О научно-исследовательской работе об уровне осведомленности жителей Краснодарского края в вопросах экологии, альтернативной энергетики и энергосбережения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Факультет химии и высоких технологий
Кафедра аналитической химии
ОТЧЁТ
о научно-исследовательской работе об уровне осведомленности жителей Краснодарского края в вопросах экологии, альтернативной энергетики и энергосбережения
Работу выполнила Плосконеноко Т.В
Факультет Химии и высоких технологий курс 4
Специальность 221700.62 – Стандартизация и сертификация
Руководитель …………………………… ……………………Ратнер С.В.
Краснодар 2015
Данная работа посвящена изучению уровня осведомленности жителей Краснодарского края в вопросах экологии, альтернативной энергетики и энергосбережения. В качестве метода сбора данных был выбран метод анкетирования. Создано описание статистической выборки, представленное на двенадцати диаграммах. Данные обрабатывались при помощи методов непараметрической статистики, таких как: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Коэффициент ранговой корреляции Кендалла, критерий Крускалла-Уоллиса, Критерий Манна-Уитни, а также таблицы сопряженности. Для обработки использовались ППП STATISTICA и Microsoft Office Excel. Полученные результаты и установленные связи полезны при составлении мнения об осведомленности населения по вышеупомянутым вопросам для дальнейшего построения модели решения проблемы глобального загрязнения Земли.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. Метод сбора данных……………………………………………………………
2. Описание статистической выборки …………………………………………
3. Метод обработки данных…………………………………………………………
4 Представление и первичная обработка результатов опроса.
4.1 Представление результатов первой части анкетирования
4.2 Представление и первичная обработка данных второй части анкеты
4.3 Расчет коэффициентов непараметрической корреляции в STATISTICA
5 Проверка некоторых гипотез………………………………………………………
5.1 Проверка гипотез с помощью непараметрических тестов Манна-Уитни
5.2 Проверка гипотез при помощи тестов Крускалла-Уолиса
5.3 Проверка гипотез с помощью таблиц сопряженности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
Приложение А…………………………………………………………………..
Приложение Б……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
До тех пор, пока потребности человека в энергии были сравнительно невелики, общество могло удовлетворять их, практически не нарушая гармонии с природой. Актуальность работы диктуется тем, что с ростом индустриальной ноши человечества, которая опиралась в основном на прогресс области энергетических технологий, ситуация существенно изменилась. Изменение химического состава атмосферы планеты; загрязнение гидро- и литосферы Земли; угроза возникновения на Земле "парникового эффекта" в глобальном масштабе; радиоактивное загрязнение местности; реальная угроза наступления экологических катастроф в результате аварий на атомных электростанциях, нефте- газодобывающих и перерабатывающих предприятиях, комплексах по переработке химического сырья и радиоактивных отходов и т.д.- вот далеко не полный перечень последствий, вызываемых низко экологичной деятельностью объектов энергетики.
Цель работы:
1. Получение информации об уровне осведомленности жителей Краснодарского края в вопросах экологии, альтернативной энергетики и энергосбережения.
2. Определение возможных зависимостей и проверка гипотез по собранным данным
1. Метод сбора данных
В данном исследовании был выбран метод анкетирования.
Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Метод обладает следующими достоинствами:
- высокая оперативность получения информации;
- сравнительно малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
- отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
- невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих;
Анкета состояла из 3 частей:
- Вопросы с возможностью выбора нескольких вариантов ответов
- Вопросы с градацией
- Личные вопросы
2. Описание статистической выборки.
Было опрошено 40 респондентов. Структура выборки представлена на рисунках 1-5. Респонденты являются представителями широкого круга профессий, а также различных возрастных категорий, в большинстве проживающих в многоквартирном доме, в городах с численностью свыше 300 тыс. человек.
Рисунок 1 – распределение респондентов по полу.
Рисунок 2 - распределение респондентов по возрасту.
Рисунок 3 - распределение респондентов по типу жилья.
Рисунок 4 - распределение респондентов по месту жительства.
Рисунок 5 - распределение респондентов по уровню образования.
