ТРЕНИНГ: «Методы получения и обработки информации»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«мОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени н.п. оГАРёВА»
Тетрадь
Для самостоятельной работы по курсу
«МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
МАГИСТРАнта
___
___
___
Саранск 2015
Тетрадь для самостоятельной работы по курсу «Методология исследовательской деятельности»содержит вопросник, задания-тренинги, которые должны быть выполнены после изучении каждой темы дисциплины. В тетради представлены основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание при изучении каждой темы, список литературы по каждой теме.
Памятка по заполнению тетради для самостоятельной работы
В течение учебных занятий магистрант должен заполнить все разделы тетради для самостоятельной работы.
Перед началом работы над каждой темой необходимо изучить лекционный материал, рекомендуемые источники литературы. После работы с источниками магистрант отвечает на вопросы по теоретической проблематике курса, выполняет задания-тренинги.
Работа студентов оценивается по следующим критериям:
– полнота освещения теоретического вопроса;
– полнота выполнения тренингов;
– творческий подход к выполнению заданий;
– привлечение дополнительного материала.
Заполненная тетрадь должна представляться преподавателю после выполнения заданий на каждом практическом занятии.
Выполнение заданий по каждой теме тетради для самостоятельной работы оценивается по пятибалльной шкале. Своевременное и качественное выполнение заданий тетради для самостоятельной работы является необходимым условием итоговой аттестации.
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
ВОПРОСНИК:
1. Раскройте содержание понятий «наука», «методология науки».
____________________
2. Назовите основные признаки научных исследований, раскройте их содержание.
________________________________
3. Что понимается под термином «научная работа» в России в настоящее время?
_
4. Раскройте содержание основных составляющих научной работы.
_____
5. Каковы основные формы научной работы Вам известны?
___________________________
ТРЕНИНГ: «Обоснование актуальности темы диссертации»
Задание:
1. Обоснуйте актуальность темы диссертации. Отразите в обосновании актуальность рассматриваемой темы для отрасли знаний, в рамках которой производиться исследование, для экономики страны, региона и конкретных организаций, на базе которых выполняется исследование.
2. Оспорьте собственное обоснование актуальности темы. Предложите как можно больше аргументов «против».
3. Устраните в обосновании актуальности темы возможности ее оспорить.
__
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2003. С. 3-12.
2. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: «Ось-89», 1999. С. 5-11.
3. Кузин Ф.А. Диссертация. М.: «Ось-89», 2001. С. 3-8.
ТЕМА 2. МАГИСТЕРКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВОПРОСНИК:
1. Раскройте специфику диссертации, как вида научного произведения.
____________________
2. Какова логика проведения и изложения научного исследования?
____________________
3. Какие подходы используются для обоснования актуальности темы диссертационного исследования?
____________________
4. Как осуществляется выбор методов ведения научного исследования?
____________________
5. Каковы принципы изложения процесса и результатов исследования?
____________________
ТРЕНИНГ: «Обоснование цели и задач диссертационного исследования»
Задание:
1. По теме диссертации сформулировать и обосновать научную проблему цель и задачи исследования.
2. Изложите результаты проведенной работы.
______________________________
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2003. С. 152-170.
2. Волков Ю.Г., Дмитриев А.В., Спасский С.А. Как стать ученым. М.: Изд-во СГУ, 2005. С. 23–49.
3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: «Ось-89», 1999. С. 12-27.
ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
ВОПРОСНИК:
1. Раскройте специфику понятий «техника», «процедура» и «методика» научного исследования
____________________
2. Объясните, что понимается под методологией научного исследования. Какие уровни методологии научных исследований Вам известны?
____________________
3. Раскройте основное содержание диалектики, как всеобщего метода исследований.
____________________
4. Какие общенаучные методы исследований относятся к группе общелогических?
____________________
5. Объясните сущность гипотетического и гипотетико-дедуктивного метода исследований.
____________________
6. Укажите особенности абстрагирования, как метода научных исследований.
____________________
7. Какова основная цель использования эмпирических методов исследования? Какие методы относятся к эмпирическим?
____________________
8. Объясните сущность формально-логического метода исследований.
____________________
9. Какие методы сбора и обработки научной информации Вам известны?
____________________
10. Объясните сущность понятия «модель». В каких случаях, на Ваш взгляд, модель является целесообразным инструментом исследований?
____________________
11. Какие модели относятся к гомоморфным?
____________________
12. Какие материальные модели Вам известны? Объясните различия между физическими и аналоговыми моделями.
____________________
13. В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности структурных моделей?
____________________
14. Обоснуйте возможность применения математических моделей в выбранной Вами области научных интересов? Приведите примеры.
____________________
15. Раскройте специфику использования семиотических моделей при проведении научных исследований.
____________________
ТРЕНИНГ: «Методы получения и обработки информации»
Задание:
1. Какие методы получения сведений об изучаемых объектах и явлениях будут использованы в Вашем диссертационном исследовании? Обоснуйте целесообразность использования указанных Вами методов.
2. Какие методы обработки и оценки информации Вы планируете использовать? Почему?
3. Изложите результаты проведенной работы
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________