Основные предпосылки модели потребительского выбора

1. Рассмотрим модель рыночной экономики, где основным инструментом является условие поведения товаров в их денежном эквиваленте, которые используются в процессе обмена.

2.Потребительский рынок является рынком совершенной конкуренции, т.е. индивидуальный потребитель не может диктовать цены закупаемых благ.

3.Каждый потребитель идентифицируется следующими факторами: - величиной бюджета М, это означает, что, мы рассматриваем потребителя в процессе единомоментного акта потребления товаров, т.е. бюджет расходуется полностью. (Пр.: если, на следующий, день этот же потребитель приходит с другим кошельком (другой суммой денег), то он уже идентифицируется как новый потребитель, тем не менее субъективные отношения сохраняются).

4.Рынок потребительских благ является конечным

Допустим, что предпочтения потребителя описываются априорно заданной СФПП (субъективная функция порядковой полезности) Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru , Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru и Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru - вектор рыночных цен на приобретаемые блага и размер бюджета потребителя соответственно. Тогда Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru - новый вектор цен, соответствующий изменившимся рыночным условиям.

Таким образом, необходимо определить минимальный размер дополнительной компенсации Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru , на величину которой требуется увеличить первоначальный бюджет потребителя M с целью сохранения его достигнутой ранее потребительской полезности, соответствующей изокванте Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru

Cформулируем математическую постановку задачи определения компенсированного бюджета потребителя:

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (3.48)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (3.49)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (3.50)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (3.51)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (3.52)

Модель (3.48)-(3.52) является задачей на условной экстремум с ограничениями в виде неравенств и функционалом на минимум. Для того, чтобы использовать необходимые условия оптимальности теоремы Куна-Таккера, требуется показать, что функционал (3.48) и система ограничений (3.49)-(3.52) являются выпуклыми на Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (бюджетное ограничение потребителя)функциями.

Функционал Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru задачи (3.48)-(3.52) (выражение (3.48)) является линейной функцией одной переменной, а, следовательно, Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru - выпуклая функция.

Аналогично, Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru также является выпуклой в экономической области потребителя.

Наконец, поскольку, согласно условию (3.5)[3], СФПП Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru на Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru является вогнутой по каждому аргументу, то Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru - выпуклая на Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru функция.

Кроме того, в экономической области потребителя всегда найдется такой набор благ Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru и такое Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru , для которых справедливы следующие условия:

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru ; (3.53)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru . (3.54)

Следовательно, установлено, что экономическая область Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru потребителя удовлетворяет условию Слейтера[4], что позволяет построить функцию Лагранжа модели (3.48)-(3.52):

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru . (3.55)

Используем условия оптимальности теоремы Куна-Таккера:

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru ; (3.56)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (3.57)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (3.58)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru ; (3.59)

Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru , (3.60)

где Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru - решение системы уравнений (3.56) - (3.60).

Условия оптимальности (3.56) - (3.60) решения модели компенсированного бюджета потребителя (3.48)-(3.52) позволяют установить экономическое содержание множителей Лагранжа Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru и Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru .

Так, множитель Лагранжа Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru , являющийся двойственной оценкой бюджетного ограничения (3.50), показывает величину, на которую снизится объем компенсации потребителю в случае, если его первоначальный бюджет увеличится на одну денежную ед. Этот результат вполне ожидаем: каждая дополнительная ед. собственных средств потребителя вытесняет некоторый объем дополнительных средств, авансируемых на покупку товара. С социально-экономической т.з. этот множитель Лагранжа – есть социальная норма дисконта, т.е. то количество денег, которое гос-во вкладывает в социальную сферу. Это обусловлено тем, что именно государство компенсирует бюджет потребителя при изменении цен.

Множитель Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru (двойственная оценка ограничения (3.49) в точке Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru ) характеризует рыночную цену набора благ, приходящуюся на ед. его предельной полезности, и, как следует из свойств оптимального решения модели потребительского выбора, является постоянной для всех благ из набора Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru . Более того, увеличение минимальной общей полезности Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru на одну ед. ведет к увеличению объема Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru дополнительно привлекаемых потребителем бюджетных средств на величину двойственной оценки Основные предпосылки модели потребительского выбора - student2.ru .


Наши рекомендации