Системы оценки результативности персонала
Глава 7
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ, САМООЦЕНКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА
Система оценкипредставляет собой постоянный процесс изучения, анализа эффективности деятельности сотрудников и принятия решений по установлению единых стандартов «успешности», управлению развитием персонала. В момент набора сотрудников — это периодический процесс определения соответствия претендента и по компетенций конкретной должности. Оценка производится также и по истечении испытательного срока для принятия решения об успешном его прохождении и приеме кандидата на работу.
Аттестация. Имеющие отношение к государственной (военной, специальной) службе прекрасно представляют себе традиционную схему проведения аттестации. Она включает несколько этапов:
• индивидуальное собеседование с непосредственным руководителем по поводу предстоящей аттестации за один-два месяца до заседания аттестационной комиссии;
• ознакомление с представлением, аттестационным листом и иными документами, которые будут представлены аттестационной комиссии (за одну-две недели до начала ее работы);
• рассмотрение указанных документов, заслушивание комиссией отчета аттестуемого и его непосредственного руководителя, утверждение результатов аттестации комиссией и их сообщение аттестованному сотруднику под расписку (в день заседания аттестационной комиссии);
• утверждение аттестации первым руководителем (в срок до семи дней после ее проведения).
Эта схема способна побуждать аттестуемого к инициативной результативной работе, как правило, только в узкий аттестационный период — максимум три месяца. Причем в соответствии с действующим законодательством (Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» от 9 марта 1996 г. № 353) государственный служащий не может подвергаться аттестации чаще одного раза в два года и реже одного раза
в четыре года. Для ее проведения назначается специальная ;н тестационная комиссия, устанавливаются определенные регла менты поведения, разрабатываются специальные аттестационные документы. Комиссия рассматривает представленные матери! лы, заслушивает аттестуемого и принимает одно из трех реп и ний: соответствует занимаемой должности; соответствует при ус ловии улучшения работы и выполнения рекомендаций коми< сии с повторной аттестацией через год; не соответствуй i занимаемой должности.
Если аттестация не является обязательной в соответствии i федеральным законом или иным нормативным правовым актом, но ее проведение предусмотрено нормативным актом орган и и ции, то она должна производиться по общим правилам, кою рые были установлены еще актами бывшего СССР (например, Положением о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов прел приятии и организаций промышленности, строительства, cejii. ского хозяйства, транспорта и связи, утвержденным постанов лением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г, №470/267). А это означает, что и коммерческие организации, нормативно закрепляя у себя процедуру аттестации, должны за ботиться о ее соответствии «принципам развитого социализма».
Назначение систем оценки и аттестации персонала — способствование росту эффективности использования кадрового потенциала организации в соответствии с требованиями ее организационно!i культуры.
На практике чаще всего оцениваются два параметра: производственная результативность работника (производительность, прибыль, привлечение клиентов) с выходом на нормирование труда, затрат рабочего времени, обслуживания, управляемости и т.п. пличные качества сотрудника, набор которых варьирует в зависимости от специфики деятельности организации и требований конкретных должностей (интеллект, способности, знание ПК, лидерские каче ства, коммуникабельность, креативность, владение иностранными языками и т.п.). Поэтому существует два направления оценки: оценка труда и оценка персонала. Большинство корпораций использует оба вида оценки деятельности работников.
Оценка труда имеет своей целью сопоставить реальное содержание, качество, объемы и интенсивность труда персонала с планируемыми. Планируемые характеристики труда персонала, как правило, представлены в планах и программах, технологических картах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить:
372
• количество;
• качество;
• интенсивность труда.
Оценка труда — это мероприятия по определению соответствия i .пества труда требованиям технологии производства. Для органи-||ции процедуры оценки труда необходимо:
• установить нормы и критерии результативности труда на каждом рабочем месте;
• выбрать политику проведения оценок результативности (сроки, исполнители, ответственность);
• документировать оценку.
Процедура оценки труда проходит несколько этапов:
1) описание функций;
2) определение требований;
3) оценка конкретного исполнителя;
4) сопоставление со стандартом.
