Ее активной части, тыс. руб

Выпуск продукции   Среднегодовая стоимость ОФ   Среднегодовая стоимость активной части ОФ
Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru

Основные фонды содержат активную часть Ее активной части, тыс. руб - student2.ru : машины, оборудование и т.п. Заметим, что

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru ,

где Ее активной части, тыс. руб - student2.ru − доля Ее активной части, тыс. руб - student2.ru .

Рассмотрим индексы:

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru .

(2.5.7)

Между индексами (2.5.7) имеется взаимосвязь:

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru = Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , (2.5.8)

которая дополняется факторной взаимосвязью:

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru . (2.5.9)

Левая часть равенства (2.5.9) показывает изменение величины Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , обусловленное влиянием факторов: Ее активной части, тыс. руб - student2.ru и Ее активной части, тыс. руб - student2.ru . Первое и второе слагаемые правой части этого равенства показывают изменение величины Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , обусловленное влиянием соответственно первого и второго фактора.

Пример 2.5.9.По данным табл. 2.5.9 найдем индивидуальные индексы (2.5.7) и взаимосвязи (2.5.8) и (2.5.9).

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru

Рис. 2.5.3. Решение задачи примера 2.5.9

Применяя формулы (2.5.7)-(2.5.9), составим автоматизированную модель данной задачи на листе в Excel, на котором построена модель из предыдущего примера(рис. 2.5.3):

1) в ячейку F16 вставим формулу =E4/C4;

2) в ячейку F17 вставим формулу =F4/D4;

3) в ячейку F19 вставим формулу =A4/E4;

4) в ячейку F20 вставим формулу =B4/F4;

5) в ячейку H3 вставим формулу =F19*F16;

6) в ячейку H4 вставим формулу =F19*F17;

7) в ячейку H5 вставим формулу =F20*F17;

8) в ячейку F21 вставим формулу =H5/H3;

9) в ячейку F22 вставим формулу =H5/H4;

10) в ячейку F23 вставим формулу =H4/H3;

11) в ячейку F25 вставим формулу =H4*F4;

12) в ячейку D26 вставим формулу =F21;

13) в ячейку F26 вставим формулу =F22;

14) в ячейку H26 вставим формулу =F23;

15) в ячейку D27 вставим формулу =H5-H3;

16) в ячейку F27 вставим формулу =H5-H4;

17) в ячейку H27 вставим формулу =H4-H3.

Выводы:

1) средняя ФО возросла на 19,11%, причем за счет изменения активной части средних ОФ - на 10,6% и за счет изменения доли активной части средних ОФ - на 7,69%;

2) прирост средней ФО составил 0,296 руб./руб., причем за счет изменения активной части средние ОФ увеличились на 0,177 руб./руб. и за счет изменения доли активной части - на 0,119 руб./руб.;

3) за счет увеличения средней ФО прирост продукции составил: Ее активной части, тыс. руб - student2.ru тыс. руб., при этом за счет изменения активной части средних ОФ - на Ее активной части, тыс. руб - student2.ru тыс. руб.

Упражнение 2.5.5. На листе, где записана модель задачи из предыдущего упражнения, запишите описанную в примере 2.5.9 модель и по данным табл. 2.5.10 найдите индивидуальные индексы (2.5.4) и взаимосвязи (2.5.5) и (2.5.6).

Из формул (2.5.5) и (2.5.8) следует индексная взаимосвязь:

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru . (2.5.10)

Запишем формулу (2.5.10) в виде:

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru .

Так как

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru ,

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru ,

то взаимосвязи (2.5.10) соответствует факторная взаимосвязь:

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru Ее активной части, тыс. руб - student2.ru

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru (2.5.11)

Левая часть равенства (2.5.11) показывает изменение объема выпуска, обусловленное влиянием факторов: Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru и Ее активной части, тыс. руб - student2.ru . Первое, второе и третье слагаемые правой части этого равенства показывают изменение выпуска, обусловленное влиянием соответственно первого, второго и третьего фактора.

Пример 2.5.10.По данным табл. 2.5.9, используя результаты предыдущего примера, найдем взаимосвязи (2.5.10) и (2.5.11).

Так как

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru , Ее активной части, тыс. руб - student2.ru ,

то индексная взаимосвязь: Ее активной части, тыс. руб - student2.ru дополняется факторной взаимосвязью:

Ее активной части, тыс. руб - student2.ru

или

270=115+77,5+77,5.

Выводы.В отчетном периоде по сравнению с базисным:

1) объем производства увеличился на 29%, при этом за счет увеличения средней ФО активной части ОФ объем производства увеличился на 10,6%, за счет увеличения доли активной части ОФ - на 7,7% и за счет увеличения средних ОФ - на 8,3%;

2) объем прироста объема производства составил 270 тыс. руб., при этом за счет увеличения средней ФО активной части ОФ объем производства увеличился на 115 тыс. руб., за счет увеличения доли активной части ОФ - на 77,5 тыс. руб. и за счет увеличения средних ОФ - на 77,5 тыс. руб.

Упражнение 2.5.6. Используя результаты предыдущего упражнения, найдите взаимосвязи (2.5.10) и (2.5.11).

Упражнение 2.5.7.Как изменится выпуск, если среднегодовая стоимость ОФ в текущем периоде по сравнению с базисным уменьшалась на 1,5%, а фондоотдача уменьшилась на 3%?

Наши рекомендации