3. Метод обработки данных
Так как полученные данные не распределены нормально, измерены в порядковых и номинальных шкалах, а также представлены малым объемом выборке, нами были использованы методы непараметрической статистики.
1) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данный коэффициент предполагает ранжирование каждого набора данных и сопоставление рангов. Метод основан на том, что при отсутствии связи ранги будут хорошо перемешаны и тогда коэффициент будет близок к нулю.
2) Коэффициент ранговой корреляции Кендалла. Коэффициент Кендалла используется в тех же целях, что и коэффициент Спирмена – для проверки наличия связи между двумя переменными, измеряемыми порядковой шкалой. Метод основывается на расчете положительных и отрицательных инверсий, и чем меньше положительных инверсий, тем слабее связь.
3) Критерий Крускалла-Уоллиса. Непараметрический тест, который использует ранги трех и более независимых выборок и применяется для проверки гипотезы о том, что выборки получены из генеральных совокупностей, имеющих одинаковый закон распределения
4) Критерий Манна-Уитни. Проверяет гипотезу об однородности для двух независимых выборок: совпадают ли законы распределения генеральных совокупностей, из которых получены эти выборки.
Рассматриваются основная и альтернативная гипотезы:
H0: выборки однородны;
H1: выборки не однородны.
5) Таблицы сопряженности. Таблицы сопряженности позволяют измерить связи между кросстабулированными переменными. Кросстабуляция - это процесс объединения нескольких таблиц частот, позволяющий совместить частоты появления наблюдений на разных уровнях рассматриваемых факторов и исследуя эти частоты, можно определить связи между переменными.
4 Представление и первичная обработка результатов опроса.
4.1 Представление результатов первой части анкетирования
Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос №1 I части анкеты (см. Прил. А) (1-активная хозяйственная деятельность человека; 2-природные причины (солнечные циклы, изменения орбиты Земли и т.д.); 3-вообще не происходят)..
Рисунок 7 - Распределение ответов на вопрос №2 I части анкеты (см. Прил. А) (1-глобальные изменения климата;2-большое количество загрязняющий веществ в атмосфере; 3-большое количество загрязняющий веществ в воде; 4-большое количество загрязняющий веществ в почве; 5-накопление токсичных отходов; 6-исчерпание запасов пресной воды; 7-исчерпание запасов полезных ископаемых; 8-исчезновение различных видов растений и животных; 9-использование генно-модифицированных продуктов; 10-уничтожение лесов).
Рисунок 8 – Распределение ответов на вопрос №3 I части анкеты (см. Прил. А). (1-отчеты международных организаций; 2-данные официальной статистики; 3-средства массовой информации; 4-сведения, полученные в процессе обучения в вузе; 5-сведения, полученные в процессе общения с друзьями и знакомыми; 6 - сведения, полученные в процессе профессиональной деятельности; 7 -собственные наблюдения).
Рисунок 9 – Распределение ответов на вопрос №4 I части анкеты (см. Прил. А) (1-использование энергосберегающей бытовой техники; 2-использование энергосберегающих приборов освещения; 3-датчики движения, уровня освещенности; 4-рекуперация тепла; 5-тепловые насосы; 6-энергосберегающие строительные материалы (изоляционные, пористые); 7-солнечные коллекторы; 8-кооперационные технологии).
Рисунок 10 – Распределение ответов на вопрос №5 I части анкеты (см. Прил. А) (1-устанавливаю счетчики с двойным тарифом; 2-использую энергосберегающие приборы; 3-использую энергосберегающие строительные материалы и технологии; 4-использую такие простые приемы, как выключать за собой свет, не оставлять работающими бытовые приборы без необходимости (телевизор, компьютер и.т.д) и другие; 5-я не думаю об этой проблеме)
Рисунок 11 – Распределение ответов на вопрос №6 I части анкеты (см. Прил. А) (1-из обычных средств массовой информации; 2-из специализированных журналов, книг, сайтов; 3-от друзей, знакомых; 4-в процессе профессиональной деятельности; 5-в процессе посещения выставок, других массовых мероприятий; 6 - другие источники).