Эффективность процедур оценки труда предполагает прозрачность критериев для оценщика и оцениваемого, доступность используемой и получаемой информации, а также связь системы И оценки с организационной культурой и мотивацией персонала.
Основные подходы к оценке труда и проблемы, возникающие при данном виде оценки:
1. Оценка результата труда (метод сравнения заданных величин, хронометраж) — получение прибыли, количество новых клиентов, I бьем реализации продукции и т.п. Основная проблема при этом — с и (енка сложных видов деятельности и вклада каждого в общее дело.
2. Оценка поведения по исполняемой деятельности. Может включить оценку выполнения должностных обязанностей, оценку приложенное™ нормам и ценностям организационной культуры, меловому кредо, энтузиазм, новаторство, творческий подход к решению своих практических целей и т.п. Проблема— разделение I itIIних поведенческих черт и устойчивых поведенческих реакций.
3. Рейтинг успешности. Отображает качественные и количе-■ i пенные характеристики, каждой из которых соответствует рей-N1111' исполнения обязанностей. Проблемы— ошибки обобщений, перенос критериев одной шкалы на другие.
4. Процедура ранжирования работников — от лучшего к худшему по определенным характеристикам. Ранжирование позво-ияет избежать проблем центральной тенденции, так как все работающие должны быть проранжированы и, следовательно, не могут быть проранжированы «в среднем». Проблема — субъек-швность оценок.
373
5. Оценка культуры труда. Является по-существу аттестаци ей и рационализацией рабочих мест, условий и содержания труд!, внедрения научной организации труда, решения вопросов эрго номики и эстетики труда. Проблема — возможное негативное <п ношение руководства к такой оценке («не надо тратить лишит деньги, и так все красиво и удобно»).
6. Оценка деятельности руководителя по результатам деятельное i т коллектива. Является довольно распространенной. Используются глав ным образом производственные и экономические показатели (объем, качество, сроки получения производимых продуктов или услуг). 1'у ководители оцениваются также по результатам внедрения и исполь зования новой техники и технологии, темпам освоения новой про дукции. Проблема — признание определяющего влияния руководи теля на формирование итоговых показателей деятельности коллекти ва
7. Метод критических случаев. Суммируются все имевшие место за определенный период времени события, в которых принимали участие сотрудники, в том числе позитивные (удачный проект, успешные переговоры, новаторская идея, новый клиент, поддер жание имиджа) и негативные (конфликт, срыв сроков работы, ошиб ки исполнения, нарушение дисциплины труда и т.п.). Для анализа используются: 1) суммарный подсчет позитивных и негативных случаев; 2) аналитическое оценивание по заданным критериям; 3) взвешивание по заданным директивам взвешивания. Проблема — элемент случайности, доля закономерности.
8. Результатом комбинации преимуществ методов критических случаев и рейтингов является метод рейтинговых шкал, привязанных к поведению (Behaviorally Anchored Rating Scale — BARS). Считается, что этот метод обеспечивает более справедливую оценку, чем другие, хотя является более трудоемким и дорогостоящим. Он включает пять этапов:
а) формирование критических случаев эффективного и неэффек
тивного исполнения обязанностей;
б) объединение событий в несколько множеств;
в) перераспределение другой группой профессионалов этих
же критических событий в те же множества, но по-своему. Если
от 50 до 80% членов второй группы распределяют случай в тот
же кластер, что и члены первой группы, он сохраняется;
г) вторую группу просят проранжировать поведение, характе
ризующее данный случай, с позиций эффективности отражения ис
полнения обязанностей в соответствующем кластерном множестве;
д) подмножество случаев (шесть или семь на кластер) исполь
зуется в качестве «поведенческих якорей» для каждого множества.
Результирующая BARS— хороший способ оценки исполнения рабочих обязанностей, поскольку даются четкие описания критических случаев, позволяющих понимать отличия «среднего исполнения» от «хорошего» или «отличного». Независимость множеств Позволяет увеличить объективность оценки. Проблемы использо-нлпия данного метода — его высокая стоимость и трудоемкость.
