Обучение групповым тактическим действиям
Групповые действия изучают после того, как будут освоены основные элементы индивидуальной тактики в нападении и защите. Обучение начинается с простейших взаимодействий двух нападающих: вначале в условиях численного перевеса (2Х1), а затем и численного равенства с защитниками (2х2). Позднее изучается взаимодействие трех игроков в ситуации 3Х2 и ЗХЗ.
Групповые взаимодействия защитников изучаются после овладения соответствующими приемами нападения. Первыми осваиваются действия двух защитников при численном перевесе (2х3 и 2х1), затем при равенстве играющих. Вслед за этим обучают взаимодействию трех защитников (ЗХЗ и ЭХ 4).
Действия нападающих при численном перевесе самые простые, но и самые важные, так как они возникают в завершающей фазе атаки и требуют реализации. Именно поэтому эти действия изучаются в самом начале одновременно с освоением системы нападения быстрым прорывом.
Действия двух нападающих против равного числа защитников изучаются в такой последовательности:
1) отдал и вышел:
а) продольный рынок;
б) поперечный рынок;
2) заслоны:
а) внешний — наведением (без мяча, с мячом);
б) внутренний (без мяча, с мячом, статический, подвижный)
Изучение взаимодействия защитников начинается с подстраховки, затем переходят к проскальзыванию при заслонах и завершают обучение переключен нем.
Примерно такая же последовательность сохраняется при изучении взаимодействия с большим количеством игроков.
Изучение командных тактических действий -завершающий и важнейший тап всей тактической подготовки, К нему приступают после того как занимающиеся освоят основные элементы индивидуальных и групповых действий.
Овладение тактической системой — процесс длительный, многолетний. Первое знакомство новичков с системами игры происходит в самом начале тренировки, когда после подводящих игр в занятия включается двусторонняя игра в баскетбол. Затем на протяжении довольно длительного периода изучаются отдельные компоненты тактической системы — индивидуальные и групповые действия.
Использование на этом этапе в учебной игре той или иной системы нападения и защиты преследует цель — приобрести первый опыт и закрепить разучиваемые составные ее элементы. Только после того, как большинство элементов будет прочно усвоено, можно укомплектовать команды и приступить к углубленному изучению тактических действий.
В первую очередь нужно освоить организованный переход от защиты к нападению и обратно, занимая определенные позиции. Затем начинают изучение тактических комбинаций с участием всех пяти игроков команды. Вначале разучиваются комбинации в так называемых стандартных положениях — при начальном и спорном броске, при вбрасывании из-за линий, при штрафных бросках. После этого переходят к изучению комбинаций непосредственно по ходу игры. (Такие комбинации обычно проводятся по сигналу капитана или игрока, владеющего мячом.)
В дальнейшем разрабатываются и изучаются специальные варианты защиты и нападения, рассчитанные на конкретного противника и определенный состав своих игроков. Весь ход обучения командным действиям заканчивается воспитанием умения свободно варьировать тактические системы в ходе игры.
Процесс разучивания отдельных комбинаций с участием всех игроков команды довольно сложен. Он может проводиться двумя основными методами — расчлененным и целостным. Расчлененным методом разучиваются комбинации, содержащие сложные, многоходовые элементы. При этом комбинация разделяется на отдельные части, которые предварительно разучиваются самостоятельно. Затем все они соединяются в единое целое.
Комбинации, не содержащие сложных взаимодействий, изучаются целостным методом. При этом весь ход обучения распадается на ряд последовательных этапов:
1) показ комбинации с помощью киноматериалов и объяснения на макете;
2) разъяснение задач и проверка действий на отдельных участках;
3) выполнение комбинации на специально размеченной площадке в замедленном темпе, без противника (а иногда и без мяча);
4) выполнение комбинации в постепенно возрастающем темпе;
Для совершенствования командных действий важное значение имеет правильная организация учебных игр. Они должны максимально приближаться к соревнованиям. Перед командами нужно ставить различные задачи и учить занимающихся искать пути для преодоления противодействия противника. Чтобы стимулировать участников, полезно начислять дополни очки за правильное выполнение поставленных задач. Смешанная система защиты
Переход от одной системы к другой на протяжении одной атаки противника дает играющим большие преимущества. Противник вынужден неоднократно перестраиваться по ходу игры, а это делать очень трудно.