Изучение техники нападения и совершенствование в ней
Обучение технике приемов, применяемых в нападении, начинается с изучения стойки, бега, остановок, прыжков и поворотов. Прежде всего, нужно научить занимающихся занимать правильную стойку. Для этого им предлагается принять ее по команде или по сигналу во время ходьбы, бега. Надо тщательно проверить каждого занимающегося. В дальнейшем при всех упражнениях без мяча и с мячом обращается внимание на правильность занимаемой стойки и ее сохранение при передвижении, остановках, ведении мяча и т. п.
Бег изучается в сочетании с остановками. Сначала осваивается бег по прямой, а затем с изменением направления и скорости.
Остановки начинают изучать способом «двумя шагами».
При обучении прыжкам внимание акцентируется на правильности толчка, полета и приземления. Первым изучается прыжок толчком одной ногой.
После нескольких занятий занимающихся знакомят с поворотами. Начинают с выполнения поворотов на месте на сзади стоящей ноге вперед и назад. Основное внимание обращается на работу толчковой ноги, которая не должна подниматься высоко от опоры. При этом необходимо сохранять достаточно широкий шаг.
П р и м е р н ы е у п р а ж н е н и я:
1. Бег в медленном темпе с остановкой по сигналу.
2. Бег, по сигналу ускорение.
3. Бег по кругу и между препятствиями.
4. Старты из положения стоя с пробеганием отрезков 5, 10,15, 20 м.
5. с остановками и поворотами: 4 раза от штрафной линии до центра, от штрафной до штрафной и т. п.
6. Эстафеты с бегом по прямой или с бегом по отрезкам.
7. Игры в пятнашки» с передвижением обычным бегом, в полуприседе, приседе, прыжками на двух (одной) ногах.
8. Повороты вперед и назад из стойки нога впереди по команде преподавателя.
9. Повороты в сочетании с бегом и остановками по сигналу.
10. Повороты после ведения мяча и остановки.
11. Повороты с сопротивлением: один пытается отнять мяч, второй, используя повороты, старается удержать мяч.
12. То же, но против двух противников.
При изучении прыжков важно добиться энергичного отталкивания и вертикальности взлета (упражнения приведены в раз деле специальной физической подготовки).
Ловля и передача мяча изучаются одновременно. Сначала занимающимся нужно объяснить и показать ловлю мяча двумя руками, акцентируя и внимание на положении рук (особенно кистей) и своевременности амортизирующего движения. Одно временно с этим объясняется способ держания мяча двумя рука ми и техника выполнения передачи мяча двумя руками от груди. После этого даются разнообразные упражнения, в которых одни передают, другие ловят мяч. На первых занятиях мяч передается на средней высоте, с не большой траекторией, прямо на ловящего. Постепенно условия ловли усложняются, занимающимся предлагается поймать мяч с шагом вперед, в сторону, в прыжке, при передвижении навстречу передающему, параллельно с ним и впереди него. Важно на учить занимающихся останавливаться и передавать мяч в движении без пробежек. Совершенствование осуществляется в более сложных упражнениях передачами мяча и в игре.
По мере овладения ловлей двумя руками занимающиеся изучают ловлю одной рукой. Ловля мяча с полуотскока и мяча, катящегося по площадке, изучается позднее.
Обучение передачам мяча начинается со способа двумя рука ми от груди и одной от плеча. Затем изучаются остальные способы в такой последовательности: двумя и одной рукой снизу, двумя и одной рукой сверху, крюком и скрытые передачи.
Первичное опробование передачи выполняется на месте в двух шеренгах или в колоннах с одним ведущим впереди. Затем даются упражнения в ловле и передачах мяча при встречном передвижении, в передачах с продвижением вдоль площадки, с передвижением по кругу, в передачах в сочетании с другими приемами, подвижные игры.
Примерные упражнения:
1. Встречная передача мяча. Группа делится на 3— подгруппы, каждая из которых строится в колонну по одному, водящий располагается перед колонной на расстоянии 8-10 м. Мяч у направляющего, который, передан его выходящему, уходит на левый фланг. Водящий передает мяч следующему и т. д.
Усложнение: а) направляющий после передачи уходит на место водящего; б) передавший мяч при встречном передвижении уходит в сторону передачи (каждая подгруппа разделяется на две части и располагается друг против друга на расстоянии 12— 15 м; в) то же, но передавший мяч становится защитником; г) то же, но передачи выполняются с отскоком от пола или по высокой траектории.
