Распространение радиоволн в реальных условиях
Влияние поверхности земли и тропосферы учитывается так называемым множителем ослабления поля свободного пространства V (сокращенно— множителем ослабления).
В общем случае формула для расчета мощности сигнала на входе приемника имеет вид:
Pпрм = P0 прм V2, (8)
где P0 прм определяется формулами (1), (2). На практике величину V удобно выражать в децибелах:
V дБ = 20 lg V =10 lg (Pпрм / P0 прм) (9)
Ослабление при передаче энергии в реальных условиях (между выходом передатчика и входом приемника)
(Pпрм / Pпрд) = Gпрд + ηпрд + ηпрм + Gпрм + W0 + V, (10)
где W0 определяется по формуле (4), а все величины даны в децибелах. «Потери передачи» (в децибелах)
L0 = Lb0 – V – Gпрд – Gпрм – ηпрд – ηпрм, (11)
Множитель ослабления V зависит от протяженности трассы, длины волны, высот антенн, рельефа местности, метеорологических параметров тропосферы. Значение V можно определить как теоретически, так и экспериментально путем измерения мощности сигнала на входе приемника Pпрм. Из-за сложности и многообразия реальных природных условий практически невозможно создать строгие методы расчета V. С удовлетворительной для практики точностью пользуются приближенными методами, учитывающими влияние рефракции и рельефа местности.
Профиль трассы
Рельеф местности при расчете и проектировании РРЛ учитывается с помощью профилей интервалов линии.
Профиль трассы отображает вертикальный разрез местности между соседними радиорелейными станциями со всеми высотными отметками, включая строения, лес и т.д. (рис. 1). На профиле трассы необходимо указывать водные поверхности: реки, болота, водохранилища. Построение продольных
профилей осуществляется с помощью топографических карт после предварительного выбора трассы. Первоначально используют карты масштаба 1: 100 000 и 1 : 50 000. В дальнейшем отдельные участки трассы, включая, критические точки, места установки станций вблизи населенных пунктов и пр., уточняются по картам более крупного масштаба (1: 25 000, 1 : 10000 и т.д.) или непосредственно на местности. В настоящее время для построения профилей интервалов РРЛ используется также метод аэрофотосъемки. На практике для удовлетворительных расчетов трасс точность построения профилей на критических участках должна быть не хуже + - 3 м.
Рисунок 1- Профиль трассы
Предельные ошибки не превышают удвоенной величины средней
ошибки. Метод аэрофотосъемки в большинстве случаев дает погрешности не
более + - 3 м.
Для удобства при построении профилей используется параболический масштаб. Профили строят в прямоугольных координатах, откладывая расстояния не по дуге окружности, как в действительности, а по оси абсцисс, а высоты — не по радиусам, а по оси ординат. В этом случае линия, изображающая на профиле уровень моря или другой условный нулевой уровень, от которого отсчитываются все высоты, имеет вид параболы:
y = (R02 / (2а)) ki (1 – ki), (12)
где ki = Ri / R0; (13)
ki — относительная координата заданной точки;
Ri — расстояние до текущей точки, а = 6370 км — геометрический радиус Земли.
Обычно профили трасс РРЛ строят для геометрического радиуса Земли. Построение профиля производят в следующей последовательности (см. рисунок 1).
1 Наносят линию, изображающую уровень моря (или условный нулевой уровень), при этом точки определяют по формуле (12).
2 Пользуясь топографическими картами, наносят высотные отметки точек профиля относительно условного уровня и соединяют их линией.
3 На профиле наносят местные предметы.
4 Зная высоту подъема передающей и приемной антенн h1 и h2, проводят линию АВ, соединяющую точки расположения передающей антенны А и приемной антенны В.
Просветом Н называют расстояние между линией АВ и профилем трассы. Просвет определяют графически в наиболее высокой точке профиля (см. рисунок 1) или в точке отражения на достаточно ровных трассах (см. рисунок 2). Встречаются интервалы РРЛ, где необходимо определять два просвета — в наиболее высокой точке и в точке отражения (см. рисунок 3).
Точка отражения – это точка, в которой равны углы скольжения между касательной к профилю в данной точке и прямыми, проведенными из этой точки в пункты передачи и приема (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Профиль трассы с одной точкой отражения
Рисунок 3- Профиль трассы с двумя критическими участками
Просвет считается: – положительным, когда линия – АВ проходит выше наиболее высокой точки; отрицательным – когда эта линия пересекает профиль трассы. Если наиболее высокая часть профиля трассы покрыта лесом, то просвет Н определяется относительно верхушек деревьев, ибо лес
для рассматриваемых диапазонов волн является непрозрачным препятствием.