Профилактика конфликтности. методы разрешения конфликтов
V. ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
1. Что не может быть причиной конфликта?
1) резкость и грубость в обращении с подчиненными;
2) ложное понимание единоначалия и администрирования;
3) беспринципность руководителя;
4) черствость и равнодушие к нуждам подчиненных;
5) психологическая совместимость.
2. Что позволяет предупреждать конфликтные ситуации?
1) откровенность и простота руководителя;
2) умение замечать положительные и отрицательные реакции на свое поведение;
3) трезвая оценка своих способностей и достижений;
4) содержание пунктов 1,2;
5) содержание пунктов 2,3.
3. Что такое профилактика конфликта?
1) проведение медицинских исследований среди подчиненных;
2) своевременная помощь работника руководителю в его работе;
3) своевременное осуществление мероприятий по ограничению вероятности конфликта и регулированию его развития в заданном направлении;
4) заранее спланированное мероприятие по введению новых правил работы и новых условий труда на производстве;
5) профессиональная подготовка работника, который продвигается по служебной лестнице.
4. Что должно учитываться при выборе мер по преодолению конфликта?
1) экономическая ситуация в стране;
2) интересы сторон, находящихся в конфронтации;
3) цели организации;
4) интересы одной из конфликтующих сторон;
5) все вышеназванное.
5. От каких факторов зависит конструктивное разрешение конфликта?
1) открытость и эффективность общения;
2) адекватность восприятия конфликта;
3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
4) готовность к всестороннему обсуждению проблем;
5) все вышеназванное.
6. Что не входит в такой способ разрешения конфликта как сотрудничество?
1) восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
2) необходимо интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;
3) тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
4) усилие личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;
5) приобретение совместного опыта работы.
7. Что не входит в административно-волевые способы разрешения конфликта?
1) разрешение конфликта по решению суда;
2) разъединение конфликтующих;
3) убеждение;
4) подавление интересов личности;
5) перевод на другую работу.
8. Что нужно делать, если конфликт признан и очевидно, что он не решается «с ходу»?
1) договориться о процедуре разрешения;
2) стремиться к ясности общения;
3) создать атмосферу сотрудничества;
4) признать наличие конфликта;
5) очертить конфликт.
9. Какие вы знаете основные направления деятельности по «профилактике» конфликтов?
1) соблюдение этики отношений;
2) соблюдение законов;
3) постоянная работа по улучшению условий труда;
4) учет ожиданий подчиненных;
5) все вышеназванное.
10. Для чего необходимо составлять карту конфликта?
1) чтобы поднять свой авторитет;
2) чтобы снизить количество конфликтных ситуаций;
3) с ее помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций;
4) для изучения статистики конфликтных ситуаций, и предотвращения их в будущем;
5) с ее помощью руководитель может в дальнейшем быстро и достоверно определять виновников последующих конфликтов.
11. В чем преимущество компромиссного выхода из конфликта?
1) во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий;
2) это позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга;
3) нельзя использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений;
4) быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора;
5) появляется время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи.
12. Какой самый неблагоприятный исход конфликта при желании сохранения отношений?
1) компромисс;
2) уклонение;
3) принуждение;
4) сглаживание;
5) решение проблемы.
13. Что не нужно делать для выхода из конфликтной ситуации, связанной со скрытыми интересами?
1) попытаться обдумать собственные подспудные желания и спросить себя, действительно ли так важно для вас их исполнение;
2) надо попытаться определить открытые потребности и тайны этого человека;
3) поделиться своими заботами в спокойной обстановке и уважительно выслушать оппонента;
4) предлагается обговорить сложившееся положение с целью поиска решения, устраивающего обоих оппонентов;
5) подумать о том, каким образом уступить оппоненту в менее важных для вас вопросах, которые существенны для него, и как получить то, что для вашего оппонента не имеет большого значения, а для Вас представляет насущную необходимость.
14. Что нужно делать, чтобы повлиять на конфликтную ситуацию, обезопасить себя от разрушительных действий?
1) научиться разбираться в первоистоках столкновений людей;
2) уметь выбирать оптимальный путь разрешения конфликтных ситуаций;
3) уметь выбирать оптимальные стили поведения;
4) изучить природу конфликта;
5) все вышеназванное.
15. К чему может привести разрешение конфликтов, обладающих созидательной силой?