2. Передача мяча в тройках. Группа строится в три колонны, на расстоянии 6—8 м друг от друга, лицом к центру. Мяч у одного из направляющих. По команде преподавателя он передает мяч влево (вправо) направляющему соседней колонны и перебегает на левый фланг в ту же сторону.
Усложнения: а) мяч передается влево, а передвижение выполняются вправо, б) направление передачи и передвижения изменяется по сигналу, в) упражнение выполняется двумя и тремя мячами.
3. Передача мяча при встречном передвижении по кругу. Группа образует два круга; причем внутренний круг в два раза меньше наружного. По команде оба круга начинают передвигаться в противоположных направлениях, передавая сначала один, а затем 2 или З мяча.
4. Передача мяча бегущему впереди. Группа образует круг, сохраняя дистанцию З—5 м; повернувшись налево (направо), занимающиеся бегут по кругу и передают мяч вперед.
Усложнение: а) изменяется скорость передвижения; б) упражнение выполняются двумя и тремя мячами.
5. Передачи мяча в парах с передвижением вдоль площадки.
6. Передачи мяча в тройках. Двое занимающихся имеют по мячу и поочередно передают его третьему.
7. Передачи мяча с максимальной скоростью в парах или броски мяча в квадраты, начерченные на стене.
8. Игры: «гонка мячей по кругу», «передача мяча очередному», «защита крепости», «мяч в кругу», «пятнашки» мячом с передачами между двумя, тремя и т. д. партнерами, «мяч капитану» и др.
Ловля и передачи мяча совершенствуются в сочетании с другими приемами и в двусторонней игре.
Бросок в корзину. Техника выполнения бросков отличается от передач более крутой траекторией полета, точностью и постоянством усилий (при бросках с одной дистанции). Мяч нужно бросить быстро, но с таким усилием, чтобы при достижении корзины скорость его полета была минимальной.
Пер представления о характере полета и технике выполнения броска создаются при изучении передач. для этого занимающиеся выполняют передачи мяча друг другу по крутой траектории полета. Можно использовать броски через веревочку или в мишень, нарисованную на стене.
На начальном этапе обучения важно овладеть структурой движения и постепенно увеличивать требования к точности по падания в цель. Броски в корзину сначала изучают с близкой дистанции, затем переходят к броскам со средней, дальней дистанции и к добиванию мяча.
Первым изучается бросок в корзину одной рукой от плеча из-под щита. После того, как создано представление о технике его выполнения, занимающимся дается упражнение в бросках с 2—З м, стоя под углом к щиту, с указанием точки прицеливания.
После нескольких повторений следует перейти к броску после ловли мяча в движении под углом к щиту. Основная трудность овладения броском в движении - правильное выполнение двух шагов при ловле мяча. Как правило, начинающие не могут поймать мяч, не сделав лишний шаг, или ловят мяч, делая шаг не той ногой.
Чтобы исправить этот недостаток, применяются следующие подводящие упражнения:
1. Преподаватель, стоя у линии штрафного броска, держит мяч на вытянутой руке. Занимающиеся поочередно подбегают к мячу и стараются взять его руками, сделав широкий шаг правой ногой (бросок справа), затем шаг левой, прыжок и бросок в корзину. 2. То же, но преподаватель бросает мяч вверх.
З. То же, но после броска вперед-вверх самим защищающимся.
4. На площадке (5—6 м от щита) чертиться коридор шириной 1—1,5 м; занимающийся, двигаясь вперед, старается преодолеть этот коридор длинным шагом, отталкиваясь левой ногой. В фазе полета ему передается мяч; приземлившись на правую ногу, он делает шаг левой, прыжок вверх (но не вперед) и бросает мяч в корзину.
Не менее важно добиться вертикального взлета, выпрямления туловища, бросающей руки и выпуска мяча в мертвой точке поле та. Выполнять броски необходимо правой и левой рукой.
После изучения броска одной рукой от плеча в движении нужно перейти к овладению бросками: двумя (одной) руками снизу в движении, двумя (одной) руками сверху с места (без прыжка и в прыжке), двумя (одной) руками сверху в движении с прыжком, крюком.
Броски сверху вниз и добивание изучаются значительно позже.
При обучении броскам одной и двумя руками сверху в прыжке важно обращать внимание на вертикальность толчка и свое временное поднимание руки с мячом вверх. Мяч нужно поднять вверх до отталкивания от опоры.