Оценка персонала имеет своей целью изучить степень подго-кшленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, выявить уровень его потенциальных Возможностей с целью оценки перспектив роста (ротации), а также ра (работки кадровых мероприятий, необходимых для достижения пелей кадровой политики; это комплексная система определения ценности данного работника на основе изучения его личностно-ГО потенциала, качеств и способностей, отношения к работе, го-i опности к выполнению различных обязанностей и потенциала его ра тития. Оценка персонала производится чаще всего для решения следующих кадровых задач: оценка кандидата при приеме на работу, установление уровня оплаты труда и форм стимулирования, продвижение сотрудника по этапам трудовой карьеры, вы-шшжение на руководящую должность, оценка соответствия занимаемой должности и принятие решений о смене вида деятельности, переобучении, повышении квалификации и т.п.
Наиболее простыми методами оценки персонала являются био-i рафический, описательный (написание эссе), анкетирование, ин-к'рвьюирование, социологический опрос, самооценка, тестирование, шкалирование (балльный метод), ранжирование, наблюдения, палонный метод, метод попарных сравнений сотрудников и др.
К оценке персонала могут привлекаться как непосредственные руководители оцениваемых, так и начальники других отде-ЧОВ, коллеги, подчиненные, специалисты кадровых служб, внешние консультанты и, наконец, сам оцениваемый (самооценка).
Методы оценки можно разделить на методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, и методы групповой оценки, которые основаны па сравнении эффективности работников внутри организации.
Метод анкетирования
Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий мариант.
Описательный метод оценки
Производящий оценку должен выявить и описать положитель-н ые и отрицательные черты поведения аттестуемого. Этот ме-
375
тод не предусматривает четкой фиксации результатов, поэтому часто используется как дополнение к другим методам.
Метод классификации
Этот метод основан на ранжировании аттестуемых работ! i и ков по определенному критерию от лучшего к худшему с присвоением им определенного порядкового номера.
Метод сравнения по парам
В этом методе в группе аттестуемых, находящихся в одной дол жности, сравниваются каждый с каждым, после чего подсчитав;! ется количество раз, когда аттестуемый оказывался лучшим в с но ей паре. На основе полученных результатов строится общий pcii тинг по группе.
При сравнении по парам эффективным является использование Бланка групповой оценки (на пересечении надо отметить фамилию того сотрудника, который в данной паре вам кажется наиболее эффективным).
Рейтинг или метод сравнения
Основан на оценке соответствия работника занимаемой дол жности. Это метод шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного вида оценки — список задач, которые должен выполнять аттестуемый сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) изучается деятельность сотрудника с учетом времени, затрачиваемого им на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. Учитывается также, насколько экономно сотрудник использует материальные средства. Затем перечисленные в списке качества аттестуемого сотрудника оценивают по 7-балльной шкале (7 — очень высокая степень, 1 — очень низкая степень).
Анализ результатов может проводиться либо по соответствию выявленных оценок эталонным, либо путем сравнения результатов, полученных применительно к работникам одной и той же должности.
376
Метод заданного распределения
Лицу, проводящему оценку, предписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок, например:
10% — неудовлетворительно;
20% — удовлетворительно;
40% — вполне удовлетворительно;
20% — хорошо;
10% — отлично
Всего - 100%
Единственное, что требуется от работника, — написать на от-вельной карточке фамилию работника и распределить их по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может про-подиться по разным основаниям (критериям оценки).
Метод оценки нерешающей ситуации
Специалисты по оценке готовят список описаний «правильного» и «неправильного» поведения работников в типичных (решающих) ситуациях. Эти описания распределяются по рубрикам и соответствии с характером работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Этот журнал используется при оценке деловых качеств Сотрудника.
Обычно данный метод используется, когда оценки выносятся руководителем, а не коллегами и подчиненными.
