Модели установления рыночного равновесия на микроуровне

1. Паутинообразная модель

При отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и коли­чества товаров, реализуемых на рынке. В итоге колебания наступает такое поло­жение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и пред­ложением.

2. Невальрасова модель с жесткими ценами.

При не равновесии его устранение происходит или путем изменения цен, или путем изменения количества товаров, предлагаемых для реализации. Первое допущение характерно для вальрасовского подхода, второе – для кейнсианского. Вальрасовский вариант предполагает, что равновесие достигается путем снижения цен. Кейнсианский вариант предполагает сохранение цены на прежнем уровне, а равно­весие обеспечивается путем уменьшения предложения товаров.

3. Модель очереди.

В тех случаях, когда цены находятся под контролем государства, они могут не ме­няться в течение длительного времени. В этом случае колебания спроса будут со­провождаться появлением дефицита или затоваривания. При появлении дефицита равновесие можно установить путем увеличения предло­жения, или путем рационального распределения дефицитного товара между потре­бителями в виде внедрения карточной системы, или в виде рационирования посред­ством очереди.

4. Модель равновесия при вмешательстве государства.

Если в рыночных условиях государство фиксирует цену товара на неравновесном уровне, то неизбежно возникает избыток или дефицит.

Первый случай. Цены фиксируются выше равновесных. В результате создается избыток. В этом случае государство вынуждено компенсировать дополнительные издержки фирмы, которые она несет в результате недополучения доходов. Наиболее простой способ такой компенсации – закупка государством избыточных товаров.

Второй случай. Цены фиксируются ниже равновесных. В этом случае государство выступает в качестве дополнительного поставщика товара. Тогда дефицит ликвидиру­ется и наступает экономическое равновесие.

Понятие эластичности.

Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике, возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Коэффициенты эластичности. Эластичность спроса по цене и доходу.

Коэффициент эластичности спроса по цене. Согласно закону спроса при снижении цены покупается большее количество продукта. Но реакция потребителей на из­менение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Суть концепции ценовой эластичности за­ключается в следующем:

1) если небольшие изменения в цене приводят к значи­тельным изменениям в количестве покупаемой продук­ции, то спрос на такие продукты принято называть элас­тичным;

2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычис­ленного по следующей формуле:

  Процентное изменение количества спрашиваемого продукта Х
Ed = ---------------------------------------------------------------------------------
  Процентное изменение цены продукта Х

Эластичность спроса по цене (Ed) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

Исходя из формулы, спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему про­центному изменению количества спрашиваемой продук­ции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, то спрос является эластичным. Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы. Если данное процентное изменение цены сопро­вождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластич­ным. Если снижение цены на 3% дает в результате рост ко­личества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос не­эластичен. Коэффициент эластичности в этом случае мень­ше единицы и составит 1/3. Когда спрос неэластичен, коэффициент эластичности всегда будет меньше еди­ницы. Между эластичным и неэластичным спросом возни­кает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по вели­чине. Если падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%, то этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точ­ности равен единице.

Следует подчеркнуть, что, говоря о неэластичном спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствитель­ность потребителей к изменению цен. Совершенно неэла­стичный спрос означает крайний случай, когда измене­ние цены не приводит ни к какому изменению количе­ства спрашиваемой продукции. Примером может слу­жить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на наркотики. Какая бы ни была цена, пусть в 100 раз больше первоначальной, все равно будут по­купать алкоголь, сигареты, наркотики, инсулин и т.д. Гра­фически этот случай показывают при помощи кривой спро­са, параллельной вертикальной оси (например, D1 на рис. 3).

Модели установления рыночного равновесия на микроуровне - student2.ru

Рис.7.7. Совершенно неэластичный спрос и совершенно эластичный спрос.

Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.

И наоборот, когда экономис­ты говорят об эластичном спро­се, они не имеют в виду, что по­требители абсолютно чувстви­тельны к изменению цены. В крайней ситуации, при кото­рой самое малое снижение це­ны побуждает покупателей уве­личивать покупку от нуля, кривая совершенно эластично­го спроса представляет собой линию, параллельную горизон­тальной оси (например D2 на рис. 3). Такая кривая спроса имеет место в том случае, когда фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке. Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, — это опреде­лить, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены продукции.

Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению об­щей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уплачивае­мой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более достаточ­ным для компенсации потерь от снижения цены. Вывод: если спрос эла­стичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противо­положном направлении.

Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения вы­ручки, получаемой с единицы продукции, так что, в конечном счете, об­щая выручка уменьшится. Вывод: если спрос неэластичен, изменение це­ны вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Поте­ря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И на­оборот, прирост выручки, полученный благодаря росту единицы продук­ции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной со­путствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменители.

Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается по­требителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на ма­шинное масло фирмы «Тексако» является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще.

2. Удельный вес цены продукта в доходе потребителя.

Чем большее место занимает продукт в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Так 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляю­щие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости.

Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэлас­тичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электро­энергия общепризнанны в качестве предметов первой необходимости. Ес­ли цены на изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв та­кое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.

4. Фактор времени.

Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период време­ни для принятия решений. Исследования показывают, что «краткосроч­ный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменя­ются меньшими по размеру, более экономичными машинами.

Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение, спроса на какое - либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу. Посредством, которого измеряется данный вид эластичности. Он рассматривается по формуле:

  % изменения объема спроса
Ер = -------------------------------------
  % изменение в доходе

Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т.д.

Эластичность предложения по цене.

Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение элас­тично, и наоборот.

Эластичность предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

  % изменение объема предложения
Еs = --------------------------------------------
  % изменение цены

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предло­жения, является количество времени, имеющегося в распоря­жении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспосо­биться к данному изменению цены, тем больше изменится объ­ем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производите­лей на рост цены продукта Х зависит от их способности пере­распределять ресурсы в пользу производства продукта Х за счет сокращения производства других продуктов. А перерас­пределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, полезно провести различие между периодами.

Кратчайший рыночный период.Это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена.

Краткосрочный период.Это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со сторо­ны производства будет означать более высокую эластичность предложе­ния продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыноч­ным периодом.

Долговременный период. Это (долгий) период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав от­расли, а старые — покинуть ее. В долговременном периоде изменения оз­начают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложе­ния долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высо­кую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что от­расль с растущими издержками производства ведет к росту цен на по­требляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам.

В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая це­на была бы равна первоначальной цене.

Потребительское поведение. Кардиналистская и ординалистская трактовки максимизации полезности потребителем.

Рыночный спрос формируется из совокупности решений о покупке отдельных потребителей. В достижении своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Значит, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности – о достижении максимально доступной полезности при заданных бюджетных ограничениях.

Результат процесса оптимизации – принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам благ называется потребительским выбором.

Проблема измерения полезности – одна из самых сложных в экономической теории. В виду того, что понимание полезности весьма индивидуально, психологично, неустойчиво и относительно, измерить полезность впрямую представлялось экономистам очень сложным. Возможно, ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов.

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилях. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно. И возникла альтернативная кардиналистской (количественной) концепции ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а возможностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилях, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альте6рнативной кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф.Эджуорт (1845-1926), итало - швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Наши рекомендации