Пример выполнения задания
ЭКОНОМЕТРИКА
Методические указания
по изучению дисциплины
и задания по выполнению контрольной работы
для студентов направления подготовки 38.03.01 – «Экономика»
заочной формы обучения
КАРАВАЕВО
Костромская ГСХА
УДК 330.43
ББК 65
Э 40
Составитель: старший преподаватель кафедры экономической кибернетики Костромской ГСХА А.Н.Гук
Рецензент: к.т.н. доцент кафедры экономической кибернетики
Козлова М.А.
Рекомендовано к изданию методической комиссией
экономического факультета ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА,
протокол № 3 от 30.03.2015 года.
Эконометрика:Методические указания по изучению дисциплины и задания по выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки 38.03.01 – «Экономика» заочной формы обучения/ сост. А.Н.Гук— Караваево: Костромская ГСХА, 2015. — 46 с.
Методические указания содержат в себе подробные примеры решения задач и варианты заданий по выполнению и оформлению контрольной работы по дисциплине «Эконометрика», приведен список рекомендуемых источников.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» заочной формы обучения, |
УДК 330.43
ББК 65
Ó ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, 2015
Ó А.Н. Гук, составление, 2015
Ó Оформление РИО, КГСХА, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 4
1 Парная регрессия и корреляция. 6
1.2 Пример выполнения задания. 8
2 Множественная регрессия и корреляция. 19
2.2. Пример выполнения задания. 22
3 Выбор варианта контрольной работы. 34
3.1 Варианты задач по теме «Парная регрессия и корреляция». 35
3.2 Варианты индивидуальных заданий по теме «Множественная регрессия и корреляция». 39
4 Оформление контрольной работы и ее рецензирование. 44
Список использованных источников. 46
Введение
Эконометрика – это самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, приемов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе экономической теории, экономической статистики и экономических измерений, математико-статистического инструментария придавать конкретное количественное выражение общим (качественным) закономерностям, обусловленным экономической теорией.
Основным методом исследования в эконометрике является экономико-математическое моделирование. Правильно построенная модель должна давать ответ на вопрос о количественной оценке величины изменения изучаемого явления или процесса в зависимости от изменений внешней среды. Например, как скажется увеличение или уменьшение уровня инвестиций на совокупном валовом продукте, какие дополнительные ресурсы понадобятся для запланированного увеличения выпуска продукции и т. п.
В первой части методического пособия рассмотрены вопросы построения парных регрессионных моделей: постановка задачи, спецификация и оценка параметров моделей, оценка качества полученных моделей, получение точечного и интервального прогнозных значений, экономическая интерпретация модели.
Вторая часть посвящена построению множественных регрессионных моделей. Подробно рассмотрены вопросы спецификации и оценки параметров модели, оценки качества полученной модели и ее статистической значимости.
Пособие содержит подробные примеры решения типовых задач и варианты заданий для выполнения контрольной работы студентов факультета заочного обучения.
Предлагаемый материал должен способствовать формированию у студентов практических навыков использования эконометрических методов при решении конкретных задач.
Методические указания направлены на формирование у студентов следующих компетенций:
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач;
- способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Парная регрессия и корреляция
Теоретическая часть
Линейная регрессия сводится к нахождению уравнения вида
или
Уравнение вида позволяет по заданным значениям фактора x находить теоретические значения результативного признака y, подставляя в него фактические значения фактора x.
Построение линейной регрессии сводится к оценке ее параметров – a и b.
Уравнение простой регрессии характеризует связь между двумя переменными, которая проявляется как некоторая закономерность лишь в среднем по совокупности в целом наблюдаемых данных.
Каждую пару наблюдений xi ,yi (i= , n – число наблюдений) можно представить в виде точки на плоскости ху. Такое графическое построение называется полем корреляции. В этом случае наилучшей считается функция, график которой проходит через наибольшее количество точек или как можно ближе к ним (рис.1).
