Влияние семьи на формирование чувства законности
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе, во внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители. Семья представляет собой первичный коллектив общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе прежде всего растут и воспитываются наши дети.
Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. Задача семьи состоит в том, чтобы формировать у детей черты законопослушного гражданина, готовить их к участию в жизни в правовом обществе.
Большинство родителей в нашей стране хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей и уделяют им много времени и внимания. Особенно большое внимание детям уделяют женщины, матери. Воспитание детей – самая почетная и ответственная обязанность матери. Не менее важную роль играет отец. Отец, который не занимается воспитанием детей, или воспитывает их плохо, не выполняет своего гражданского долга.
Слаженность и организованность семьи является важным условием правильного воспитания детей. Когда отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего общества. Дети стараются подражать окружающим их взрослым. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям.
Поведение родителей – важное средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитывать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитывать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.
Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей.
О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов. К тяжелым последствиям недостаточного семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления[6]. Вклад таких семей в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет 30-35 %. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46 % воспитывались в неполной семье[7]. Гораздо ярче слов говорят цифры статистики:
Некоторые данные онравственно-правовой характеристики родительской семьи несовершеннолетних преступников[8]:
Область, регион | Мать или отец | В семье имелись судимые члены семьи | ||||
Злоупотребляли спиртными напитками | Лишены родительских прав, ограничены в дееспособности | |||||
Белгородская | 17,9 | 28,0 | 0,8 | 8,0 | 10,9 | 18,1 |
Воронежская | 25,7 | 15,5 | 2,1 | 5,2 | 12,5 | 35,7 |
Курская | 21,2 | 67,0 | 3,0 | - | 10,6 | 13,0 |
Липецкая | 22,1 | 32,0 | 2,4 | 3,0 | 15,0 | 21,0 |
Тамбовская | 19,2 | 29,0 | 0,7 | 11,0 | 13,6 | 29,0 |
Таким образом, к основным криминогенным факторам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, относятся:
1. воспитание детей в условиях неполной семьи,
2. наличие в семье судимых родственников,
3. злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки,
4. тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия, нужда в питании, одежде,
5. низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей,
6. грубость, жестокость, насилие в семье.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Что говорит закон?
Российское законодательство уделяет большое внимание борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. В России действует Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"[9]. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России являются:
ü предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
ü обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
ü выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Согласно закону, деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службызанятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции. Согласно закону, в России проводится серьезная профилактическая работа, основанная на раннем выявлении случаев девиантного поведения несовершеннолетних.
К числу несомненных преимуществ закона можно отнести проделанную работу по обобщению имеющегося нормативного материала и научной литературы в связи выработкой определений опорных понятий. Значение этой работы сложно переоценить.Заслуживает высокой оценки теоретическая составляющая закона.