Рисунок 12 – Распределение ответов на вопрос №7 I части анкеты (см. Прил. А) (1-высокая стоимость покупки и инсталляции необходимых устройств; 2-сложность инсталляции и подключения необходимых устройств; 3-я не уверен в безопасности данных технологий для здоровья и окружающей среды; 4-я не считаю необходимым пользоваться этими технологиями; 5-я уже использую все доступные мне технологии).
При помощи Excel удалось наглядно представить данные полученные из первой части анкеты в виде столбчатых диаграмм. Выяснено, что большая часть опрошенных считают активную хозяйственную деятельность причиной глобального изменения климата (Рис. 6). Наиболее интересующие проблемы окружающей среды – это глобальные изменения климата, загрязнение атмосферы, загрязнение воды (Рис. 7). Основные источники информации, которыми руководствуются респонденты в вопросах электросбережения, альтернативной энегргетике: СМИ, а также сведения, полученные в процессе обучения (Рис. 8). В общих чертах опрошенная группа представляется слабо осведомленной в вопросах энергосберегающих технологий (Рис. 9), большинство пользуется доступной энергосберегающей техникой и практически на ровне прибегает к простым и наиболее доступным приемам сбережения, таким как своевременное выключения света, например (Рис. 10). Основным фактором, мешающим большему использованию сберегающих технологий респонденты выбрали ответ дороговизна технологий (Рис. 12). По вопросу новых энергосберегающих технологий источниками информации являются СМИ и общение в кругу друзей, знакомых (Рис. 11).
4.2 Представление и первичная обработка данных второй части анкеты.
Рисунок 13 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №1 II части анкеты (см. Прил. А).
Большинство респондентов не согласны с утверждением, что местные (Национальные) власти обеспечивают население достаточной информацией об окружающей среде (Рис. 13).
Рисунок 14– Таблица частот и гистограмма по вопросу №2 II части анкеты (см. Прил. А).
Опрошенные согласны с утверждением, что широкое внедрение энергосберегающих технологий может существенно улучшить состояние Земли (Рис. 14).
Рисунок 15 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №3 II части анкеты (см. Прил. А).
Большинство респондентов согласны с утверждением, что широкое внедрение технологий альтернативной электроэнергетики может существенно улучшить состояние окружающей среды (Рис. 15).
Рисунок 16 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №4 II части анкеты (см. Прил. А)
Участники опроса согласны с утверждением, что изменение образцов потребительского поведения может существенно улучшить состояние окружающей среды (Рис. 16).
Рисунок 17 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №5 II части анкеты (см. Прил. А).
Большинство респондентов согласны с утверждением, что экономическая политика государства стимулирует развитие энергосберегающих технологий (Рис. 17).
Рисунок 18 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №6 II части анкеты (см. Прил. А).
Большинство респондентов не согласны с утверждением, что экономическая политика государства стимулирует развитие альтернативной электроэнергетики (Рис. 18).
|
Рисунок 19 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №7 II части анкеты (см. Прил. А) .
Большинство участников опроса не согласны или нейтральны с утверждением, что уровень осведомленности и знаний в обществе по вопросам энергосбережения достаточно высокий (Рис. 19).
Рисунок 20 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №8 II части анкеты
(см. Прил. А).
Из данных таблицы и гистограммы видно, что 37% респондентов скорее согласны с утверждением, что уровень осведомленности и знаний общества по вопросам экологии достаточно высокий, но не согласны с этим утверждением 25 % (Рис. 20)
Рисунок 21 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №9 II части анкеты (см. Прил. А).
Из данных таблицы и гистограммы видно, что большинство респондентов согласны с утверждением, что в школьных и вузовских программах должно быть больше уделено внимание экологии (Рис. 21).
Рисунок 22 – Таблица частот и гистограмма по вопросу №10 II части анкеты (см. Прил. А).
Большинство респондентов (35%) согласны с утверждением, что в школьных и вузовских программах должно быть больше уделено внимание вопросам ресурсосбережения, в частности энергосбережения (Рис. 22).
Удобной возможностью, предоставляемой пакетом, является опция «Описательная статистика», с помощью которой можно получить все характеристики исследуемой переменной (Рис. 23): среднее арифметическое, дисперсию, минимальное и максимальное значение, количество наблюдений, а также построить диаграммы размаха (Рис. 24).