1) к осложнению управленческих отношений;
2) к снижению технологий;
3) к улучшению условий труда;
4) к улучшению внешней биосферы коллектива;
5) к напряженным отношениям в коллективе.
16. Что играют главную роль в конфликте?
1) конфликтогены, инциденты;
2) люди, обстоятельства;
3) оппоненты, уровень образования.
17. В чем состоит эскалация конфликтогенов?
1) в разрешении существующего конфликта;
2) на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном;
3) в выявлении причин, мотивов побудивших служащих вступить в конфликтную ситуацию;
4) в попытке защитить себя от несправедливых обвинений оппонента;
5) все вышеназванное.
18. Всегда ли конфликтоген может привести к конфликту?
1) никогда;
2) да, всегда;
3) нет, если оппонент не отвечает более сильным конфликтогеном;
4) да всегда, но только в деловой сфере.
19. Какие вы знаете правила бесконфликтного общения?
1) проявляйте эмпатию к собеседнику;
2) не употребляйте конфликтогенов;
3) делайте как можно больше благожелательных посылов;
4) не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;
5) все вышеназванные.
20. Какие вы знаете типы конфликтогенов?
1) проявление снисходительности;
2) проявление агрессивности;
3) стремление к закономерности;
4) все вышеназванные;
5) ни один из вышеназванных.
21. К какому типу конфликтогенов относится навязывание своих советов?
1) стремление к превосходству;
2) проявление эгоизма;
3) стремление к закономерности;
4) проявление снисходительности;
5) проявление агрессивности.
22. Что такое инцидент?
1) накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта;
2) стремление уничтожить оппонента в конфликтной ситуации;
3) открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций;
4) действия (или бездействие), могущие привести к конфликту;
5) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
23. Что нельзя отнести к основным правилам формулирования конфликтной ситуации?
1) сформулировать конфликтную ситуацию чужими словами;
2) формулировка должна подсказывать, что делать;
3) в формулировке обходиться минимумом слов;
4) помнить, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить;
5) конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
24. Как нужно вести себя в ситуации, когда кто-то ведет себя очень эмоционально, противоречиво?
1) постарайтесь отвлечься от внешних проявлений эмоций для того, чтобы обнаружить скрытые интересы и страхи этого человека;
2) не обращать на этого человека никакого внимания;
3) стремиться к подавлению его импульсивности, чтобы продолжить путь к взаимовыгодному решению вопроса;
4) содержание пунктов 1, 2;
5) содержание пунктов 1, 3.
25. Что нужно сделать, если вы заметили расхождения между высказанными словами и мимикой говорящего?
1) привлечь внимание оппонента к тому, что он вас не убедил сказанным и прекратить переговоры;
2) сделать дружелюбное замечание по поводу того, что вас смущает расхождение между его словами и делом;
3) резко высказать ему об этом;
4) не обращать на это никакого внимания;
5) все способы могут быть применены в данной ситуации.
26. Что нужно сделать, если уже возник конфликт, основанный на неверных предположениях?
1) попросить помощи в разрешении конфликта у своего руководителя;
2) найти верные предположения, и тогда конфликт разрешиться сам собой;
3) постараться вернуться назад, насколько это необходимо, для того чтобы докопаться до первопричины;
4) не предпринимать никаких действий;
5) все способы могут быть применены в данной ситуации.
27. Каких правил нужно придерживаться, чтобы избежать конфликтной ситуации?
1) стремление вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях;
2) уважительная манера разговора, умение слушать собеседника, устранение из диалога ироничных замечаний;
3) устранение из деловой беседы предубеждений, устранение из диалога явно грубых возражений;
4) отказ от намерения немедленно парировать каждое замечание собеседника;
5) все вышеназванное.
28. В чем преимущество метода мозговой атаки?
1) позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, казавшуюся безысходной;
2) позволяет избавиться от ненужных проблем;
3) снижает уровень разочарования при проигрыше;
4) снижает влияние лидера;
5) все вышеназванное.
29. Для чего нужно проводить статистику конфликтных ситуаций?
1) чтобы знать, за что нужно наказывать работников;
2) для того чтобы избежать их в будущем;
3) чтобы узнать с кем из сотрудников не следует общаться.
30. Чему может помочь обращение с вопросом к своему внутреннему голосу?
