методу можно прибегнуть, когда мы сообщаем исторические факты о развитии транспорта или истории дорожных знаков.

Рассказ, изложение и объяснение эффективны в случаях, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов поведения на проезжей части. В этом случае все должно быть четко сформулировано и имеет только одну верную трактовку. Учитывая то, что перечисленные методы не активизируют познавательную деятельность школьников, их необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Ребенок будет понимать, о чем говорит учитель, и формировать зрительную память, имеющую решающее значение в дорожно-транспортных происшествиях. Так, при ознакомлении с конкретным правилом дорожного движения учитель в ходе рассказа проектирует излагаемый материал на доску.

Прослушивание аудио сказки относится к объяснительно-иллюстративному методу. Необходимо четко дозировать время, так как длительная демонстрация или прослушивание аудио фрагмента ослабляет внимание школьников. Такие методы, как демонстрация и иллюстрация, желательно сочетать со словесными и практическими методами обучения. Комментирование «Дорожных приключения Бимы, Бома и Бама» побуждает ученика к осмыслению каждого действия проделанного героями и позволяет учителю вносить поправки в знания учащихся, устранять неправильные трактовки правил дорожного движения.

Проблемный метод обучения

Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем или героями сказки. При таком изложении материала перед учениками ставятся вопросы, на которые они должны находить ответы. У ребенка формируется критическое мышление и умение делать самостоятельные выводы.

К методу проблемного обучения часто прибегают родители героев в сказке. Они задают героям вопросы, ответы на которые не очевидны на первый взгляд. Героям приходиться самостоятельно искать ответы. Так же проблемный метод обучения характеризуется наличием причинно-следственной связи. Перед ребенком ставиться проблема, а знания по правилам дорожного движения становятся решением этой проблемы. Например, тогда когда в рассказе о летних каникулах у бабушки, ребята столкнулись с автомобилем, застрявшим на железнодорожных рельсах. Или тогда, когда герои спасли Светофонарию от бедствий.

Частично-поисковый и исследовательский методы

При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма действий. Это в том числе и метод расчленения сложной задачи на более простые. В основе метода лежит анализ. Разложить сложный переход проезжей части на более мелкие действия, упростить переход перекрестка на два отдельных элемента, и тогда все станет проще.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с материалами. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых. Эти методы считаются наиболее эффективными, но и наиболее трудными для учащихся младших классов. Все обучение не может строиться на использовании этих методов. Но к ним нужно периодически обращаться. Например, когда в сказке героям дается задание, аналогичное задание можно предложить учащимся. В сказке про Знаконарию ребят просят самостоятельно расставить пешеходные переходы в городе, это задание можно предложить учащимся. Или когда папа Бома берет ребят на второе задание, можно предложить ребятам провести аналогичное самостоятельное исследование. Установить наблюдения за одним из переходов и проанализировать, какие ошибки совершают пешеходы. За перекрестком можно наблюдать из окна школы или дома.

При организации уроков по правилам дорожного движения сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. Для классификации транспортных средств подойдет частично поисковый метод, для ознакомления с правилом перехода проезжей части у светофора с красной кнопкой иллюстративно-объяснительный, для описания своего маршрута от дома до школы исследовательский, для рассказа о детском травматизме проблемный метод обучения. Для детей дошкольного возраста проблемный и частично-поисковые методы будут сложнее, чем репродуктивные. Для занятия в классе подойдет метод демонстрации, а для экскурсии метод наблюдения.

Объяснительно-иллюстративный и другие словесные методы позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки. Наглядные методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление. Практические методы используются для формирования умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями.

В процессе обучения важно менять не только методы, но и формы обучения. Мы не может ограничить изучения правил дорожного движения только занятиям в классе, когда учитель использует фронтальную форму взаимодействия. В арсенале преподавателя должно быть множество разнообразных форм.

Во-первых, это формы работы с классом на уроке. Существует фронтальная, коллективная, групповая, парная и индивидуальные формы работы. Учитель должен комбинировать эти формы во время цикла занятий с использованием аудио сборника «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». При прослушивании диска применяется фронтальная форма работы. Существует один источник звука и все учащиеся обращены к нему. Когда учитель разговаривает с классом, так же используется фронтальная форма обучения. Она на сегодняшний день самая распространенная, но мы не должны забывать, что это не единственная форма работы с классом.