Рисунок 1 - Поле корреляции
В каждом из наблюдений величину случайной компоненты (ɛ) можно определить как разность между фактическим значением результата и рассчитанным по уравнению регрессии:
Для оценки параметров модели линейной регрессии наиболее часто используется метод наименьших квадратов (МНК), согласно которому, в качестве оценок параметров принимают величины а и b, минимизирующие сумму квадратов отклонений наблюдаемых значений результативного признака у от расчетных (теоретических)
;
Значения рядов наблюдений х и у нам известны. В функционале S они являются константами, а оценки параметров а и b — переменными. Чтобы найти минимум функции двух переменных, необходимо вычислить ее частные производные по каждому из параметров и приравнять их к нулю (это необходимые условия существования экстремума).
После некоторых преобразований получим систему нормальных уравнений для оценки параметров а и b:
Решая данную систему, находим оценки параметров регрессии.
Параметр b называют коэффициентом регрессии, он рассчитывается по формуле
Его величина показывает, насколько в среднем изменяется значение результативного признака при изменении факторного на единицу.
Параметр а оценивается по формуле
Параметр а — это значение результата у при факторе х=0. Интерпретировать следует только знак при нем. Если а > 0, то относительное изменение результата происходит медленнее, чем изменение фактора.
Пример выполнения задания
Условные данные по регионам приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные данные
Номер региона | Среднедушевой прожиточный минимум в день одного трудоспособного, Д.Е. (Х) | Среднедневная заработная плата, Д.Е. (Y) |
Требуется:
1.Построить линейное уравнение парной регрессии от .
2.Рассчитать линейный коэффициент парной корреляции, детерминации и среднюю ошибку аппроксимации.
3.Оценить статистическую значимость параметров регрессии и корреляции с помощью -критерия Фишера и -критерия Стьюдента.
4.Выполнить прогноз заработной платы при прогнозном значении среднедушевого прожиточного минимума , составляющем 107% от среднего уровня.
5.Оценить точность прогноза, рассчитав ошибку прогноза и его доверительный интервал.
6.На одном графике построить исходные данные и теоретическую прямую.
7.Осуществить проверку полученных результатов с помощью Excel.
Решение
1.Для расчета параметров уравнения линейной регрессии рассчитаем таблицу 2.
Таблица 2 – Вспомогательная таблица для расчета недостающих показателей
x | y- x | |||||||
-16 | 12,0 | |||||||
-4 | 2,7 | |||||||
-23 | 17,2 | |||||||
2,6 | ||||||||
1,9 | ||||||||
10,8 | ||||||||
0,0 | ||||||||
0,0 | ||||||||
5,3 | ||||||||
3,1 | ||||||||
7,5 | ||||||||
-10 | 5,8 | |||||||
Итого | 68,9 | |||||||
Среднее значение | 85,6 | 155,8 | 13484,0 | 7492,3 | 24531,4 | – | – | 5,7 |
12,84 | 16,05 | – | – | – | – | – | – | |
164,94 | 257,76 | – | – | – | – | – | – |
где σx - дисперсия факториального признака:
σy - дисперсия результативного признака:
Ai – относительная ошибка аппроксимации
;
Получено уравнение регрессии:
С увеличением среднедушевого прожиточного минимума на 1 Д.Е. среднедневная заработная плата должна бы возрасти в среднем на 0,92 Д.Е.
2.Тесноту линейной связи оценит коэффициент корреляции:
Это означает, что 52% вариации заработной платы ( ) объясняется вариацией фактора – среднедушевого прожиточного минимума.
Качество модели определяет средняя ошибка аппроксимации:
.
Качество построенной модели оценивается как хорошее, так как не превышает 8-10%.
3.Оценку значимости уравнения регрессии в целом проведем с помощью -критерия Фишера. Фактическое значение -критерия рассчитаем по следующей формуле (n- количество наблюдений).
Табличное значение критерия Фишера можно определить используя функцию MS Excel «FРАСПОБР» (рис. 2), задавая параметры k1 = 1, k2 = 12 – 2 = 10, вероятность α = 0,05.
Рисунок 2 - Окно функции FРАСПОБР
Табличное значение критерия при пятипроцентном уровне значимости и степенях свободы и составляет . Так как Fфакт = 10,83> Fтабл = 4,96, то уравнение регрессии признается статистически значимым.
Оценку статистической значимости параметров регрессии проведем с помощью -статистики Стьюдента и путем расчета доверительного интервала каждого из показателей.