Рисунок 23 – Диаграмма размаха по вопросам II части анкеты (см. Прил. А).
Рисунок 24 – Описательная статистика по данным вопросов II части анкеты (см. Прил. А).
Диаграммы размаха являются распространенной формой графического представления основных описательных характеристик выборки данных, по которой можно составить представление об однородности наблюдений и отсутствии в данных резких выбросов.
4.3 Расчет коэффициентов непараметрической корреляции в STATISTICA
Рисунок 25 - Корреляция коэффициента Спирмена.
Рисунок 26 - Корреляция коэффициента Гамма.
Рисунок 27 - Корреляция коэффициент Тау Кендалла.
Статистически значимые коэффициенты корреляции свидетельствуют о наличии положительной статистической взаимосвязи между переменными. Проанализировав данные второй части анкеты при помощи коэффициентов непараметрической статистики (Рис. 25-27)
5. Проверка выдвинутых гипотез
Нами были проверены следующие гипотезы:
Н1: пол респондента оказывает влияние на его оценки, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты;
Н2: процесс обучения в вузе оказывает влияние на оценки респондента, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты;
Н3: Обеспокоенность загрязнением атмосферы оказывает влияние на оценки респондента, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты;
Н4: использование в качестве источника информации о состоянии окружающей среды отчетов международных организаций оказывает влияние на оценки респондента, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты;
Н5: тип жилья респондента оказывает влияние на его оценки, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты;
Н6: род занятий оказывает влияние на его оценки, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты.
Н7: источник информации о состоянии окружающей среды, используемый респондентом, оказывает влияние на его оценки, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты;
Н8: паттерны потребительского поведения (способ экономии ресурсов) респондента оказывают влияние на его оценки, выставленные по вопросам 1-10 второй части анкеты.
Х1: Использование респондентами в качестве источника информации о состоянии окружающей среды отчетов международных организаций повышает их озабоченность распространением ГМО;
Х2: Использование респондентами в качестве источника информации о состоянии окружающей среды отчетов международных организаций повышает их озабоченность загрязнением почв;
Х3: Использование респондентами в качестве источника информации о новых доступных энергосберегающих технологиях обычных СМИ влияет на их мнение о дороговизне этих технологий (чаще считают, что это дорого);
Х4: Использование респондентами в качестве источника информации о новых доступных энергосберегающих технологиях сведений из профессиональной деятельности влияет на их мнение о сложности технической установки энергосберегающего оборудования (чаще считают, что это технически сложно);
Х5: Респонденты, выразившие обеспокоенность загрязнением атмосферы, чаще используют энергосберегающие приборы в быту;
Х6: Респонденты, выразившие обеспокоенность загрязнением воды, чаще используют простые приемы энергосбережения (выключать свет и т.д.);
X7: Респонденты, использующие в качестве источника информации о состоянии ОС сведения, полученные в процессе общения с друзьями и знакомыми, чаще обеспокоены большим количество загрязняющий веществ в почве.;
X8: Респонденты, использующие в качестве источника информации о состоянии ОС собственные наблюдения, чаще обеспокоены глобальными изменениями климата;
X9: : Респонденты, обеспокоенные исчерпанием запасов пресной воды, чаще используют энергосберегающие приборы освещения;
X10: Респонденты, обеспокоенные уничтожением лесов, чаще используют энергосберегающие строительные материалы (изоляционные, пористые).
5.1 Проверка гипотез с помощью непараметрических тестов Манна-Уитни
С помощью непараметрических тестов Манна-Уитни была подтверждены гипотезы о том, что уровень высшего образования оказывает влияние на оценку респондентов 3 и 8 вопроса (Рис. 27) второй части анкеты (Прил. А). Гипотезы Н1, Н2, Н4 были отклонены.
Рисунок 27 - Результирующее окно теста Манна-Уитни. Н2.
Рисунок 28 - Результаты работы опции «диаграмма размаха» по В3 (1 – высшее образование; 2- без высшего образования).
