Слабый тыл сильных женщин

Может быть, работа не слишком приятное занятие, но куда-то ведь надо утром идти.
Янина Ипохорская

Если женщина многие годы несет на своих плечах двойную нагрузку (а некоторые по несколько лет не бывали в отпуске), то это может быть причиной хронической усталости или нервного срыва, привести к краху семьи или карьеры.

Многие бизнес-леди не замужем или разведены. И в этом нет их вины. Не все мужчины способны быть рядом с женой, значительно превосходящей по социальному или материальному статусу, а тем более, с женой-руководителем. Испытание успехом супруги - весьма болезненный удар по мужскому самолюбию.

В деловом мире отношение к женщинам существенно изменилось, но семье пока осталось традиционным.

В глазах женщины должны отражаться не её мысли, а мои.
Карл Клаус

Если муж сам достиг успеха в какой-либо области и неплохо зарабатывает, то он требует того, что требуют все мужья: хорошего ужина, уюта в доме, присутствия жены рядом, ухода за собственной персоной, внимания к себе. А бизнес-леди порой работают допоздна и приходят домой "как выжатый лимон". Женщина чувствует себя усталой и разбитой, с одним желанием принять душ и лечь в постель, и чтобы никто не беспокоил. И уж, конечно, ей не до "супружеских обязанностей". Бывает, что деловая женщина приносит документы с собой и сидит над ними вечерами или в выходные дни. Ей часто звонят домой по делу. То есть, своим близким она не может уделять столько внимания, сколько другие женщины.

Муж терпит какое-то время, надеясь, что рано или поздно ей самой все это надоест, она выдохнется, но его надежды не сбываются. Бизнес - занятие азартное. Для многих важен сам по себе успех и реальное дело, а не количество нулей на банковском счету. А недовольный супруг твердит, что он достаточно зарабатывает, чтобы содержать и жену, и детей, и настаивает, чтобы она бросила бизнес или работала неполный день. Но в бизнесе невозможно работать вполнакала, тем более, руководителю.

В результате женщина оказывается меж двух огней - и на работе высокая нагрузка, и дома её пилит муж. А постоянные упреки и семейные скандалы не способствуют хорошему настроению и трудовым свершениям.

Некоторые женщины бросают бизнес, но душевное равновесие не восстанавливается. Уйдя из деловой сферы, женщина чувствует себя неудовлетворенной. Она сумела себя реализовать, что дало ей уважение окружающих и самоуважение, а теперь должна трудиться на кухне, изобретая очередной кулинарный шедевр.

Алисе 37 лет. Семь лет она руководила фирмой, которую создала сама. Начинала с нуля, а за эти годы компания стала процветающей.

Во втором браке Алиса прожила четыре года. От первого брака у неё 18-летняя дочь, от второго - трехлетний сын. Олег, её второй муж, младше Алисы на год, раньше не был женат.

Когда они поженились, Олег был менеджером в небольшой фирме. Алиса предлагала ему перейти в её компанию, но тот наотрез отказался - видимо, не хотел быть её подчиненным. Тогда она решила уступить ему свое место руководителя, но снова получила отказ в довольно резкой форме: "Это твоя фирма, я никогда не буду в ней работать!" Резкий тон мужа её удивил и обидел - она не хотела ущемлять его самолюбия и не видела причины для подобной резкости.

Будучи женщиной умной, Алиса промолчала, но уже тогда поняла, что семейная жизнь будет непростой - муж самолюбив и амбициозен. И не ошиблась. Видимо, неравенство их социального статуса его задевало, и он решил не отставать от жены. Закончил экономическую академию и сейчас работает коммерческим директором крупной фирмы.

Алиса продолжала работать почти до самых родов. Олег настаивал, чтобы она оставила работу. Но на кого она могла её оставить? Муж по-прежнему отказывался её заменить, да и сама Алиса понимала, что у него нет опыта, чтобы стать руководителем. В то время Олег ещё был менеджером, а менеджер - это исполнитель.

После родов у неё тоже не было спокойной жизни. Хотя у Алисы два заместителя, но они часто звонили ей домой, чтобы посоветоваться по тому или иному вопросу. У неё пропало молоко, сынишка вскармливался искусственно. А Олег, вместо того, чтобы помочь ей по работе или хотя бы морально поддержать, встал в позу. В диатезе сына он обвинял жену - дескать, если бы та не пичкала его молочными смесями, ребенок был бы здоровым.

