Возникновение агрессивности в характере
Считается, что агрессивность – это отрицательное, разрушительное действие, негативное проявление психической деятельности, связанное с причинением кому-либо ущерба, вреда. Все «официальные» определения агрессии включают именно эти аспекты. Тут, казалось бы, все понятно. Есть зло, жестокость; есть их «носитель» – агрессор; есть объекты агрессии, не желающие, чтобы их унижали и причиняли им боль. Всегда ли, однако, верна схема «зло – агрессор – жертва»?
Агрессивность у детей не проходит и даже увеличивается. Невесть откуда появляется жестокость, носящая скрытый (косвенный), изощренный характер: дети поступают назло, переводят агрессию на менее защищенные объекты (младших братьев, сестер, бабушку, дедушку, домашних животных). Агрессия также может трансформироваться в невротические симптомы – тики, кусание ногтей, плохой сон, трудности контактов с другими детьми, зажатость, скованность и пр. Так какое же из двух зол меньше: агрессия или невроз? Победили агрессию – вызвали невроз… Создается впечатление, что воспитательные меры, строгие наказания и запреты не попадают точно в цель. А может быть, эта самая цель, «мишень» воздействия выбрана неверно? И всегда ли надо подавлять агрессию?
Понятие агрессии: по ту сторону добра и зла.
В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Представление об этом феномене и его описание в клинической психологии и психиатрии также имеет негативную окраску. Оно включает разрушение, нанесение ущерба, физических и нравственных страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия – это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. А между тем само слово «агрессия» (от греч. «аggredy») означает «идти вперед», «приближаться». Как и в любом фундаментальном понятии, здесь соединены противоположные тенденции. «Приближаться» ведь можно как с целью налаживания контакта, так и с какой-либо враждебной целью. На эту особенность агрессии, ее противоречивые грани, указывали многие исследователи (К. Меннингер, Р. Мэй и др.).
Главная проблема состоит в том, что эти две составляющие агрессии, условно говоря, «положительная» и «отрицательная», могут очень тесно сплетаться между собой. Хорошо, когда ясно виден добрый или, наоборот, враждебный мотив поведения. А когда одно становится частью другого?! В таких случаях агрессия выглядит очень сложным и неоднозначным явлением. Внешне она может выступать как разрушение, а на самом деле являться необходимым звеном в более глубоком процессе созидания. Как в «Фаусте»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо».
Причины подростковой агрессивности
Подростковая агрессия чаще всего проявляется в ответ на неблагоприятную среду, в которой он находится. Стоит признать, что основная причина кроется в отношении к ним родителей и самых близких родственников. Отсутствие любви и заботы, неконструктивная критика, чрезмерное давление и контроль, постоянные стрессы порождают озлобленное отношение к окружающему миру.
Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему, как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.
Агрессия в подростковом возрасте, скорее, не нападение, а защитная реакция на действия, направленные против него. Часто все эти ощущения утрированы, ввиду чрезмерной эмоциональности и ранимости.
Стоит признать, что родителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка. Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.
Причины подростковой агрессии
Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.
Семейные причины агрессии
Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя. В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:
1. Безразличие и враждебное отношение к ребенку
2. Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
3. Чрезмерный контроль и опека
4. Безучастность к жизни подростка
5. Отсутствие эмоциональной связи
6. Унижение и оскорбление, особенно публичные
7. Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности
Личностные причины
Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:
Страх, ожидание наихудшего
Неуверенность в безопасности
Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
Ощущение своей вины в чем либо
Чувство одиночества
Ситуативные причины
Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:
1. Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки
2. Болезнь
3. Неправильный рацион питания
4. Чрезмерное увлечение компьютерными играми
5. Локальные неприятные ситуации в семье
Протестировав своих одноклассников тестом "Оценки отношений подростка с классом" , могу сделать следующие выводы.
В нашем классе преобладают подростки воспринимающие группу как самостоятельную ценность. На первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим». Тобеж в нашем классе сплоченая обстановка и все стремятся помогать друг другу для достижения поставленной задачи.
Еще один тест Басса-Дарки на выявение агрессии прошли мои сверсники.
Выяснилось, что у тестируемых больше всего наблюдается обида и раздражение. Это означет их готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) и зависть, а так же ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Меньше встречается подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред и вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
И совсем незначительная доля физической агрессии – использования физической силы против другого лица и косвенной – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Опрошенные так же прошли тест на тип акцентуаций характера у подростков по Личко.
Типологический подход к описанию личности использован А. Е. Личко при диагностике типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Им было выявлено 11 типов акцентуаций.
У анкетированных замечаются такие типы, как: циклоидный, комформный, лабильный, истероидный и астено-невротический тип.
Таким образом получается, что у расспрошенных с наступлением пубертатного периода ( полового созревания) возникает первая субдепрессивная фаза ( состояние легко выраженной депрессии), когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность( замкнутость, нообщительность) . Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными (характерно лёгкое, постоянно приподнятое настроение (иногда оно сопровождается раздражительностью, гневливостью) ), при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. Так же у них (расспрошенных) устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица этого (конформного) типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни. Еще проявляется лабильный тип, отличительной особенностью которого является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям. У моих одноклассников присущ безграничный эгоизм и <жажда признания>. Лица этого типа ( истероидного) обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне. И еще один тип, именуемый астено-невротическим при нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии(нервное заболевание без постоянных патолого-анатомических изменений) : капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.
Так же, протестировав другой, 9 класс, нашей школы, можно сказать, что по результату опроса " Оценки отношений подростка с классом " дети менее склонны к первому типу.То есть, когда индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально.Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивидов. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим». И более склонны выполнять работу вместе.Такой тип восприятия принято называть "коллективистическим".Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.
По опроснику Басса-Дарки можно выявить какие черты скрываютсь внутри каждого подростка. Так, опросив коллектив 9 класса,скажу, что в их классе наблюдается в большей степени подозрительность и вербальная агрессия, а в меньшей - физическая агрессия и чувство вины.
И так,подозрительность, как уже было сказано ранее, – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Так же подростки выражают свои негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) - это и есть вербальная агрессия.
Очень хорошо, что в меньшей мере у подростков 9 класса наблюдается Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица - значит, они ладят между собой, умеют находить общий язык и договариваться с помощью слов.
По результатам данного опроса видим, что возможное убеждение субъекта в том, что он плохой человек, что поступает зло, а также что особых угрызений совести испытуемые не испытывают.
В ходе моей деятельности проведен еще один тест, именуемый " Типы акцентуаций характера у подростков ". В нем выделяют 11 типов, про которые я уже говорила ранее.У детей пубертатного возраста 9 класса четко выделяются 2 типа: комформный и лабильный. Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.Люди комформного типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и не стремятся выделиться из толпы.Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможные в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности .Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда точно определены задачи и правила поведения.