Совершенствование в бросках осуществляется путем большого количества повторений, а также выполнением бросков (что очень важно) с активным сопротивлением и в сочетании с тактическими действиями.
Примерные упражнения:
1. Броски в корзину из-под щита с места. Группа располагается по кругу области штрафного броска, направляющий с 2— З м выполняет бросок, ловит мяч и передает следующему.
Усложнение: а) бросок с шагом и прыжком вверх; б) бросок после двух шагов с прыжком.
2. Броски в корзину со встречной передачи. Группа построена в колонну лицом к щиту, один находится под щитом. Направляющий выбегает к щи и, получив мяч, выполняет бросок, ловит мяч, передает его в колонну и занимает место под щитом. Передавший мяч уходит на левый фланг. —
З. То же, но броски выполняются после ведения мяча.
4. То же, но передающий игрок располагается дальше от щита и передает мяч под углом к выбегающему.
5. То же, но после передачи мяча игрок становится защитником и атакует игрока с мячом.
6. Броски в корзину с переда мяча (правой и левой рукой). После броска справа игрок ловит мяч и передает его выходящему с левой колонны, а сам уходит в сторону выполненной передачи. То же после ведения мяча; после ведения, остановки и поворота; с сопротивлением. 7. Броски в корзину со средних и дальних дистанций с места. Лучше всего их выполнять в парах—один ловит мяч под щитом и передает его бьющему, второй выполняет определенное количество бросков, после чего игроки меняются ролями. Броски выполняются с различных точек.
8. То же, но один игрок выполняет роль защитника.
9. Штрафные броски.
10. Броски со средних (дальних) дистанций и штрафные броски, выполняемые на соревновании (учитывается количество попаданий за определенное время).
11. Игра 1х1 с броском в корзину.
дальнейшее совершенствование в бросках осуществляется в более сложных упражнениях тактического характера и в двухсторонней игре.
Ведение мяча. Занимающихся нужно научить одинаково хорошо вести мяч левой и правой рукой без зрительного контроля. Обучение начинается с высокого ведения.
После показа и объяснения занимающиеся выполняют ведение без продвижения, обращая внимание на расположение кисти на мяче, сопровождение мяча рукой (нужно добиться, чтобы мяч как можно дольше соприкасался с рукой) и активные движения руки в локтевом суставе и кисти.
Затем даются упражнения с передвижением по прямой, по дуге, по кругу, между стойками, с сопротивлением защитника,
эстафеты и игры с ведением мяча.
Основные ошибки: отрывистые удары по мячу, слабое продвижение вперед и усиленный зрительный контроль за мячом. Для исправления первой и второй ошибок необходимо дополнительно объяснить ведение и опробовать его в медленном темпе. Последнюю ошибку можно исправить в процессе упражнений в ведении мяча с выполнением специальных заданий: остановок, изменения направления по зрительному сигналу, ведения при встречном передвижении или ведения мяча за партнером, бегущим впереди.
При обводке препятствий и защитников нужно научить занимающихся укрывать мяч туловищем, ведя его рукой, дальней от препятствия.
Примерные упражнения:
1. Ведение мяча по прямой. Группа разделяется на подгруппы по З человека (если есть достаточное количество мячей). двое располагаются на одной боковой линии (у первого имеется мяч) и один на противоположной. По сигналу направляющий ведет мяч, передает партнеру, стоящему напротив, и становится на его место.
2. Ведение мяча по узкому коридору, ограниченному стойками, скамейками или линиями.
З. Ведение мяча по дуге и кругу. для этого можно использовать разметку баскетбольной площадки. 4. Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
5. Ведение мяча с остановкой, поворотом и передачей. Группа подразделяется на 3—4 подгруппы, построенные в колонны по одному; у направляющих по мячу. По сигналу первый ведет мяч до определенного места, выполняет поворот, передает мяч следующёму и уходит на левый фланг своей колонны. Упражнение можно проводить в виде эстафеты.
6. Ведение с броском в корзину.
7. Ведение с обводкой препятствий (тумбочки, стойки, набивные мячи), которые расставляются в различном порядке; на раз ном расстоянии друг от друга.
8. Ведение с обводкой одного и двух противников.
9. Эстафеты и игры с ведением.
дальнейшее совершенствование осуществляется в более сложных игровых упражнениях и двусторонней игре в баскетбол.
Финты изучаются после того, как будут освоены основные приемы игры. Обращается внимание на умение соединять раз личные приемы, выполняемые в разном темпе и в различных на правлениях, сохраняя при этом необходимое равновесие.