Олег работал и одновременно учился в академии. Нагрузка была высокой, и его раздражало, если сын плакал. Алиса все больше удивлялась на мужа - раньше тот говорил, что очень хочет ребенка, и только поэтому она решилась родить, но никакой помощи от него не дождалась. Олег даже отказывался взять на себя обеспечение семьи продуктами и покупку необходимого для ребенка. Тогда у них ещё не было машины - все деньги Алиса вкладывада в дело; "тащить авоськи" муж считал ниже своего достоинства.

Единственный человек, который ей помогал - дочь, которой в то время было 15 лет. Она стала заботливой нянькой малышу. Алиса могла со спокойной душой оставить на неё сына и отправиться по магазинам.

Сыну исполнилось шесть месяцев, и Алиса решила выйти на работу, но опять встретила ожесточенное сопротивление мужа. Она согласилась, что ребенка ещё рано оставлять на няню. Еще через полгода Алиса все же настояла, что будет работать. Взяла няню на первую половину дня, пока дочка была в школе, а потом с малышом оставалась дочь.

С тех пор её семейная жизнь превратилась в кошмар. Муж то раздражался и скандалил по малейшему поводу, то не разговаривал с ней неделями. Дочь, которая терпеть не могла отчима и за глаза называла его "надутым павианом", как-то сказала: "Мам, да выгони ты его! Зачем он тебе нужен?! А Толика мы и без него вырастим, все равно он отец никакой, избалованный маменькин сынок". Но Алиса лишь качала головой. Ее дочь росла без отца - первый муж Алисы пил, в пьяном виде сбил человека, был осужден, после освобождения женился и ни разу их не навещал. Алиса не хотела, чтобы и сын рос без отца.

В конце концов она все же решилась оставить работу. Формально она числилась руководителем своей фирмы, но всеми делами заправляли её заместители. В результате дела шли все хуже и хуже. Алиса предполагала, что её заметители стали больше работать на себя, чем на компанию, но для того, чтобы найти тому доказательства, нужно было самой во всем разбираться. Но как только она заговаривала с мужем о возвращении на работу, - тут же вспыхивал скандал.

Несмотря на то, что она стала домохозяйкой, семейная жизнь лучше не стала. Казалось бы, у мужа уже не было поводов для придирок - то, что он раньше требовал, теперь у него было, - но супруг все равно находил к чему прицепиться. Не выдержав, Алиса крупно с ним поговорила, сказав, что подаст на развод и будет жить так, как считает нужным. Это его напугало, и несколько месяцев Олег вел себя прилично.

Она успокоилась, что жизнь налаживается, и стала тайком от мужа, днем, когда его не было дома, ездить на работу. Ей удалось уличить своих заместителей в нечестности, она их уволила и взяла новых замов. Опять душа болела за дело - те ещё не имели достаточного опыта.

Не застав её несколько раз дома, Олег опять устроил скандал, обвинив жену во всех смертных грехах, в том числе - что она завела любовника. Пришлось признаться, что она ездит на работу, но это лишь подлило масла в огонь.

Она попробовала переубедить мужа. Сказала, что ей надоело сидеть дома, она деловая женщина, а не домохозяйка. Сынишка рос крепким, здоровым мальчуганом, его диатез давно прошел. Алиса полагала, что нет ничего страшного, если она опять пригласит к нему няню.

Сама Алиса с годовалого возраста была в детских яслях, потом в детском саду, и ничего - выросла, потом успешно закончила школу и институт. Ее мама умерла от рака, когда Алисе было 17 лет, отец женился на другой и перехал к жене, оставив дочери квартиру. Помощи ждать было не от кого, зато она привыкла полагаться на себя.

Но её доводы мужа не убедили. Опять был скандал с оскорблениями и упреками, что она плохая мать и желает "скинуть ребенка" в чужие руки. То, что он сам - неважный отец, Олег признавать не желал. В выходные он мог немного повозиться с сыном, а в будни после работы заявлял, что устал. Или приходил когда сын уже спал. Все заботы по хозяйству и обслуживанию мужа по-прежнему были на плечах Алисы и её дочери.