Коллективная форма это когда весь класс принимает участие в процессе. Например, учитель задает вопрос, на который должен отреагировать весь класс одновременно. Или создается проект, в котором каждый ученик принимает участие.

Групповая форма работы предполагает деление класса на группы и постановку задачи для каждой группы. Например, каждая группа должна сделать рассказ об одной из сказочных стран. Класс может быть поделен по рядам или по желанию учащихся. Одна группа будет представлять Транспортинарию, вторая Знаконарию, а третья Сфетофонарию.

Парная работа предполагает выполнения задания в паре. Это могут объемные задания, с которыми не справиться один человек (наблюдение за перекрестком). Или это может форма контроля знаний в паре, например взаимный опрос по Правилам движения. Индивидуальная форма работы лучше всего подходит для творческих заданий.

Формы организации учебной деятельности так же делятся на урочные, внеурочные и внеклассные занятия. Изучать правила дорожного движения по сборнику «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» можно в любой из этих форм.

Урочные – учебное время отведенное расписанием. Это может быть урок-объяснение по правилам дорожного движения. Это может быть игра на знание правил дорожного движения. Урок - дискуссия на тему «Детский травматизм вследствие дорожно-транспортных происшествий».

Внеурочные – дополнительные занятия, кружки. По окончании курса изучения сборника может быть проведена игра между параллельными классами. Может быть проведена олимпиада по правилам дорожного движения среди лучших учеников. В заданиях, которой могут фигурировать герои сказки. Это может быть сценическая постановка фрагмента сказки, выставка работ учащихся, сделанных во время творческих заданий. Можно пригласить в гости для беседы инспектора ГИБДД.

Внеклассные – занятия за пределами класса. Урок-экскурсия. Можно отправиться с ребятами на сложные перекрестки. Можно пойти на экскурсию в музей автомобилей, велосипедов, на спектакль по Правилам дорожного движения.

Точно так же как Бима, Бом и Бам не сидят на месте, и вы с учениками должны совершать приключения и менять формы организации учебной деятельности. Комбинирование различных подходов на уроке и вне урока приведет к колоссальному результату.

Мы можем предложить несколько схем планирования занятий по правилам дорожного движения с прослушиванием аудиосказаок. Рассказы не имеют единой последовательной сюжетной линии и могут меняться местами в зависимости от региональных и индивидуальных особенностей учебного плана. Отсутствие единой сюжетной линии делает каждый рассказ логически законченным и удобным для прослушивания и обсуждения в рамках одного учебного занятия. Урок по правилам дорожного движения с использование данного пособия может быть построен следующим образом:

Схема 1.

Первая часть урока (10 мин) – прослушивание рассказа.

Вторая часть урока (10-15 мин) – обсуждение рассказа, обсуждение Правил дорожного движения, упоминающихся в рассказе. Моделирование дорожной ситуации. Пошаговый разбор на примере одного из учащихся.

Третья часть урока (10-15 мин) – творческое задание по мотивам рассказа.

Схема 2.

Первая часть урока (10-15 мин) -Разбор новых Правил дорожного движения. Запись понятий. Разбор ситуации по наглядным пособиям.

Вторая часть урока (7-10 мин) - Прослушивание рассказа или фрагмента рассказа.

Третья часть урока(10 мин) - Обсуждение рассказа.

Схема 3.

Первая часть урока(10-15 мин) - Заслушивание или просмотр творческих домашних заданий по предыдущему занятию.

Вторая часть урока (10-15 мин) - Объяснение нового правила, разбор возможных опасных ситуаций.

Третья часть урока (7-15 мин) - Прослушивание сказки. Фронтальный опрос класса.

К сборнику «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Жакулиной И.В., учителем начальных классов МОУ-СОШ № 23 г. Чапаевска Самарской области, разработан и апробирован поурочный план по каждому рассказу, который можно найти в приложении. Автором уроков предлагаются интересные подходы, задания, циклы опросов, пошаговые методические рекомендации к каждой теме.

К оглавлению

Воспитательные задачи

Когда мы успешно справляемся с обучающими задачами, и дети больше не путают, куда им все-таки при переходе проезжей части нужно посмотреть в первую очередь направо или налево, нужно обратить внимание на воспитательные задачи. Ведь мы хотим видеть ребенка, который не только умеет переходить проезжую часть, но и поможет в этом другим, который умеет вести себя в общественном транспорте и подаст выходящей из автобуса девочке руку.

