Системное описание предприятия
ВвЕДЕНИЕ
Современный системный анализ – прикладная наука, которая ориентирована на прояснение причин возникновения проблем и на формирование вариантов их устранения.
Системный анализ – совокупность методологических средств, которые используются для подготовки и обоснования решений из сложных проблем социального, экономического, технического и научного характера. Основой является системный подход и ряд методов, математических дисциплин и современной теории управления. Основная процедура – построение обобщенной модели, которая отображает взаимосвязи реальной ситуации.
Цель дисциплины заключается в освоении студентами принципов и методологии системного анализа экономической информации и получении практических навыков и умений использования методов системного анализа в различных областях экономики.
Требования к результатам освоения дисциплины студентом:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, системному анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия, категории и инструменты системного анализа;
- основы сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
владеть:
- современными методами сбора, обработки и системного анализа экономических и социальных данных;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов.
Практические задания
Практическая работа № 1
Методика системного анализа организации
Цель работы: научиться осуществлять системный анализ социально-экономической системы.
Задание:
1. Выбрать систему из таблицы 1.1.
Таблица 1.1
Социально-экономические системы
Вариант | Социально-экономическая система |
1 | 2 |
1. | Регион |
2. | Гостиница |
3. | Город |
4. | Музей |
5. | Деканат вуза |
6. | Школа |
7. | Цирк |
8. | Трикотажная фабрика |
9. | Салон красоты |
10. | Тренажерный зал |
11. | Военная часть |
12. | Театр |
13. | Филиал Сбербанка |
14. | Ресторан |
15. | Министерство образования |
16. | Детский сад |
17. | Склад промышленного предприятия |
18. | Автосалон |
19. | Кинотеатр |
20. | Художественный салон |
21. | Ювелирная мастерская |
22. | Таксопарк |
Продолжение табл. 1.1 | |
23. | Консалтинговая фирма |
24. | Агентство по трудоустройству |
25. | Супермаркет |
26. | Автомойка |
2.Провести анализ ее по следующей методике:
Этап 1.Определить границы исследуемой системы (Что является объектом исследования: страна, отрасль, предприятие, филиал, отдел и т.п.).
Этап 2.Сформулировать цель системы.
Этап 3.Определить все надсистемы (те системы, которые окружают, являются внешними по отношению к исследуемой системе), в которые входит исследуемая система в качестве части (не менее трех надсистем).
Этап 4.Определить цели и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система, сформулировать их цели и противоречия между ними.
Этап 5.Сформулировать воздействия этих надсистем на исследуемую систему (по три воздействия от каждой надсистемы).
Этап 6.Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы.
Этап 7.Выявить состав исследуемой системы, т. е. определить части, из которых она состоит.
Этап 8.Определить возможные связи и коммуникации системы с внешней средой.
Этап 9.Сформулировать возможные угрозы воздействия внешней среды на исследуемую систему.
Этап 10.Сформулировать оптимистичный и пессимистичный прогнозы развития исследуемой системы.
3.Описать систему в отчете и проведенный анализ представить перед аудиторией.
Практическая работа №2
Системное описание предприятия
Цель работы: научиться составлять функциональное, морфологическое и информационное описание.
Задание:Составьте функциональное, морфологическое и информационное описание финансовой подсистемы предприятия.
Используя рисунки 1.1 – 1.4 опишите основные элементы и процессы, происходящие в организации с позиции подсистемы Вашего варианта при вводе в продажу нового продукта.
Вариант 1. финансовой подсистемы
Вариант 2. информационной подсистемы
Вариант 3. коммерческой подсистемы
Вариант 4. административной подсистемы,
Компания “ОптЛогист"
Компания-дистрибьютор ООО “ОптЛогист” закупает машины и оборудование различного назначения, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, транспортные средства отечественных и зарубежных производителей и реализует их через собственную дистрибьюторскую сеть и сеть магазинов. Планирование закупок компания осуществляет на основании статистики продаж, которую предоставляют сеть магазинов и дистрибьюторы. Компания осуществляет доставку продукции как собственным транспортом, так и с помощью услуг сторонних организаций. Компания имеет собственный склад для хранения продукции. Холдинговая компания ООО “ОптЛогист” представляет собой 3 оптовых торговых предприятия, расположенные в г. Воронеж, Липецк, Волгоград и предприятие розничной торговли, в составе которого 14 магазинов, расположенных в городах и районных центрах Черноземья, а так же производственное подразделение (дерево и металлообработка) и ремонтно-строительное предприятие. По состоянию на 01.01.2005 г. численность сотрудников компании превысила 500 человек. Контролируемая клиентская база - более 2000 торговых, бюджетных, строительных и промышленных предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
В состав “ОптЛогист "входят следующие самостоятельные предприятия:
1) ООО «ТД “ОптЛогист " - оптовая торговля.