Метод рейтинговых поведенческих установок
Основан на использовании «решающих» ситуаций, из которых ныводятся требуемые от работника деловые и личные качества, которые и становятся критериями оценки. Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описание какого-либо критерия оценки (например, инженерная компетентность) и ставит пометку в шкале н соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий н трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам.
Метод сравнительных анкет
Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными.
Интервью
Эта методика заимствована отделами по работе с персоналом из социологии.
377
Метод «360°»
Сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами и пол чиненными. Конкретные формы оценки могут варьировать, но ни оценивающие заполняют одинаковые бланки и обработкарезульм тов производится с помощью компьютеров, чтобы обеспечить анон 11 м ность. Цель метода — получить всестороннюю оценку аттестуемо! 11
Метод независимых судий
Независимые члены комиссии — шесть-семь человек — задаю! аттестуемому разнообразные вопросы. Процедура напоминает i ie рекрестный допрос по разным сферам деятельности аттестуемо! о Перед «судьей» располагается компьютер, на котором оценивающий нажимает клавишу «+» в случае правильного ответа и, соответсттч i но, клавишу «—» — в случае неправильного ответа. По завершении процедуры программа выдает заключение. Возможна и ручная об работка ответов работника, тогда правильность ответов заносится в предварительно составленный бланк.
Тестирование
Тесты по своему содержанию разделяются на три группы:
• квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника;
• психологические, дающие возможность оценитьличностньк-качества работника;
• физиологические, выявляющие физиологические особенно сти человека.
Положительные стороны тестирования в том, что оно позволя ет получить количественную характеристику по большинству кри териев оценки и сделать компьютерную обработку результатов. Од нако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.
Метод комитетов
Оценка проводится группой экспертов с целью выяснения спо собностей кандидата, дающих ему право претендовать на дру гие должности, в частности на выдвижение на повышение.
Данная методика состоит из следующих этапов:
• деятельность кандидата разбивается на составляющие;
• определяется результативность каждого вида деятел ьности в баллах по шкале (например, от—10 до +10), таким образом определяется степень успеха;
• составляются три сп иска работ: работы, которые удается решить успешно; которые удаются от случая к случаю; которые никогда не удаются;
• выносится заключительная комплексная оценка.
378
Оценка в самом общем виде заключает следующие четыре дей-I гвия:
1) выбор оцениваемых качеств, показателей деятельности работника;
2) использование разных методов сбора информации;
3) комплексное представление о человеке;
4) сравнение реальных качеств сотрудника с требуемыми.
Изучаемые наборы качеств (обычно 5—20) разрабатываются с уче-
1ом задач, выполняемых в соответствии с занимаемой должностью. Метод центров оценки С помощью этого метода решаются две задачи:
• выясняются личные и деловые качества работника (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников);
• определяется программа индивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.
Испытание занимает различное время: так, для оценки профессионализма мастера достаточно несколько часов, менеджера невысокого уровня — один день, менеджера среднего звена — два-три щи, чуть более для оценки профессионализма руководителей и управляющих высшего звена. Некоторые из используемых для оценки процедур:
• выполнение управленческих действий: за отводимые на выполнение задания два часа испытуемый должен ознакомиться с определенными инструкциями, деловыми бумагами, приказами и другими материалами, необходимыми для отдачи распоряжений по конкретным технологическим, производственным, кадровым вопросам. Так имитируется реальная деятельность фирмы. После окончания двухчасовой работы над заданием с оцениваемым проводится интервью;
• обсуждение проблем в небольшой группе, что позволяет выявить умение работать в группе. Членам группы дается материал, с которым надо ознакомиться, самостоятельно принять решение по заданному вопросу и во время группового обсуждения (40—50 мин) убедить остальных в его правильности. На всех перечисленных этапах испытуемый оценивается наблюдателями в баллах;
• принятие решений: испытуемых разделяют на несколько групп (представители конкурирующих фирм), моделируется работа фирм на протяжении двух-пяти лет. Каждый час считается одним годом, в течение которого решается ряд задач. Деятельность каждого испытуемого оценивается экспертами;
379
• разработка и представление проекта: необходимо за 1 ч pa I работать проект плана развития какого-то рода деятел ы к н ти, который потом сотрудник защищает перед экспертам и
• подготовка делового письма: каждый испытуемый готошп деловые письма по разным вопросам и с разных позиций (откя l отмена решения, высказывание негативной информации и т.д.)- Действия оценивают эксперты;
• сравнение результатов экспертной оценки работника спи самооценкой своих личных и деловых качеств. Результаты га кого сравнения могут быть весьма показательными как д щ руководства, так и для самого работника.