«Дорожные приключения Бимы, Бомы и Бама» имеют яркое воспитательное действие на детей. Герои вызывают только позитивные эмоции. Это настоящие, Российские, умные, интересные дети. Это не поверхностные дети, играющие целыми днями в компьютерные игры, это не придуманные инфантильные и гипертрофированно сладкие дети. Это обыкновенные дети. Персонажи отличаются друг от друга по характеру. Бом серьезный, он говорит правду, он дотошный и амбициозный, хочет быть лучшим, но он добрый, он любит своих друзей. Бам мечтатель и шалун, он может побежать в подворотню в надежде отыскать волшебную дверь, а Бом пойдет с ним чтобы друг не попал в беду один. Бам может ошибиться и признать это, Бам радуется успехам других. Бима аккуратная девочка, но она не уступит мальчишкам в поисках приключений. Может быть, она и боится немножко, но когда нужно спасать страну, она потянет маму и папу к красной кнопке. Бима не заплачет, разбив коленку, и не побежит жаловаться маме. Девочка всегда на стороне мира, и не переносит ссор. А вместе Бима, Бом и Бам бесстрашные исследователи и искатели.

Мы привыкли к сказкам, где добро побеждает зло и есть плохие персонажи, сказочные злодеи против которых сражаются главные герои. Формат таких сказок нам понятен. Но помним ли мы сказки, в которых нет отрицательных героев? Сказки, в которых хорошее, соревнуется с лучшим. В этих сказках нет злодеев и коварства, а если и есть зло, то это лень, скука и незнание, с которыми, успешно справляются герои. Это такие сказки, которые учат нас жить просто и ценить милые повседневные радости. Ценить дружбу, не тогда когда вы боретесь с драконом плечом к плечу, а тогда когда вам хорошо вместе после школы пустить кораблик по волнам весеннего ручья возле булочной.

Местами эти сказки напомнят вам «Денискины рассказы», а местами мультик про путешествия на школьном автобусе. В любом случае не забывайте, что ребенок нуждается в познавательной литературе, а за канвой сюжета прячутся фундаментальные правила дорожного движения и устройство транспортного мира.

Повествование ведется в легкой, игровой доступной детям форме. Помимо знакомства с правилами дорожного движения, дети сталкиваются с социальными, жизненными проблемами. В рассказах выдержан позитивный и положительный образ родителей. Так как родители это главные помощники и учителя ребенка в ориентации на дороге и на местности. Большое внимание уделено детскому быту с точки зрения правильного и здорового распорядка дня, детской гигиены. В рассказах упоминается о необходимости мыть руки перед едой, ложиться спать по режиму, правильно питаться. Обращено внимание на то, что ребенок всегда должен сообщать родителям о своих передвижениях.

Акцент сделан и на взаимоотношениях главных героев между собой. Они дружат и подчеркивают важность и значимость дружбы. Мальчики всегда поддерживают Биму потому, что она девочка. Лиричный рассказ о весеннем кораблике, имеет большое эмоциональное воздействие на детей. В отличие от многих материалов по детскому травматизму вследствие дорожно-транспортных происшествий, главное внимание обращено не на медицинскую составляющую, а на понимание причин и последствий аварии детскими глазами.

Образ положительных главных героев, должен стать симпатичным ребенку и желанным для подражания. На базе этих сказок можно обсуждать многие социальные проблемы. Ведь на сегодняшний день в учебной программе нет такого предмета, на котором мы бы говорили с младшими школьниками об их жизненном окружении и правилах поведения принятых в обществе. В сказках детский мир построен по кубикам, и дети занимают в нем свое место. В рассказах четко прослеживается, что детям можно делать, а чего нельзя, за какие поступки их будут хвалить, а за какие ругать.

Но главное что рассказы про Биму, Бома и Бама воспитывают в детях необходимость постоянно узнавать что-то новое и гордиться приобретенными знаниями.

На поведении героев педагогу так же стоит делать акценты. Можно приостанавливать запись и спрашивать правильно ли герои поступают, или после прослушивания в ходе обсуждения возвращаться к ярким моментам, в которых герои показывают положительный пример.

К оглавлению

Развивающие задачи

Наши рекомендации