Выбрать правильный ответ. 1-а; 2-в; 3-г; 4-б; 5-б; 6-б; 7-г; 8-г; 9-г; 10-б; 11-а; 12-а; 13-г; 14-а; 15-б; 16-в; 17-б; 18-в; 19-б; 20-б; 21 а; 22-в; 23-г; 24-г;
1-а; 2-в; 3-г; 4-б; 5-б; 6-б; 7-г; 8-г; 9-г; 10-б; 11-а; 12-а; 13-г; 14-а; 15-б; 16-в; 17-б; 18-в; 19-б; 20-б; 21 а; 22-в; 23-г; 24-г; 25-г.
Литература
Allport G. W., 1937. Personality; A psychological interprétation, New York.
Adler A. (1968). "The course of human life as a psychological problem", Human Development, n° 11, p. 184-200.
Bűhler C., Massarik F. (Éd.), 1968. The Course of Human Life: a Study of Goals in thé Humanistic Perspective, New York, Springer.
Carpenter G., 1975. "Mother's face and thé newborn", in: R. Lewin (Éd.), Child alive, London, Temple Smith.
Cattell R.B., 1956. La personnalité, Paris, P. U. F.
Claparede E., 1946. Psychologie de l'enfant et pédagogie expérimentale, Neuchâtel, Delachaux et Niestlé.
Cotton W.L. (1975). "Masturbation frequencies of men and women", Médical Aspects of Human Sexuality, n° 9, p. 31.
Droz R., Rahmy N., 1972. Lire Piaget, Bruxelles, Dessart.
Duyckaerts F., 1977. La formation du lien sexuel (9e éd.), Bruxelles, P. Mardaga éd.
Ellis A., 1977. "The basic clinical theory of rational-emotive therapy", in: A. Ellis et R. Griager (Eds.), Handbook of rational-emotive therapy, New York, Springer.
Erikson E.H., 1959. Enfance et société, Neufchâtel, Delachaux et Niestlé.
Eysenck H.J. (1947). Les dimensions de la personnalité, Paris P. U. F., 1956.
Gilligan C. (1977). "In a différent voice: Women's conceptions of self and morality", Harvard Educational Review, n° 47(4), p. 481-517.
Hayflick L. (1973). "Le vieillissement des cellules humaines", Triangle, n° 12, p. 141-147.
Hunt M. Sexual behavior in thé 1970's, Chicago, Play boy Press, 1974, 1943.
Jung C., 1969. L'homme à la découverte de son âme, Paris, Payot.
Jung C., 1931. Essai de psychologie analytique, Paris.
Kohlberg L., 1963. "Moral development and identification", Child psychology, University of Chicago Press, p. 277-332.
Kretschmer E., 1925. Physique and character, London, Keyan Paul.
Kùbler-Ross E. (1969). Les derniers instants de la vie, Genève, Labor-Fides, 1975.
Lebovici S., 1983. Le nourrisson, la mère et le psychanalyste-Les interactions précoces, Paris, Le Centurion.
Mathieu M. Intelligence sans langage: development cognitif chez le chimpanzé (à paraître).
Miller W. R.. Liefh.I., 1976. "Masturbatory attitudes knowledge and expérience: Data from thé sex knowledge and attitude test (SKAT)". Archives of Sexual Behavior n° 5, p. 447-467.
Nye F.I., 1876. "School-age parenthood. Conséquences for babies, mothers, fathers, grandparents and others", Extension Bulletin 667, Washington State University.
Pattison E.M., 1977. The expérience of dying, Englewood Cliffs (NJ), Prentice Hall/Spectrum.
Peck R., 1968. "Psychological development in thé second half of life", in: B. L. Neugarten (Ed.), Middle âge and aging, Chicago, University of Chicago Press.
Piaget J. (1932). Le jugement moral chez l'enfant, Paris, P. U. F., 1957.
Piaget J., 1970. L'épistémologie génétique, Paris, P. U. F.
Riegel K.F., Riegel R.M., 1972. "Developmental Psychology", n° 6(2), p. 306-319.
Rogers C., Kingel M., 1962. Psychothérapie et relations humaines, Louvain, Publications universitaires.
RotterJ.B. (1966). "Generalized expectancies for internai versus external control of reinforcement", Psychologie Monographs, n" 80.
Sheldon W. T., 1954. Allas of men: A guide for somatotyping thé adult man of ail âges, New York, Harper and Row.
Sorensen R.C., 1973. Adolescent sexuality in contemporary America, New York, World.
Spitz R. (1957): De la naissance à la parole, Paris, PUF, 1968.
Vygotsky L.S., 1978. Mind in Society, Cambridge (Mass.), Harvard University Press.
Wallon H., 1968. L'évolution psychologique de l'enfant, Paris, Armand Colin.
Weis D., 1983. "Reactions of collège women to their first coïtus", Médical Aspects of Human Sexuality, n° 17 (2).
Zazzo R. Conduites et conscience (2 vol.), Neuchâtel Delachaux et Niestlé, 1962, 1968.
Глава 11. Человек и другие люди
Введение
С самых первых строк этой книги, в каждой ее главе звучит следующая мысль: поведение человека не может или почти не может развиваться, проявляться и быть понятым в отрыве от других членов группы, к которой он принадлежит, от всего общества или даже вида в целом.
По всей видимости, ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь организованной системе. Aтом, образуемый связанными между собой частицами, - это всего лишь один из элементов, из которых построена молекула, а молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в организации клетки. Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют живому организму занять свое место в растительной или животной системе, все время стремящейся достичь равновесия. Сосуществование этих систем в свою очередь обеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе, движущейся наряду с сотнями миллиардов других звезд в нашей Галактике, а сама эта Галактика - всего лишь один из элементов, из которых организована Вселенная (см. документ 11.1).
Рис. 11.1. Согласно общей теории систем, жизнь организована в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов. Любая система от атома до общества - всегда представляет собой нечто большее, нежели простая сумма составляющих ее подсистем.
Человек представляет собой звено этого континуума, и выживание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому обществу, которое в свою очередь существует в системе сообществ других животных. Безусловно, человек отличается от животных более высоким уровнем сознания, позволяющим ему воспринимать себя во времени и пространстве; вместе с тем эта способность человека - хочет он того или нет - налагает на него ответственность за свое собственное будущее и за будущее вида, к которому он принадлежит и в рамках которого он эволюционировал, непрерывно взаимодействуя с другими видами.
Задача социальной психологии состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функционируют связи между индивидуумами в группе и между группами в обществе.
Жизнь в обществе
У большинства животных существуют «жизненные правила» и сигнальные системы, которые позволяют им создавать оптимальные условия для размножения и для воспитания потомства, сохраняя за собой индивидуальный участок территории.