ТРЕНИНГ: «Методы получения и обработки информации»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«мОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени н.п. оГАРёВА»

Тетрадь

Для самостоятельной работы по курсу

«МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МАГИСТРАнта

___

___

___

Саранск 2015

Тетрадь для самостоятельной работы по курсу «Методология исследовательской деятельности»содержит вопросник, задания-тренинги, которые должны быть выполнены после изучении каждой темы дисциплины. В тетради представлены основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание при изучении каждой темы, список литературы по каждой теме.

Памятка по заполнению тетради для самостоятельной работы

В течение учебных занятий магистрант должен заполнить все разделы тетради для самостоятельной работы.

Перед началом работы над каждой темой необходимо изучить лекционный материал, рекомендуемые источники литературы. После работы с источниками магистрант отвечает на вопросы по теоретической проблематике курса, выполняет задания-тренинги.

Работа студентов оценивается по следующим критериям:

– полнота освещения теоретического вопроса;

– полнота выполнения тренингов;

– творческий подход к выполнению заданий;

– привлечение дополнительного материала.

Заполненная тетрадь должна представляться преподавателю после выполнения заданий на каждом практическом занятии.

Выполнение заданий по каждой теме тетради для самостоятельной работы оценивается по пятибалльной шкале. Своевременное и качественное выполнение заданий тетради для самостоятельной работы является необходимым условием итоговой аттестации.

ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

ВОПРОСНИК:

1. Раскройте содержание понятий «наука», «методология науки».

____________________

2. Назовите основные признаки научных исследований, раскройте их содержание.

________________________________

3. Что понимается под термином «научная работа» в России в настоящее время?

_

4. Раскройте содержание основных составляющих научной работы.

_____

5. Каковы основные формы научной работы Вам известны?

___________________________

ТРЕНИНГ: «Обоснование актуальности темы диссертации»

Задание:

1. Обоснуйте актуальность темы диссертации. Отразите в обосновании актуальность рассматриваемой темы для отрасли знаний, в рамках которой производиться исследование, для экономики страны, региона и конкретных организаций, на базе которых выполняется исследование.

2. Оспорьте собственное обоснование актуальности темы. Предложите как можно больше аргументов «против».

3. Устраните в обосновании актуальности темы возможности ее оспорить.

__

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2003. С. 3-12.

2. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: «Ось-89», 1999. С. 5-11.

3. Кузин Ф.А. Диссертация. М.: «Ось-89», 2001. С. 3-8.

ТЕМА 2. МАГИСТЕРКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВОПРОСНИК:

1. Раскройте специфику диссертации, как вида научного произведения.

____________________

2. Какова логика проведения и изложения научного исследования?

____________________

3. Какие подходы используются для обоснования актуальности темы диссертационного исследования?

____________________

4. Как осуществляется выбор методов ведения научного исследования?

____________________

5. Каковы принципы изложения процесса и результатов исследования?

____________________

ТРЕНИНГ: «Обоснование цели и задач диссертационного исследования»

Задание:

1. По теме диссертации сформулировать и обосновать научную проблему цель и задачи исследования.

2. Изложите результаты проведенной работы.

______________________________

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2003. С. 152-170.

2. Волков Ю.Г., Дмитриев А.В., Спасский С.А. Как стать ученым. М.: Изд-во СГУ, 2005. С. 23–49.

3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: «Ось-89», 1999. С. 12-27.

ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

ВОПРОСНИК:

1. Раскройте специфику понятий «техника», «процедура» и «методика» научного исследования

____________________

2. Объясните, что понимается под методологией научного исследования. Какие уровни методологии научных исследований Вам известны?

____________________

3. Раскройте основное содержание диалектики, как всеобщего метода исследований.

____________________

4. Какие общенаучные методы исследований относятся к группе общелогических?

____________________

5. Объясните сущность гипотетического и гипотетико-дедуктивного метода исследований.

____________________

6. Укажите особенности абстрагирования, как метода научных исследований.

____________________

7. Какова основная цель использования эмпирических методов исследования? Какие методы относятся к эмпирическим?

____________________

8. Объясните сущность формально-логического метода исследований.

____________________

9. Какие методы сбора и обработки научной информации Вам известны?

____________________

10. Объясните сущность понятия «модель». В каких случаях, на Ваш взгляд, модель является целесообразным инструментом исследований?

____________________

11. Какие модели относятся к гомоморфным?

____________________

12. Какие материальные модели Вам известны? Объясните различия между физическими и аналоговыми моделями.

____________________

13. В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности структурных моделей?

____________________

14. Обоснуйте возможность применения математических моделей в выбранной Вами области научных интересов? Приведите примеры.

____________________

15. Раскройте специфику использования семиотических моделей при проведении научных исследований.

____________________

ТРЕНИНГ: «Методы получения и обработки информации»

Задание:

1. Какие методы получения сведений об изучаемых объектах и явлениях будут использованы в Вашем диссертационном исследовании? Обоснуйте целесообразность использования указанных Вами методов.

2. Какие методы обработки и оценки информации Вы планируете использовать? Почему?

3. Изложите результаты проведенной работы

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

Наши рекомендации