Табличное значение критерия Стьюдента можно определить используя функцию MS Excel «СТЬЮДРАСПОБР» (рис. 3), задавая параметры k = 10, вероятность α = 0,05.
Рисунок 3 - Окно функции СТЬЮДРАСПОБР
Табличное значение -критерия для числа степеней свободы и составит .
Далее определим случайные ошибки , , :
;
;
где
.
Тогда
Фактические значения -статистики превосходят табличное значение:
поэтому параметры , и являются статистически значимыми для уравнения регрессии.
Определим предельную ошибку для каждого показателя и рассчитаем доверительные интервалы для параметров регрессии и .
;
.
Доверительные интервалы
Анализ верхней и нижней границ доверительных интервалов приводит к выводу о том, что с вероятностью параметры и , находясь в указанных границах, не принимают нулевых значений, т.е. не являются статистически незначимыми и существенно отличны от нуля.
4. Полученные оценки уравнения регрессии позволяют использовать его для прогноза. Если прогнозное значение прожиточного минимума составит: Д.Е., тогда прогнозное значение заработной платы составит: Д.Е.
5.Ошибка прогноза составит :
.
Предельная ошибка прогноза, которая в случаев не будет превышена, составит:
Доверительный интервал прогноза:
Выполненный прогноз среднемесячной заработной платы является надежным ( ) и находится в пределах от 131,66 Д.Е. до 190,62 Д.Е.
6.В заключение решения задачи построим на одном графике исходные данные и теоретическую прямую (рис. 4):
Рисунок 4 - Построение линии регрессии
7. Решение задачи с помощью MS Excel
Для построения модели парной линейной регрессии необходимо выбрать инструмент анализа Регрессия (пункт главного меню Данные à Анализ данных à Регрессия) (рис.6). Если в меню сервис еще нет команды Анализ данных, то необходимо сделать следующее. В главном меню последовательно выбираем Сервис→Надстройки и устанавливаем «флажок» в строке Пакет анализа (рис. 5)
Рисунок 5 - Установка пакета Анализ данных
Далее заполняем диалоговое окно ввода данных и параметров вывода (рис. 6)
Рисунок 6 - Диалоговое окно функции Регрессия
Входной интервал Y – диапазон, содержащий данные результативного признака;
Входной интервал X – диапазон, содержащий данные признака-фактора;
Метки – «флажок», который указывает, содержит ли первая строка названия столбцов;
Константа – ноль – «флажок», указывающий на наличие или отсутствие свободного члена в уравнении;
Выходной интервал – достаточно указать левую верхнюю ячейку будущего диапазона;
Новый рабочий лист – можно указать произвольное имя нового листа (или не указывать, тогда результаты выводятся на вновь созданный лист).
Получаем следующие результаты для рассмотренного выше примера (рисунок 7):
Рисунок 7 - Результаты решения задачи с использованием MS Excel
Проанализируем полученные результаты.
Уравнение регрессии имеет следующий вид:
Коэффициент корреляции:
rxy = 0,72
Коэффициент детерминации:
R = 0,52
Фактическое значение F -критерия Фишера:
Fфакт = 10,828
Стандартные ошибки для параметров регрессии:
ma = 24,5; mb = 0,281
Фактические значения t -критерия Стьюдента:
ta = 3,2; tb = 3, 3
Все остальные расчетные показатели также совпадают с полученными ранее при решении данной задачи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите этапы эконометрического исследования
2. Алгоритм эконометрического исследования.
3. Назовите способы выбора математической функции в случае парной связи переменных.
4. В чем состоят ошибки спецификации модели?
5. Что означает термин «ковариация» и каковы способы ее расчета?
6. По каким вычислениям можно судить о значимости модели в целом?
7. Может ли уравнение парной регрессии быть значимым, а коэффициент регрессии не значимым?
8. Зачем необходимо рассчитывать t-критерий Стьюдента?
9. Зачем необходимо оценивать интервалы прогноза по линейному уравнению регрессии?
10. В каких пределах должна находиться ошибка аппроксимации, чтобы можно было сделать вывод о хорошем подборе модели к исходным данным?