Метод деловых игр
К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность пер сонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуаль ный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может не пользоваться для определения эффективности командной работы персонала.
Метод оценки на основе моделей компетентности
Модели компетентности описывают интеллектуальные и дело вые качества работника, его навыки межличностной коммуника ции, необходимые для успешной профессиональной деятельно сти в рамках существующей в организации корпоративной культуры. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетентности становится основанием для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов, находящее выражение в конкретных результатах профессиональной деятельности, и является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы.
К наиболее сложным и комплексным методам оценки персонала можно отнести метод управления по целям (Management By Objectives — МВО) — постановка определенных измеряемых целей для каждого сотрудника, периодический контроль, сравнение ожидаемых результатов с фактическими и оценивание прогресса в достижении ожидаемых результатов.
Наиболее точным и эффективным методом оценки деловых и личностных качеств работников считается методика Assessment Center — прохождение группами участников разнообразных испытаний. В программу обычно включаются деловые и ролевые игры, деловые и психологические тесты, самопрезентации, дискуссии, кейсы, эссе, рефераты и т.п. За действиями участников наблюда-
380
ИЛ специалисты, результаты фиксируются, может осуществляться иидеосъемка. Методика позволяет дать индивидуальную и сравни гельную оценку участников исходя из специфики компании и фебований, предъявляемых к конкретной должности. Для по-ш.ппения достоверности результатов используются перекрестные оценки, каждого участника оценивают несколько специалистов, фн tbi наблюдения и оценки разведены по времени, каждый кри-герий оценивается в нескольких упражнениях. Такими критери-ими, как правило, бывают:
• качества — индивидуальные свойства человека;
• измерения — описание действий, получаемое на основе анализа деятельности;
• деятельность — виды деятельности, их цели, мотивация, конфликты, направления обучения;
• роли — различные типы взаимодействия в команде.
К личностным качествам, определяемым при использовании ме-i (дики Assessment Center, следует отнести темперамент, характер, ин-i еллект, отношение к труду и дисциплине, конформность, дружелюбие, лидерские качества, конфликтность, стрессоустойчивость, I лмокритичность, честность, инициативность, способность к coma нию своего имиджа, здоровье и т.п.
Профессиональная деятельность оценивается следующими по-|.| кнелями: квалификация, уровень специальной подготовки, на-иыки планирования и организации, координация деятельности подчиненных, способность к принятию эффективных решений, организаторские способности, способность работать в команде, умение убеждать, умение поддерживать дисциплину, коммерческое чутье, опыт работы, знание производства, соответствие должности, обучаемость, изобретательность, находчивость, умение мести переговоры.
Наиболее общими критериями оценки низшего персонала мо-i VI быть выполнение взятых обязательств, качество работы, самостоятельность в работе, компетентность, надежность, отношение к труду, отношение к профессии, дисциплинированность, С гремление к повышению квалификации, взаимоотношения с кол-ногами, взаимоотношения с клиентами.
Данные об испытуемых, полученные в ходе проведения различных испытаний, оцениваются по каждому критерию в бал-пах, подсчитывается итоговая оценка, подготавливается содержательное описание уровня развития личностно-деловых качеств испытуемого, формируются общее заключение и рекомендации ПО дальнейшему развитию.
381
Перед началом оценки целесообразно провести самооценку, что существенно облегчит процесс установления участниками об ратной связи. Расхождение в оценке и самооценке провоцируй i поиск новой работы сотрудником; незначительные расхождении оказывают демотивирующее влияние. Если самооценка выше 90%, возникает опасность остановки роста (самодовольство), самооцеп ка ниже 60% чревата потерей интереса к работе и желанием с mi-нить место работы.
