Инновационная деятельность в машиностроении Ульяновской области

В Ульяновской области наибольшую инновационную активность проявили машиностроительные предприятия. В 2004 г. в общем объеме отгруженной промышленной продукции машиностроение занимает почти 90%, а в ней доля автомобильной промышленности – 94.63%. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составляет 18.08%. При этом машиностроительная продукция в инновационной продукции составляет 97.54%, и доля автомобильной промышленности в этой группе – 81%. Таким образом, инновации в Ульяновской области формируются преимущественно в автомобильной промышленности, и статистические данные по общему выпуску инновационной продукции ничего не говорят о состоянии других отраслей промышленности региона, кроме автомобильной. Промышленный сектор экономики региона в 2005 г. продемонстрировал рост 106.8%. Была устранена негативная тенденция спада, наметившаяся в 2004 г. В первую очередь значительное влияние на динамику экономического роста оказали основные производственные предприятия (УАЗ, «Авиастар-СП» и другие), входящие в категорию производителей транспортных средств и оборудования. Серьезный рост произошел в энергетике и пищевой промышленности, составляющих вместе более четверти всего промышленного выпуска области. Уменьшилось производство высокотехнологичной продукции, та- кой как металлорежущие станки и легковые автомобили. Остается высоким степень износа основных фондов – 46.8% в 2005 г. По мнению руководства Ульяновской области, основным катализа- тором промышленного роста области в 2006 г. должен стать инвестиционный прорыв в производственной сфере. Реализация основных инвестиционных проектов, таких как строительство металлургического комплекса, сопоставимого по оборотам с Ульяновским автозаводом, даст серьезный толчок отраслям, уже имеющим положительную динамику и позволит выправить ситуацию в стагнирующих отраслях. Показатели инновационного потенциала области в 2004 г.

Наименование показателей
Число организаций, выполнявших исследования и разработки (ИиР) (на конец года)
Численность персонала, занятого ИиР – всего (на конец года, человек)
Численность исследователей (на конец года, человек)
Численность техников (на конец года, человек)
Численность вспомогательного персонала (на конец года, человек)
Численность прочего персонала (на конец года, человек)
Исследователи-доктора наук (на конец года, человек)
Исследователи-кандидаты наук (на конец года, человек)
Внутренние затраты на ИиР (млн рублей) 2115.9
Капитальные затраты на ИиР (млн рублей) 17.2
Фундаментальные исследования (млн рублей) 25.1
Прикладные исследования (млн рублей) 62.9
Разработки (млн рублей) 197.6
Подано заявок на выдачу патентов на изобретения (шт)
Выдано патентов на изобретения (шт)
Создано передовых технологий (шт)
Использовано передовых технологий (шт)
Кол-во инновационно-активных организаций (шт)
Затраты на технологические инновации (млн руб)
Уд. вес затрат на технол. инновации в объеме отгруж. продукции инновационно-активных организаций (%) 7.2


Главной особенностью экономики области в рассматриваемое время (данные за 2004–2005 гг.) является изменение тенденции глубокого спада на тенденцию развития и экономического подъема. Низкий уровень жизни, безработица, незагруженность ведущих предприятий и одновременно изношенность основных фондов. Администрация губернатора Сергея Морозова резко изменила экономическую и социальную политику: за два года была доведена до конца муниципальная реформа, проведена инвентаризация сельскохозяйственных предприятий и разработана программа их модернизации, ведется работа по полной газификации области, идет активная работа по привлечению зарубежных заказов на предприятия области. Деятельность администрации направлена на создание условий для выхода региональных производителей на глобальные рынки. Приме- ром может служить строительство в Ульяновске центра мелкооптовой торговли. Центр «МЕТРО Кэш энд Керри» в Ульяновске станет 25-м по счету магазином компании в России и более чем 544-м в мире. Его торговая площадь составит 6300 кв. м., общая площадь – 10 000 кв. м. Основными покупателями торгового центра станут представители малого и среднего бизнеса, предприятия общественного питания (кафе, рестораны), гостиницы. Появление компании «МЕТРО Кэш энд Кер- ри» принесет в регион прямые инвестиции в размере 17 млн евро и на- логовые отчисления, будет стимулировать местных производителей и дистрибьюторов. Около 20% товаров (особенно речь идет о свежих, скоропортящихся продуктах) в ассортименте ульяновского «МЕТРО» будут закупаться именно у региональных производителей. В дальнейшем эта цифра будет расти. «МЕТРО» предлагает местным производителям беспрецедентные возможности – лучшие поставщики смогут не только продавать свою продукцию в местном центре, но и под широко известной маркой «МЕТРО» выходить на национальный и даже международный рынки. Укрепление связей основных промышленных предприятий области с зарубежными компаниями в сочетании с развитием связей в торговле, по нашему мнению, можно расценивать как развитие институциональной среды первостепенного значения. Методы анализа инновационной системы области зависят от используемой информационной базы. В данном случае возникла возможность использовать информацию, которую сами предприятия и организации области, администрация области размещали в открытом доступе в Интернете.

Глава 3. Вывод.

Содержательные выводы об инновационном потенциале региона можно получить при изучении структуры предприятий и взаимосвязей между ними, возникающих при реализации инновационной деятельности. На данном этапе перспективным источником информации могут служить сайты самих предприятий. Эта информация нуждается в обработке для отнесения конкретных форм инновационной деятельности к классическим видам и для установления связей каждого предприятия с другими. Методически удобной формой анализа может служить таблица взаимодействий организаций в ходе инновационной деятельности, позволяющая выделить кластеры внутри научно-производственного сектора региона. Представление инновационной системы в Интернете должно быть подчинено другим правилам. Прежде всего это живой информационный образ, который создается усилиями многих пользователей сети. Роль администрации региона в данном случае сводится к организации центральной страницы, позволяющей через ссылки (баннеры) переходить к оригинальным сайтам, которые ведут предприятия и организации области. Роль центральной страницы заключается в задании структуры, формировании отдельных блоков, информация в которых объединена спецификой задачи

Список литературы.

Ю. Н. Андреев УСЛОВИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

http://www.riep.ru/upload/iblock/717/71724590c4f16ab37c0f9e74afb4bf2e.pdf

Наши рекомендации