К л а с с и ч е с к и й
Федеральное агентство по образованию РФ
Воронежский государственный университет
В. И. Тинякова
Э К О Н О М Е Т Р И К А :
ЗАДАЧИ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ
РЕШЕНИЯ
Учебное пособие для студентов,
Обучающихся на дневном отделении
Экономического факультета
(ОПД.Ф.07, ОПД.Ф.09, ОПД.Р.02)
Воронеж – 2006
Утверждено научно-методическим советом
экономического факультета,
протокол № 2 от 16.02. 2006г.
Пособие подготовлено на кафедре информационных технологий и математических методов в экономике экономического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов, обучающихся на дневном отделении экономического факультета.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |||
1. | Классический регрессионный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
1.1. | Парная регрессия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
1.2. | Множественная регрессия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2. | Мультиколлинеарность факторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
3. | Обобщенная схема регрессионного анализа. . . . . . . . . . . . . | ||
3.2. | Гетероскедастичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
3.2. | Автокоррелированность остатков . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
4. | Моделирование временных рядов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
4.1. | Моделирование сезонных колебаний . . . . . . . . . . . . . . . | ||
4.2. | Модели распределенных лагов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
4.3. | Авторегрессионные модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
5. | Системы регрессионных уравнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |||
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |||
Приложение 1. Двусторонние квантили распределения Стьюдента (n)…. | |||
Приложение 2. Квантили распределения (n)……………………………… | |||
Приложение 3. 95%-ные квантили распределения Фишера…………………. | |||
Приложение 4. Значение статистик Дарбина – Уотсона и при 95%-ном уровне доверия…………………………………………………... |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Компьютерное моделирование экономических процессов становится не только обязательным, но и наиболее востребованным элементом подготовки современного экономиста. Данное пособие целиком посвящено этому вопросу. Главным образом оно ориентировано на формирование у студентов навыков практического выполнения достаточно сложного комплекса расчетов по построению эконометрических моделей и проведению с ними вычислительных экспериментов.
В пособие включены задания по всем темам, предусмотренным рабочей программой курса. Задания по каждой теме содержат справочную информацию по расчетным формулам и методам, используемым при выполнении заданий. Чтобы облегчить понимание и ускорить овладение учебным материалом, в начале каждой темы приведено подробное решение типового задания с соответствующим выводом результатов. Навыки, полученные при решении типового задания, закрепляются в процессе самостоятельной работы над выполнением контрольного задания.
Задания практикума могут выполняться как с использованием Excel, так и любого статистического или эконометрического пакета (STATISTICA, SPSS, STATS, STATGRAPHICS, EViews). Однако автор предусмотрел выполнение компьютерных типовых задач в среде табличного процессора Excel.
Ориентация на Excel обусловлена следующими моментами. Во-первых, это очень мощный, достаточно универсальный табличный процессор, включающий в себя надстройку «Пакет анализа» и библиотеку из множества функций. Кроме того, он является тем самым программным продуктом, в котором современный специалист проводит основную массу своих расчетов. Во-вторых, Excel предоставляет студентам возможность «прочувствовать» все детали и тонкости изучаемых методов, что естественным образом повышает уровень усвояемости учебного материала.
К Л А С С И Ч Е С К И Й