Ко мне Алиса пришла измученная, подавленная. Уже несколько месяцев она страдала бессонницей. Спать днем она не привыкла, а ночью навязчиво лезли одни и те же тягостные мысли - и о том, что на работе все кое-как, и о том, что в семье разлад. Она по-прежнему не хотела развода, но и семейная жизнь её не радовала.

"Почему я должна жертвовать работой, где достигла успеха, ради прихоти мужа?! Те, кто рождены быть домохозяйкой, обычно не становятся преуспевающими бизнес-леди", - говорила она.

С её бессонницей и невротическими нарушениями мы справились, но в семье по-прежнему был разлад. Я пригласила на беседу мужа Алисы, но тот отказался.

Спустя полгода она пришла ко мне и сказала, что жизнь стала невыносимой, муж стал обвинять её дочь - якобы та настраивает Алису против него и провоцирует скандалы, оскорблял падчерицу и требовал, чтобы та покинула их дом. Этого Алиса ему не простила и подала на развод. Мужа попросила уйти (квартира, в которой они жили, принадлежит ей), и тот ушел к родителям, но часто приходит или звонит и каждый раз осыпает её упреками. По его мнению, она плохая жена (можно подумать, у него есть с кем сравнивать!) и никудышная мать - упреки, кстати, совершенно необоснованные. Алиса не раз приходила ко мне с сыном. Мальчик к ней очень привязан, веселый, любознательный и развитый. "Папа все время ругается, а мама нет, она меня любит", - с самым серьезным видом сообщил мне этот маленький, но уже мудрый человечек.

Муж был против развода. Дважды он не являлся на суд, а на третий раз устроил сцену, и судья без лишних проволочек вынесла решение о расторжении брака.

Замуж Алиса больше не хочет. "Мне хватило и двух мужей", - говорит она.

Свободная женщина та, которая считает нормальным секс до замужества, и работу после.
Глория Стайнем

Некоторые замужние деловые женщины идут по пути, который кажется им наиболее приемлемым: берут экономку для ведения домашнего хозяйства, а детям - няню или гувернантку. Но и в этом случае не всегда бывает согласие в семье. Например, мужу не нравится присутствие в доме посторонних женщин - экономки и гувернантки, - или он считает, что супруга не уделяет должного внимания детям, передоверив свои обязанности на гувернантку. Да и сам он требует к себе внимания. Даже взрослые мужчины порой ведут себя как избалованные дети. С ними нужно сидеть рядом, выслушивать про их дела и проблемы, сопереживать, сочувствовать, поддакивать, со всем соглашаться.

А у некоторых мужчин играет ревность и чувство ущемленного мужского самолюбия: как это так, жена предпочитает ЕМУ - работу?! "Для женщины самое важное семья!" - заявляют они, имея ввиду, в первую очередь, себя. О детях упоминается лишь ради давления на жену - ведь он бы мог и сам ими заняться. Многие мужчины, даже имея свободные вечера, тем не менее, не занимаются воспитанием детей, считая это обязанностью жены.

Никто не против, чтобы женщина была хорошим писателем, или скульптором, или генетиком, если при этом она способна быть хорошей женой, хорошей матерью, хорошо выгдялеть, хорошо одеваться, тщательно следить за собой, быть уравновешенной, доброжелательной и неагрессивной.
Мария Маннс

Любой женщине, как и мужчине, нужен сильный тыл. Приходя усталой с работы, ей вовсе не хочется допоздна выслушивать упреки мужа и принимать участие в семейной сцене с доводами, которые она уже не раз слышала.

Мужчина почему-то считает, что только он имеет право на усталость - раз он отработал на своей напряженной работе, то дома должен быть покой и уют, чтобы он мог прилечь или сесть в свое любимое кресло перед телевизором или просто сесть и расслабиться, - разумеется, после полноценного ужина.

Однако работающая женщина устает ничуть не меньше, а то и больше. Естественно, деловой женщине хочется, придя домой, услышать от мужа слова ободрения, рассказать ему о том, как прошел день, а он вместо того, чтобы сказать: "Милая, ты устала… Приляг пока, а я ужин разогрею", - начинает старую песню. В результате она из одной напряженной среды попадает в другую. И если дело заходит далеко, женщина думает: "Зачем я себя так мучаю? Мне хотелось тепла и любви, а он треплет мне нервы". Так что нет ничего удивительного, когда деловая женщина решает, что одной жить лучше. Дети ведь так и так на ней.

Наши рекомендации