Основная проблема, возникающая при использовании метод и ки, — отсутствие прописанных показателей оценивания (бизнес компетенций) — правильного поведения для достижения цело! компании, уровней их выраженности, оснований проведения оцен ки, задачи оценщика, задающего новые стандарты поведения К отрицательным факторам помимо дороговизны и возможных опт бок восприятия оценщиков следует отнести и демотивирующее воздействие «эффекта проигравшего» у сотрудников, получивших отрицательные оценки и в результате утративших карьерную перспективу и интерес к дальнейшей работе.
Выбор методов оценки персонала представлен в табл. 7.1.1.
382 |
Таблица 7.1.1
Продолжение табл. 7.1.1
383
384
Продолжение табл. 7.1 I
Продолжение табл. 7.1.1
Окончание табл. 7. / ( |
При прогнозе оценки деятельности руководителя используются (см. табл. 7.1.1):
• количественные показатели — 1а, 2а, За, 46 (Б-5, В-5, В-7, В-8, Г-5);
• качественные и количественные — 1а, 2а, 36, 46 (В-9);
• текущая деятельность и потенциал — 1а, 2а, 36, 4а (Г-2). Прогноз оценки деятельности всего коллектива:
• качественные показатели 16, 2а, За, 4а (А-1, А-7, Б-7);
• комплексные показатели 16, 2а, За, 46 (В-4, Г-3, Г-4).
Оценка всего коллектива по результатам деятельности индивидуальным оценщиком — 16, 26, 36, 4а (А-2, А-4, А-6, Б-1, Б-2, Б-3, В-2, В-6).
Оценка деятельности всего коллектива, которая может быть выполнена как комиссией, так и индивидуальным оценщиком, — 16, 26, За, 4а, и 16, 26, За, 46 (А-3, А-5, Б-4, Б-6, В-1, В-3, Г-1).
В результате использования методики организация получает:
• объективную (валидную) оценку работника и его потенциала, исключающую искажающее влияние на оценку условий труда, ситуации, давления начальства и противоречивости ролей;
• диагностику потребностей, мотивов, интересов и целей работника, позволяющую сформировать систему его мотиваций;
386
• список сотрудников, обладающих высоким трудовым потенциалом для формирования кадрового резерва;
• стандартизированные процедуры, позволяющие измерять профессионально значимые качества, оценивать слабые и сильные стороны работников, проводить их ранжирование.
В свою очередь, работники, прошедшие такую оценку:
• имеют равные возможности для демонстрации своих знаний и способностей в условиях, свободных от влияния предвзятых мнений;
• лучше понимают требования, свои должностные обязанности, познают свои слабые и сильные стороны, соизмеряя их с этими требованиями, вырабатывают адекватную линию самосовершенствования и развития;
• получают возможность представить руководству свои ожидания в отношении карьеры в благоприятных условиях, специально созданных для эффективного продвижения такого рода идей.
Приведем обобщенную классификацию методов оценки персо-iiiwa по четырем основным характеристикам:
1) объект оценки — кого оценивают;
2) цель оценки — для чего оценивают;
3) показатели оценки — что оценивают;
4) субъект оценки — кто оценивает.
Эффективность применения различных систем оценки в различных оргкультурах не одинакова, что объясняется прежде всего разными критериями и требованиями, предъявляемыми к персоналу, его результативности и личным качествам.
Скажем, для бюрократической и рыночной культур в большей степени характерны методы оценки труда и его результатов, а для клано-ВОй и адхократической — методы оценки персонала и его личных и профессиональных компетенций. Но это не означает, что не используются и методы, свойственные другой культуре. Более того, обследования показывают, что практически невозможно найти компанию, в которой бы четко господствовала одна оргкультура. Наиболее часто встречаются организации с преобладанием одной культуры при наличии элементов исех остальных. Поэтому и системы оценки носят, как правило, ком-Гжнированный характер, т.е. включают в себя и оценку достижений сотрудников, и оценку необходимых для успешности компетенций.
