Решение с помощью Excel
Задание 3.2.2.1. Госпожа Арешникова В.В., президент компании «Преслава», собрала данные о месячных объемах продаж своей компании ( , тыс. руб.) вместе с несколькими другими показателями, как она полагала, способными оказывать влияние на объем продаж. В качестве этих показателей ею были выбраны расходы на рекламу ( ,тыс. руб.) и индекс потребительских расходов ( ,%). Собранные госпожой Алешниковой В.В. данные представлены в табл. 3.2.2.1. Требуется оценить степень взаимосвязи между этими показателями, построив соответствующее линейное уравнение регрессии. Для построенного уравнения следует проверить гипотезу о наличии автокорреляции в остатках. В случае подтверждения этой гипотезы необходимо оценить параметры регрессии обобщенным МНК и получить прогнозную оценку объема продаж на следующий месяц при условии того, что расходы на рекламу составят 7,9 тыс. руб., а индекс потребительских расходов возрастет до 114,9 %.
Т а б л и ц а 3.2.2.1
4,0 | 97,9 | 14,6 | 109,2 | ||||
5,8 | 98,4 | 10,2 | 110,1 | ||||
4,6 | 101,2 | 8,5 | 110,7 | ||||
6,7 | 103,5 | 6,2 | 110,3 | ||||
8,7 | 104,1 | 8,4 | 111,8 | ||||
8,2 | 8,1 | 112,3 | |||||
9,7 | 107,4 | 6,9 | 112,9 | ||||
12,7 | 108,5 | 7,5 | 113,1 | ||||
13,5 | 108,3 | 7,7 | 113,4 |
Решение с помощью Excel
1. Ввод исходных данных с включением в модель дополнительной переменной , принимающей единственное значение, равное 1.
2. Нахождение вектора оценок коэффициентов регрессии с использованием матричных функций Excel (МУМНОЖ, ТРАНСП,МОБР)
.
3. Расчет остатков .
4. Вычисление разностей и оформление промежуточных результатов в виде табл. 3.2.2.2.
Т а б л и ц а 3.2.2.2
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- |
97,9 | 234,74 | 17,26 | ||||
5,8 | 98,4 | 286,43 | -12,43 |
О к о н ч а н и е т а б л. 3.2.2.2
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- |
4,6 | 101,2 | 346,93 | -50,93 | |||
6,7 | 103,5 | 459,27 | -77,27 | |||
8,7 | 104,1 | 518,06 | 29,94 | |||
8,2 | 595,80 | 144,20 | ||||
9,7 | 107,4 | 638,37 | 125,63 | |||
12,7 | 108,5 | 732,62 | 57,38 | |||
13,5 | 108,3 | 742,80 | -8,80 | |||
14,6 | 109,2 | 792,40 | -58,40 | |||
10,2 | 110,1 | 730,35 | -88,35 | |||
8,5 | 110,7 | 714,02 | -100,02 | |||
6,2 | 110,3 | 655,21 | 6,79 | |||
8,4 | 111,8 | 745,33 | -55,33 | |||
8,1 | 112,3 | 754,39 | -26,39 | |||
6,9 | 112,9 | 748,21 | 19,79 | |||
7,5 | 113,1 | 766,46 | 24,54 | |||
7,7 | 113,4 | 779,61 | 52,39 |
5. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках
5.1. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках с использованием критерия Дарбина – Уотсона.
5.1.1. Вычисление и . Оформление результатов расчетов в виде табл. 3.2.2.3.
Т а б л и ц а 3.2.2.3
298,00 | 3411,10 | 2460,98 | |||
154,61 | 881,91 | 7806,06 | 896,84 | ||
2593,94 | 1481,98 | 10004,50 | 136,20 | ||
5970,72 | 693,78 | 46,17 | 11409,94 | ||
896,49 | 11494,40 | 3061,38 | 3859,45 | ||
20794,50 | 13055,69 | 696,56 | 837,36 | ||
15782,21 | 345,06 | 391,48 | 2132,44 | ||
3292,91 | 4657,16 | 602,38 | 22,63 | ||
77,38 | 4379,83 | 2744,81 | 775,49 | ||
Сумма | 78625,21 | 59521,14 |
5.1.2. Расчет статистики Дарбина – Уотсона
=59521,14 / 78625,21= 0,757.
