Состояние организма водителя
Нарушение ПДД.
Главной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения. Водителю необходимо знать смысл понятия «дорожное движение». Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая в себя пешеходов, водителей, пассажиров и транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам, что может иметь существенное практическое значение.
ДТП, спровоцированные нарушением правил дорожного движения — наиболее частая причина нештатных ситуаций на дороге, а последствия всегда наиболее тяжелые:
— превышение разрешенной скорости движения. Следствием является столкновения с другими участниками движения, наезды на препятствия, потеря управляемости автомобилем и следующие за этим опрокидывания, заносы, «вылеты» с трассы и прочие неприятные последствия. Особенно тяжелы последствия превышения скорости с выездом на полосу встречного движения и последующее столкновение со встречным транспортным средством;
— несоблюдение приоритетов проезда пересечений дорог. Движение «на красный», игнорирование знака «Уступи дорогу», особенно на оживленных перекрестках грозит неминуемым столкновением с тяжелейшими последствиями. Что говорить о непредоставлении преимущества пешеходу на «зебре»? Последствия столкновения для последнего часто просто фатальны;
— несоответствие скорости и манеры вождения дорожной обстановке. Зачастую на дороге не видна разметка, поломаны знаки, неисправен светофор или просто образовалась наледь… Водитель, не проявляющий осмотрительности и должной внимательности с большой долей вероятности попадет в аварию. Сюда же можно отнести и состояние наших российских дорог вообще и городских магистралей – в частности. Они далеки от идеала;
— несоблюдение дистанции. Кроме того, что это опасно в плане провоцирования столкновения, это еще и потенциально опасно с точки зрения упрощения «автоподстав» для злоумышленников;
Однако ПДД нарушают не только автолюбители, но и сами пешеходы, которые переходят дорогу, совершенно не принимая во внимание запрещающие знаки и светофоры. Даже велосипедисты не являются исключением, они ездят, совсем не обращая внимания на других участников движения.
Недостаточная подготовка водителей.
Большое внимание каждому водителю стоит уделить самообразованию и водительской дисциплине.
С опытом накапливается способность предвидеть развитие дорожной ситуации. Опытный водитель никогда не обгоняет, не убедившись в безопасности маневра, не превышает скорость, чтобы не потерять контроль над транспортом, притормаживает перед пешеходными переходами, чтобы избежать неожиданностей…Новички ориентируются на разметку и знаки, опытные водители, кроме того, и на дорожную обстановку. Нет знака ограничения скорости? Горячий новичок «топит» педаль в пол. Первая же выбоина отправляет автомобиль или мотоцикл в кювет. Особенно опасный «возраст» — это первые 1 -4 месяца. По истечении этого срока новички почти всегда теряют бдительность и убеждаются, что им все подвластно. Это ложное чувство абсолютной самоуверенности над ситуацией является (и, увы – еще явится) причиной не одних похорон.
Неудовлетворительное состояние ТС.
Распространённой причиной аварий является и техническая неисправность автомобилей.
Среди технических неисправностей лидируют проблемы с колесами – лопающиеся шины или откручивающиеся на ходу колеса. Далее следуют:
— неисправности тормозной и рулевой систем. Это грозит потерей контроля над машиной с соответствующими тяжелыми последствиями;
— неисправности светозвукового оборудования. Очень опасно двигаться в сумерках и, особенно ночью с неисправными фонарями и фарами, мало того, что вы можете не заметить пешехода, вас самого может вовремя не увидеть сорока-тонная фура;
— неисправности электрооборудования и узлов, грозящие, например, возгоранием на ходу или самопроизвольным движением автомобиля.
Это только некоторые причины.
Неудовлетворительное состояние улиц и дорог.
Старой темой для разговоров является и плохое состояние дорог. Ведь все мы сталкивались с насущными ухабами, ямами и рытвинами. А ведь это часто становится опасным фактором самопроизвольного выезда машины на встречную полосу. А ответственности дорожные службы, почему-то, не несут. Не редкость, что причиной ДТП становится техническая неисправность организаторов дорожного движения, например, светофоров. Если на всех светофорах в раз горит зелёный свет, то при возникновении ДТП в таком случае, участники движения вообще не понесут наказания, а виновны в этом будут дорожные службы и ГИБДД, но кому приятно быть участником аварии, пусть даже не по своей вине.
Психофизиологические и моральные факторы водителя.
Состояние организма водителя.
Вождение в нетрезвом виде. К сожалению, в большинстве стран бывшего Советского Союза управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения считается чуть ли не нормой. Именно вождение в нетрезвом виде приводит к самым тяжким последствиям. Из-за алкоголя в крови водитель склонен к потере контроля над своими поступками. Кроме того, в большинстве случаев появляется неоправданная самоуверенность, замедляется реакция, притупляется внимание и ухудшается способность анализировать происходящую вокруг ситуацию.
Среди причин, связанных с поведением водителя так же присутствуют и такие, как сон за рулем, переутомление.
При любых физических недомоганиях, даже если вы не принимаете их всерьез, следует воздержаться от управления автомобилем. А уж явные проявления болезни, такие как рвота, тошнота, безоговорочно отменяют управление автомобилем. И не стоит в этом случае уповать на успокаивающие лекарства, с ними надо быть вдвойне осторожными. Так, недопустимо принимать перед поездкой снотворные, наркотические, болеутоляющие, психофармакологические и даже некоторые лекарства от кашля. Нельзя садиться за руль сразу же после удаления зубов или хирургического вмешательства, где применялось местное обезболивание. Даже самые, на первый взгляд, безобидные таблетки от головной боли не безвредны, так как часто содержат снотворное, которое тормозит деятельность центральной нервной системы. У водителей, принимающих лекарства, риск попасть в дорожное происшествие в 1,5 – 3 раза выше, чем у тех, кто их не принимает.