Инженерно-технические мероприятия
1.Сейсмостойкое строительство и ограничение строительства потенциально опасных объектов в сейсмоопасных районах.
В соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП), в зонах возможных землетрясений силой до 7 баллов специальных мер по повышению сейсмостойкости зданий не требуется; в зонах 7-9 баллов – осуществляется сейсмостойкое строительство и в зонах возможных землетрясений силой более 9 баллов строительство не рекомендуется.
Целью сейсмостойкого строительства является сведение к минимуму повреждений зданий и количества жертв. При этом уровень устойчивости построек определяется исходя их экономических возможностей. Прочность наиболее важных объектов: больниц, пожарных депо, зданий спасательных служб и т.л. – должна обеспечивать их функционирование и после землетрясения. Для прочих зданиях при землетрясениях с магнитудой (М) 5,5-7,0 допускаются некоторые повреждения при сохранении целесообразности последующего ремонта. При сильных землетрясениях (М больше 7,0) здания должны сохранить жизнь людям и не обрушаться, хотя к последующему использованию они и не будут пригодны.
Особое внимание должно уделяться исключению строительства потенциально опасных (особенно ядерно- и химически опасных) объектов в зонах 10-12- балльных землетрясений. Там, где избежать строительства таких объектов в сейсмоопасных зонах невозможно, их устойчивость должна рассчитываться на силу землетрясения, на 1-2 балла превышающего ожидаемое в данной зоне.
2.Усиление сейсмостойкости ранее построенных зданий. Наибольшему риску подвергается население, проживающее в домах старой постройки. Поэтому в планах развития инфраструктуры сейсмоопасных районов обязательно предусматриваются меры по наращиванию сейсмостойкости слабых построек.
3.Рациональное размещение, рассредоточение и повышенная пожаростойкость зданий в городской застройке и на объектах экономики.
4.Развитие инфраструктуры территорий с учётом создания благоприятных условий для проведения аварийно-спасательных работ: строительство широких(незаваливаемых) магистралей и пожарных водоёмов в населённых пунктах, мостов повышенной прочности и дорог с твёрдым покрытием в сельской местности и т. п.
5.Инженерная паспортизация отдельных объектов, населённых пунктов и городов в сейсмоопасных районах в целях заблаговременной подготовки банка данных для оценки последствий землетрясения.
Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повышенной готовности (при непосредственной угрозе землетрясения).
1.Постоянное уточнение органами управления ГОЧС прогноза ожидаемого землетрясения по данным сейсмических наблюдений; определение и оценка его возможных последствий, подготовка предложений по решению на защиту населения для КЧС. Принятие (уточнение) решения председателем КЧС, отдача им указаний о приведении в повышенную готовность органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня, об оповещении населения об угрозе землетрясения, а при необходимости и об эвакуации населения и о порядке её проведения.
2.Оповещение населения об угрозе землетрясения осуществляется через местные радиовещательные станции и телевидение, а если позволяет время, то и через печать. В информации указываются характер предполагаемого бедствия, его возможные масштабы, ожидаемое время возникновения в данном районе, вероятные последствия и рекомендации по поведению людей до, во время и после землетрясения. При необходимости отдаются указания о порядке эвакуации людей в безопасные места.
3.Приведение в повышенную готовность к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ соответствующих сил и средств (особенно нештатных формирований). При этом личный состав формирований выводится в палаточные городки, а спасательная техника – на крытые
4.Перевод потенциально опасных производств на аварийные режимы работы или полная остановка производства.
Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении землетрясения в чрезвычайном режиме.
1.Сразу же после окончания колебаний грунта органами управления ГОЧС (ОШ,ОГ) проводится оценка фактической обстановки, определение объёма и характера разрушений, подготовка предложений по ликвидации последствий землетрясения и организации АС и ДНР.
2.Председатель КЧС принимает (уточняет) решение по ликвидации последствий землетрясения и вводит чрезвычайный режим.
3.Население информируется о характере разрушений и мерах по ликвидации последствий землетрясения. Информация передаётся по радио и с помощью подвижных передвижных средств.
4.Ликвидация последствий землетрясения начинается немедленно всеми наличными силами. Организуются аварийно-спасательные работы, а также работы по предупреждению, локализации и тушению пожаров, локализации аварий, связанных с выбросом и разливом аварийно химически опасных веществ, а также аварий на энергетических и коммунальных сетях.
При сильном землетрясении АС ДНР в зоне бедствия организуются по районам в рамках существующего административно-территориального деления, руководство работами в которых осуществляется создаваемыми КЧС оперативными группами или назначенными ею руководителями ликвидации ЧС. В случае крайней необходимости они вправе сами принимать решения: о проведении эвакуационных мероприятий; об остановке деятельности производств и организаций, находящихся в зоне ЧС; об использовании в порядке, установленном РФ, средств связи, транспорта и иного имущества, находящегося в зоне ЧС; о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС внештатных и общественных формирований и, на добровольной основе, - населения; о разбронировании резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС и принятия других неотложных мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по её ликвидации.
Территории районов делятся на участки, на каждом из которых определяется объём АС и ДНР. Первоочередными объектами ведения работ являются места сосредоточения людей: в случае землетрясения, случившегося ночью, - жилые районы; днём – школы, дошкольные и лечебные учреждения, объекты экономики и жилые здания.
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются спасательные, сводные отряды (команды), отряды (команды) механизации работ, аварийно-технические команды и другие формирования, у которых имеются на оснащении бульдозеры, экскаваторы, краны и средства малой механизации: газорезки, домкраты, миниподъёмные подушки, пневмо- и гидродинамический инструмент и т.п.
При проведении АС и ДНР в очаге землетрясения, прежде всего осуществляется розыск и извлечение пострадавших из-под завалов, вывод их из полуразрушенных и горящих зданий и оказание им первой медицинской помощи; проделывание в завалах проходов и проездов; локализация и устранение аварий на инженерных сетях; обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, находящихся в аварийном состоянии и угрожающих жизни людей или препятствующих проведению спасательных работ; оборудование пунктов сбора пострадавших и медицинских пунктов; организация водоснабжения, питания и др.
Спасательные работы ведутся непрерывно и организуются посменно. Для поиска людей в завалах организуются специально обученные собаки, высокочувствительная микроволновая аппаратура, способствующая отысканию живых людей в завалах и за преградами, виброфоны направленного прослушивания завалов и другие средства. Для более эффективного прослушивания района поиска регулярно организуются минуты молчания.
В районах разрушения обязательно организуется охрана общественного порядка, борьба с мародерством, оцепление, регулирование въезда и выезда, а также регулирование движения внутри района. Устанавливается охрана банков, предприятий торговли и других объектов. Проводится постоянный санитарный контроль, организуется очистка дорог и территории, сбор, опознание и захоронение погибших, производится дезинфекция очагов поражения в целях предотвращения эпидемий.
Население, оставшееся без крова, размещается в уцелевших сооружениях, палатках, временных постройках или эвакуируется за пределы района землетрясения. Организуется материальное обеспечение пострадавшего населения, снабжение его продуктами питания, водой, одеждой и предметами первой необходимости.
В сельскохозяйственных районах, кроме того, принимаются меры по спасению животных. Их, по возможности, освобождают их разрушенных помещений и отгоняют в безопасные районы, организуется забой пострадавших животных.