Сначала изучают финты без мяча (руками, туловищем и ногами), затем с мячом на месте и, наконец, переходят к изучению финтов в движении.
Примерные упражнения:
1. Бег в колонне по одному, по сигналу занимающиеся выполняют финты с наклоном туловища в стороны, с имитацией движения передач руками.
2. Бег между препятствиями или занимающимися, сначала стоящими на месте, а затем передвигающимися навстречу с имитацией прохода в одну сторону и уходом в другую.
3. Все способы финтов в единоборстве с защитником и после дующей атакой корзины.
4. Игры: пятнашки», «третий лишний», «наседка», лапта и др.
5. Игра в баскетбол.
Изучение техники защиты и совершенствование в ней
В защите применяется значительно меньше игровых приемов, чем в нападении, но овладеть ими довольно трудно. Техника их выполнения и успешное применение в игре во многом зависят от волевых и физических усилий баскетболиста.
Обучение защитным навыкам следует начинать с изучения стойки м передвижения, затем осваиваются выбивание и вырывание мяча, перехваты, ловля мяча у щита и накрывание.
При изучении передвижения обращается внимание на технику бега спиной вперед и приставными шагами, Постоянно нужно обращать внимание на мягкость движений на согнутых ногах, умение сохранять дистанцию перед нападающим игроком, активность движений руками и наблюдение за противником.
Примерные упражнения: 1. Передвижение приставными шагами в стороны, вперед и назад по команде и по зрительному сигналу (рукой, передвижению преподавателя, передвижению партнера).
2. Бег спиной вперед по команде и по зрительному сигналу.
3. Эстафеты с бегом приставными шагами и спиной вперед.
4. Передвижения в парах: один — защитник, второй — нападающий Нападающий, изменяя направление, передвигается вперёд, защитник передвигается перед ним (лицом к нему), стараясь не пропустить его и сохранить дистанцию 90—100 см.
5. «Пятнашки» с передвижением приставными шагами.
6. движения рук в стойке. Стоя перед игроком с мячом, который все время изменяет положение мяча, защитник принимает соответствующее положение рук.
7. Передвижение в стойке. Два игрока, стоя на расстоянии 5—6 см, передают мяч друг другу. Защитник передвигается между ними, принимая правильное положение и стараясь коснуться мяча.
8. Держание игрока без мяча. Один занимающийся или направляющий колонны располагается с мячом на углу поля, двое (один нападающий, другой защитник) находятся в 4—5 м от не го. Нападающий стремится освободиться от защитника и получить мяч. Защитник, передвигаясь в правильной стойке, не дает ему этого сделать.
9. Выбивание мяча. У нападающего имеется мяч, защитник должен выбить его изучаемым способом. То же, но нападающий укрывает мяч, применяя повороты, вышагивание, изменения положения рук.
10. Выбивание мяча при ведении. Один ведет мяч, второй, передвигаясь рядом с ним, пытается выбить мяч.
11. Вырывание мяча. У одного занимающегося мяч, второй пытается вырвать его вниз, вверх, на себя.
12. Одновременное вырывание мяча. двое занимающихся стоят на расстоянии метра, третий стоит напротив и накатывает мяч между ними. Как только мяч приблизится к двум игрокам, они стараются захватить его двумя руками и вырвать друг у друга.
13. То же, после ловли мяча в прыжке. Один занимающийся подбрасывает мяч вверх между двумя, не поймавший мяч старается вырвать его у партнера.
14. Накрывание мяча. Занимающийся с мячом сначала с места, затем после ведения бросает мяч в корзину, защитник старается выбить или накрыть мяч в высшей точке взлета.
15 Ловля мяча у щита. Один занимающийся с мячом располагается в 5—8 м от щита, двое находятся под щитом. После броска в щит защитник старается сначала остановить нападающего, став у него на пути, а затем овладеть мячом.
16. То же, но игроки строятся по два или по три на линии штрафного броска. Преподаватель бросает мяч в щит, очередная пара (тройка) борется за овладение мячом. 17. Ловля мяча от щита в игре 1 Х 1 с атакой корзины.
18. Перехват мяча при передачах. Двое, стоя на месте, пере дают мяч, третий, выбран момент, быстро выходит на перехват.
Защитные навыки совершенствуются в более сложных упражнениях одновременно с изучением и совершенствованием тактических действий в нападении и двухсторонней игре.