Оценка достижений складывается из постановки конкретных целей и задач, оценки их реализации и резюмирования результатов. Это так называемое управление по целям (МВО). Об управлении с помощью данного метода уже говорилось ранее. Здесь лишь подчеркнем, что при конкретной постановке следует выделить три
387
вида целей: стратегические, функциональные и цели по развипип персонала. Стратегическая цель — выполнение задач и зада! 1ИЙ, достижение которых определяет реализацию долгосрочных планом заданий и способствует выполнению миссии компании. Функции нальные цели складываются из измеримых и достижимых задач, слу жащих для выполнения плана данного периода (увеличить уроне 111. продаж на 3% за плановый период, провести рекламную кампанию в третьем квартале и т.п.). Задачи по развитию персонала включи ют определения уровня навыков и компетенций работников. Дли проверки правильности постановки целей следует использован. технику SMART (русск. аббревиатура — АКОРД), согласно кого рой цели должны отвечать следующим требованиям:
1) Specific (абсолютная конкретность) — постановка цели долж! m четко и конкретно указывать на то, что должно быть достигнуто;
2) Measurable (количественное описание) — давать количественную степень достижения результата;
3) Agreed (осознанность, согласование) — цель должна бы и. осознана и согласована и с менеджером, и с сотрудником;
4) Realistic (реальность) — реальна ли цель, доступны ли все необходимые ресурсы для ее достижения;
5) Time bound (дата, временные рамки) — в какой период времени цель должна быть использована.
Управление по целям весьма распространено в России и ус пешно применяется в различных организационных культурах (табл. 7.1.2).
Таблица 7.1.2
Если оценки не совпадают, менеджер должен прокомментировать это, предварительно получив информацию о работе данного сотрудника от вышестоящего руководства, менеджеров других отделов, с которыми сотрудник совместно выполнял задание, мнение коллег. Все комментарии должны быть аргументированы конкретными примерами. Окончательную оценку в этом случае выносит Я/?-менеджер, заслушавший обе стороны.
388
Во многих компаниях периодом оценивания является финан-(оный год. С началом года в январе осуществляется постановка полей и задач и в январе следующего года подводятся итоги года предыдущего и формулируются задачи на будущий год.
Некоторые компании проводят промежуточную оценку в апреле для сравнения компетенций и разработки плана развития.
Наиболее популярные методы отбора персонала в ведущих странах Европы приведены в табл. 7.1.3.
Таблица 7.1.3
Для получения наиболее объективных результатов оценки и ин-юресной аналитической информации о развитии организационной культуры компании весьма полезно сопоставить оценочные исследования с самооценкой деятельности организации.
АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Аттестацияпредставляет собой законодательно закрепленную систему оценки персонала, неэффективность использования которой привела к тому, что в последнее время более чем в 50% организаций она не проводится.
389
Мнения руководителей и специалистов об эффективности ;i 1 тестации приведены в табл. 7.2.1.
Таблица ,
Большинство людей придерживаются мнения, что аттестация нужна, но требует совершенствования. Действительно, с 1973 г., когда было принято Положение об аттестации, появились новые организационные культуры, новые, более современные методы оценки персонала. Вместе с тем лишь аттестационная комиссия по результатам аттестации может принять решение о несоответствии человека занимаемой должности и по этой причине на основе оценки работника уволить его, расторгнув трудовой договор по инициативе работодателя в соответствии со ст. 81 п. 3 Трудового кодекса Российской Федерации. Никакие иные виды оценки такого права работодателю не предоставляют. Поэтому очень часто, особенно в бюрократических культурах, аттестация используется именно для того, чтобы избавиться от неугодного работника, а не для того, чтобы объективно оценить его компетенцию. Статистика показывает, что практически результаты аттестации сказываются на весьма ограниченном чис-
1 См.: Чекалев М., Клюшина И. Еще раз к вопросу о технологии проведения аттестации // Управление персоналом. — 2000. — № 5. — С. 31.