По диаграмме размаха (Рис. 28) видно, что уровень согласованностиу респондентов без высшего образования выше, а респонденты с высшим образованием выразили меньшее согласие с утверждением, что широкое внедрение альтернативной энергетики может существенно улучшить состояние окружающей среды.
Рисунок 29 -Результаты работы опции «диаграмма размаха» по вопросу 8 II части анкеты (Прил. А) (1 – высшее образование; 2- без высшего образования).
По диаграмме размаха (Рис. 29) было замечено, что уровень согласованностиу респандентов с разным образованием одтнаков, однако респонденты с высшим образованием выразили большее согласие с утверждением, что уровень осведомленности и знаний в обществе по вопросам экологии и устойчивого развития достаточно высокий.
5.2 Проверка гипотез при помощи тестов Крускалла-Уолиса
Тип жилья респондента оказывает влияние на его оценки, выставленные по вопросам 1, 2-второй части анкеты (Прил. А). На рисунках 30-31 представлены результаты тестов по вопросу 1, а на рисунках 33-34 – по вопросу 2.
Рисунок 30 - Результирующее окно теста Краскела–Уоллиса по по вопросу 1 II части анкеты (Прил. А). p <0,1
Рисунок 31 - Результирующее окно медианного теста по по вопросу 8 II части анкеты (Прил. А).
Рисунок 32 - Результаты работы опции «Диаграмма размаха» по вопросу 1 II части анкеты (Прил. А).
Средние оценки респондентов по вопросу 1 (Прил. А) первой (проживающие в квартире многоквартирного дома) и второй группы (проживающие в индивидуальном доме) схожи, но уровень согласованности выше у второй группы респондентов (Рис. 32).
Риунок 33 -.Результирующее окно теста Краскела–Уоллиса по вопросу 2 II части анкеты (Прил. А).p <0,1
Рисунок 34 - Результирующее окно медианного теста по вопросу 2 II части анкеты (Прил. А).
Род занятий оказывает влияние на его оценки респондента, выставленные по вопросам 3 второй части анкеты (Прил. А). На рисунке 35 и 36 представлены результаты тестов.
Рисунок 35 - Результирующее окно теста Краскела – Уоллиса по вопросу 3 II части анкеты (Прил. А).. p <0,1
Рисунок 36 - Результирующее окно медианного теста по вопросу 3 II части анкеты (Прил. А).
Рисунок 37 - Результаты работа опции «Диаграмма размаха» по вопросу 3 II части анкеты (Прил. А).
По данной диаграмме размаха видно (Рис.37), что средняя оценка мнений первой (студенты) и второй (гос. Работники) группы респондентов по вопросу 3 (широкое внедрение технологий альтернативной энергетики может существенно улучшить состояние окружающей среды) одинакова. Уровень согласованности мнений выше у третьей (остальное) группы респондентов.
Источник информации о состоянии окружающей среды, используемый респондентом, оказывает влияние на его оценки, выставленные по вопросам 1 и 5 второй части анкеты (Прил. А). На рисунках 38-39 представлены результаты тестов по вопросу 1, а на рисунках 41-42 – по вопросу 5.
Рисунок 38 - Результирующее окно теста Краскела – Уоллиса по вопросу 1 II части анкеты (Прил. А).p <0,1
Рисунок 39 - Результирующее окно медианного теста по вопросу 1 II части анкеты (Прил. А).
Рисунок 40- Результаты работы опции «Диаграмма размаха» по по вопросу 1 II части анкеты (Прил. А).
По данной диаграмме размаха (Рис. 40) видно, что средняя оценка мнений респондентов второй (официальные данные) и третьей (другие источники) группы по первому вопросу (местные/национальные власти обеспечивают население моего региона достаточной информацией по состоянию окружающей среды) одинакова. Уровень согласованности выше у третьей группы респондентов. Для первой группы (использующие официальные источники) недостаточно данных
Рисунок 41 - Результирующее окно теста Краскела – Уоллиса по вопросу 5 II части анкеты (Прил. А).. p <0,1
Рисунок 42 - Результирующее окно медианного теста по по вопросу 5 II части анкеты (Прил. А).