Так как , т.е. , то существует положительная автокорреляция остатков.
5.2. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках с использованием метода рядов.
Последовательное определение знаков отклонений позволяет получить следующие ряды:
(+) (– – –) (+ + + +) (– – – –) (+) (– –) ( + + +)
и сделать вывод о присутствии автокорреляции в остатках.
5.3. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках с использованием графического представления зависимости остатков от времени (рис. 3.2.2.1).
Р и с. 3.2.2.1. График зависимости остатков от времени
Анализ построенного графика показывает, что изменение остатков подчиняется некоторой закономерности и можно сделать вывод о том, что они автокоррелированы.
Наличие автокорреляции означает, что , т.е. не выполняются предположения классического регрессионного анализа, и, следовательно, можно найти более эффективную оценку, чем .
6. Преобразование исходных данных.
6.1. Оценка параметра .
6.1.1. Вычисление и оформление результатов расчетов в виде табл. 3.2.2.4.
Т а б л и ц а 3.2.2.4
17,26 | 298,00 | -58,40 | 3411,10 | 513,75 | |||
-12,43 | 154,61 | -214,65 | -88,35 | 7806,06 | 5160,16 | ||
-50,93 | 2593,94 | 633,29 | -100,02 | 10004,50 | 8837,18 | ||
-77,27 | 5970,72 | 3935,44 | 6,79 | 46,17 | -679,63 | ||
29,94 | 896,49 | -2313,59 | -55,33 | 3061,38 | -375,95 | ||
144,20 | 20794,50 | 4317,65 | -26,39 | 696,56 | 1460,29 | ||
125,63 | 15782,21 | 18115,83 | 19,79 | 391,48 | -522,20 | ||
57,38 | 3292,91 | 7208,98 | 24,54 | 602,38 | 485,61 | ||
-8,80 | 77,38 | -504,77 | 52,39 | 2744,81 | 1285,85 | ||
Сумма | 78625,21 | 47343,24 |
6.1.2. Вычисление коэффициента автокорреляции
= 47343,24 / 78625,21 = 0,6021.
6.2. Преобразование исходных данных по формулам (3.2.1.3) и оформление результатов расчетов в виде табл. 3.2.2.5.
Т а б л и ц а 3.2.2.5
201,19 | 0,80 | 3,19 | 78,16 | 292,03 | 0,40 | 6,47 | 43,99 | ||
122,26 | 0,40 | 3,39 | 39,45 | 200,03 | 0,40 | 1,41 | 44,35 | ||
131,01 | 0,40 | 1,11 | 41,95 | 227,43 | 0,40 | 2,36 | 44,40 | ||
203,77 | 0,40 | 3,93 | 42,56 | 292,29 | 0,40 | 1,08 | 43,64 | ||
317,98 | 0,40 | 4,67 | 41,78 | 291,38 | 0,40 | 4,67 | 45,38 | ||
410,03 | 0,40 | 2,96 | 44,32 | 312,52 | 0,40 | 3,04 | 44,98 | ||
318,42 | 0,40 | 4,76 | 42,97 | 329,64 | 0,40 | 2,02 | 45,28 | ||
329,97 | 0,40 | 6,86 | 43,83 | 328,56 | 0,40 | 3,35 | 45,12 | ||
258,31 | 0,40 | 5,85 | 42,97 | 355,71 | 0,40 | 3,18 | 45,30 |
7. Оценка с помощью обычного МНК вектора коэффициентов регрессии с использованием матричных функций Excel
.
8. Нахождение прогнозной оценки объема продаж на следующий период
при и с учетом того, что коррелированно с предыдущим значением в выборочном периоде
815,79+0,60 (832 – 796,96) = 836,89.