Анализ факторов уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности
Он измеряется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель — это сумма прибыли (валовая прибыль, прибыль от операционной деятельности, прибыль от обычной деятельности до налогообложения, чистая прибыль). Эти показатели отражаются в Форме № 2 бухгалтерской отчетности. Относительные показатели прибыльности — система показателей рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют степень использования ресурсов предприятия и затрат в соотношении с суммой прибыли.
Уровень рентабельности может быть рассчитан как процентное отношение одного из названных ранее показателей суммы прибыли к показателям объема выручки от реализации продукции (товаров, услуг), к величине затрат, к сумме используемого капитала и т. д.
Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:
где Р — уровень рентабельности, %; П — прибыль от реализации продукции, грн.; 3 — текущие затраты (себестоимость, административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные), грн.
Этот показатель характеризует прибыльность текущих затрат и показывает степень выгоды для предприятия производства определенного вида продукции. Показатель рентабельности продукции еще называют затратным показателем рентабельности или рентабельностью затрат.
Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания устанавливается отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к выручке от их реализации.
Общий показатель рентабельности показывает, в какой степени доход (выручка) обеспечивает получение чистой прибыли. При оценке экономической эффективности работы предприятия обычно анализ начинают с расчета этого показателя:
— общий показатель рентабельности (рентабельность дохода); ЧП — чистая прибыль; Д — доход, выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Рентабельность капитала характеризует сумму прибыли, которую получает предприятие на каждую гривню вложенного капитала. Этот показатель рентабельности характеризует эффективность использования ресурсов предприятия:
К— ср едний за анализируемый период остаток собственного и заемного капитала (или суммы всех активов предприятия).
Этой формулой можно пользоваться при расчете показателей рентабельности отдельных групп активов (необоротных, оборотных, а также отдельных их элементов).
В зависимости от цели анализа все ранее перечисленные показатели рентабельности могут рассчитываться как по чистой прибыли, так и по прибыли от обычной деятельности предприятия до налогообложения (балансовой прибыли).
В процессе анализа изучаются: динамика изменения объема чистой прибыли, система показателей рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), уровень себестоимости, сумма административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов, доходов и расходов от участия в капитале, прочих финансовых доходов и расходов, величины налога на прибыль и других налогов (обязательных платежей), выплачиваемых из дохода.