Рисунок 43 - Результаты работы опции «диаграмма размаха» по вопросу 3 II части анкеты (Прил. А).
По данной диаграмме размаха (Рис. 43) видно, что средняя оценка мнений первой (использующие СМИ), второй (официальные данные) и третьей (другие источники) группы респондентов по пятому вопросу (экономическая политика государства стимулирует развитие энергосберегающих технологий) одинакова. Уровень согласованности выше у третьей группы респондентов.
Паттерны потребительского поведения (способ экономии ресурсов) респондента оказывают влияние на его оценки, выставленные по вопросам 7 и 10 второй части анкеты (Прил. А). На рисунках 44-45 представлены результаты тестов по вопросу 7, а на рисунках 47-48 – по вопросу 10.
Рисунок 44 - Результирующее окно теста Краскела – Уоллиса по вопросу 7 II части анкеты (Прил. А) p <0,1.
Рисунок 45 - Результирующее окно медианного теста по вопросу 7 II части анкеты (Прил. А).
Рисунок 46 - Результаты работы опции «диаграмма размаха» по по вопросу 7 II части анкеты (Прил. А).
По диаграмме размаха (Рис. 46) видно, что средняя оценка мнений респондентов первой, второй и третьей группы по седьмому вопросу (уровень осведомленности и знания в обществе по вопросам энергосбережения достаточно высокий) одинакова. Уровень согласованности мнений выше у второй группы.
Группы респондентов:
1 - использующие счетчики, энергосберегающие приборы и стройматериалы;
2 – используют простые приемы;
3– не думают об этом.
Рисунок 47 - Результирующее окно теста Краскела – Уоллиса по вопросу 10 II части анкеты (Прил. А) p <0,1
Рисунок 48 - Результирующее окно медианного теста по вопросу 10 II части анкеты (Прил. А).
Рисунок 49 - Результаты работы опции «диаграмма размаха» по вопросу 10 II части анкеты (Прил. А).
По диаграмме размаха (Рис. 49) видно, что средняя оценка мнений респондентов первой, второй и третьей группы по десятому вопросу (в школьных и вузовских образовательных программах должно быть уделено больше внимания вопросам ресурсосбережения) одинакова. Уровень согласованности мнений выше у второй группы.
Группы респондентов:
1 - использующие счетчики, энергосберегающие приборы и стройматериалы;
2 – используют простые приемы;
3– не думают об этом.
5.3 Проверка гипотез с помощью таблиц сопряженности
При помощи таблиц сопряженности были установлены следующие зависимости:
1) Использование респондентами в качестве источника информации о состоянии окружающей среды отчетов международных организаций повышает их озабоченность распространением ГМО (Табл. 1-2);
Таблица 1 - Таблица сопряженности «Использование респондентами отчетов международных организаций повышает их озабоченность распространением ГМО»
Итоговая таблица частот (Таблица данных1) Частоты выделенных ячеек > 10 (Маргинальные суммы не отмечены) | ||||
Пер1 | Пер2 - 0 | Пер2 - 1 | Всего - по стр. | |
Всего |
Таблица 2- Результаты анализа для двухвходовой таблицы.
Статистики: Пер1(2) x Пер2(2) (Таблица данных1) | |||
Хи-квадрат | ст.св. | p | |
Пирсона Хи-квадрат | 1,263158 | сс=1 | p=,26105 |
М-П Хи-квадрат | 1,942751 | сс=1 | p=,16337 |
Йетса хи-квад. | ,1403509 | сс=1 | p=,70793 |
Точный Фишера, одностор. | p=,38462 | ||
двустор. | p=,51923 | ||
хи-квад. Макнемара (A/D) | 21,04348 | сс=1 | p=,00000 |
(B/C) | 8,470589 | сс=1 | p=,00361 |
2) Респонденты, выразившие обеспокоенность загрязнением атмосферы, чаще используют энергосберегающие приборы в быту (Табл. 3-4);
Таблица 3 - Таблица сопряженности.
Итоговая таблица частот (Таблица данных1) Частоты выделенных ячеек > 10 (Маргинальные суммы не отмечены) | ||||
Пер1 | Пер2 - 0 | Пер2 - 1 | Всего - по стр. | |
Всего |
Таблица 4 - Результаты анализа для двухвходовой таблицы.
Статистики: Пер1(2) x Пер2(2) (Таблица данных1) | |||
Хи-квадрат | ст.св. | p | |
Пирсона Хи-квадрат | 3,922049 | сс=1 | p=,04766 |
М-П Хи-квадрат | 4,013642 | сс=1 | p=,04513 |
Йетса хи-квад. | 2,758902 | сс=1 | p=,09671 |
Точный Фишера, одностор. | p=,04755 | ||
двустор. | p=,06197 | ||
хи-квад. Макнемара (A/D) | ,0384615 | сс=1 | p=,84452 |
(B/C) | ,6428571 | сс=1 | p=,42268 |
D(X|Y), D(Y|X) Соммера | X|Y=,31313 | Y|X=,31313 | |
Коэф.неопределенности | X=,0729076 | Y=,0729076 | X|Y=,07291 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения данной работы были получены обоснованные данные об уровне осведомленности жителей Краснодарского края в вопросах экологии, альтернативной энергетики и энергосбережения. Определены возможные зависимости и проверены гипотез по собранным данным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ратнер С.В. Программные статистические комплексы в менеджменте качества: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 200500 - "Метрология, стандартизация и сертификация" / С. В. Ратнер, Н. В. Киселева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. ун-т, 2012. - 403 с.
2 Ратнер, С.В. Непараметрические методы анализа данных в задачах управления качеством: учеб. пособие / С. В. Ратнер; Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – 115 с.
Приложение А
Анкета
Часть I – возможно несколько вариантов ответа.
1. Как вы считаете по какой причине происходят глобальные изменения климата?
1 – активная хозяйственная деятельность человека
2 – природные причины (солнечные циклы, изменение орбиты планеты)
3 – вообще не происходят
2. Какие проблемы окружающей среды волнуют вас больше всего?
1 – глобальные изменения климата
2 – загрязнение атмосферы
3 – загрязнение воды
4 – загрязнение почв
5 – накопление токсичных (в том числе радиоактивных) отходов
6 – исчерпание запасов пресной воды
7 – исчерпание полезных ископаемых
8 – исчезновение различных видов представителей растительного и животного мира
9 – использование ГМО
10 – уничтожение лесов
11 – другое (указать что именно)
3. Какие информационные источники вы используете, чтобы составить мнение о состоянии окружающей среды?
1 – отчеты международных организаций
2 – денные официальной статистики
3 – СМИ
4 – сведения, полученные в процессе обучения в вузе, школе, колледже
5 – сведения, полученные в процессе общения с друзьями, знакомыми
6 – сведения, полученные в процессе профессиональной деятельности
7 – собственные наблюдения
4. Какие энергосберегающие (ресурсосберегающие) технологии вам известны?
1 – энергосберегающая бытовая техника
2 – энергосберегающие приборы освещения
3 – датчики движения, уровня освещенности
4 – рекуперация тепла (повторное использование)
5 – тепловые насосы
6 – энергосберегающие строительные материалы
7 – солнечные коллекторы
8 – когенерационная технология
9 – другие (указать какие)
5. Экономите ли вы электроэнергию и/или другие ресурсы в своем доме?
1 – устанавливаю счетчики с двойным тарифом
2 – использую энергосберегающие бытовые приборы
3 – использую энергосберегающие строительные материалы
4 – использую простые приемы: выключаю свет, купаюсь под душем вместо ванны, и тд
5 – я не понимаю этой проблемы
6. Откуда вы получаете информацию о новых энергосберегающих технологиях доступных для пользования?
1 – из обычных СМИ
2 – из специализированных журналов, сайтов, книг
3 - от друзей, знакомых
4 – в процессе профессиональной деятельности
5 – в процессе посещения выставок, форумов, других массовых мероприятий
6 – другое (указать откуда)
Часть II. Предполагает 1 вариант ответа в виде оценивания:
1 – совершенно не согласен(а)
2 – не согласен(а)
3 – сомнение, может да, а может и нет
4 – скорее да