1) поможет найти хорошее место работы;
2) поможет наладить хорошие отношения с руководителем;
3) поможет вам справляться с жизненными трудностями и извлекать из них уроки для себя;
4) поможет справиться с недоброжелательными коллегами;
5) поможет навести порядок на своем рабочем месте.
31. Что нужно делать, чтобы прошло такое эмоциональное состояние, в котором трудно рационально мыслить, делать выводы?
1) простите самого себя;
2) сделайте что-нибудь, чтобы развеяться;
3) возьмите свои эмоции под контроль;
4) не занимайтесь самообвинением и самобичеванием;
5) все вышеназванное.
32. Что нужно делать, чтобы легче извлекать уроки из конфликтной ситуации? (отметьте лишнее)
1) спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта;
2) избавьтесь от положительных эмоций, оставшихся после конфликта;
3) отведите конфликту соответствующее ему место;
4) подумайте, чему вас может научить конфликт;
5) не позволяйте другим людям становиться препятствием.
33. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
1) обмену информацией;
2) налаживанию добрых взаимоотношений;
3) достижению взаимопонимания;
4) расширению темы общения;
5) усилению воздействия на партнера.
34. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
1) добиться убеждения соперника в своей правоте;
2) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
3) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
4) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
5) овладеть инициативой в споре.
35. Интерактивный аспект общения проявляется в:
1) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и проявления своей презентабельности;
2) стремление к превосходству над партнером по общению;
3) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
4) стремлении установить теплые и дружеские отношения;
5) стремлении активизировать информационное воздействие на партнера по общению.
36. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:
1) установлении теплых дружеских взаимоотношений;
2) сопереживании, во взаимной эмпатии;
3) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения;
4) сохранении высокого статуса в общении;
5) выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.
37. Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению:
1) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
2) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и другие;
3) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;
4) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте;
5) добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.
38. Технологии рационального поведения в конфликте это:
1) совокупность способов, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;
2) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
3) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
4) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
5) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
39. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
1) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
2) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»;
3) регрессия, сублимация, визуализация;
4) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
5) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
40. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:
1) спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;
2) переводе темы разговора;
3) отвлечении от ненужной информации;
4) установка на рациональное восприятие соперника;
5) попытке понять мотивы соперника.
41. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:
1) установке на рациональное восприятие соперника;
2) обмене содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения;
3) в переводе темы разговора;
4) отвлечении от ненужной информации;
5) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника.
42. Третье правило самоконтроля эмоций заключается в:
1) поддержании высокой самооценки в процессе общения у себя и у партнера;
2) поддержание высокой самооценки только у себя;
3) поддержание высокой самооценки только у партнера;
4) поддержание высокой самооценки в глазах соперника;
5) поддержание высокой самооценки у себя и всяческое унижение, критика соперника.
43. Содержание управления конфликтами включает:
1) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
2) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;
3) прогнозирование, регулирование, разрешение;
4) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;
5) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.
44. Управление конфликтами – это:
1) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
2) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
3) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
4) целенаправленное воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих;
5) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
45. Признание реальности конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:
1) прогнозирования конфликта;
2) предупреждения конфликта;
3) стимулирования конфликта;
4) регулирования конфликта;
5) разрешения конфликта.
46. Институциализация конфликта – это:
1) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
2) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
3) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;
4) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;
5) обращение к медиатору.
47. Легитимизация конфликта – это:
1) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
2) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
3) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
4) обращение к медиатору;
5) придание конфликту широкую огласку.
48. Признание реальности конфликтующими сторонами конфликта – это:
1) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
2) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
3) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
4) обращение к медиатору;
5) признание конфликта.
49. Принципами управления конфликтами являются:
1) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на общественное мнение, комплексное использование способов и приемов воздействия;
2) гласность, анализ результатов деятельности, опора на мнение большенства;
3) конкретно-ситуационный подход, опора на положительные качества конфликтующих, применение биографического метода;
4) гласность, опора на общественное мнение, учет интересов руководства, прогнозирование;
5) прогнозирование, стимулирование, регулирование, разрешение.
50. Кто из нижеперечисленных ученых разработал модель применения власти по разрешению конфликта:
1) К. Томас и Р. Киллмен;
2) Х. Корнелиус и Ш. Фейр;
3) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
4) М. Дойч и Д. Скотт;
5) Р. Фишер и У. Юри.
51. Предпосылками разрешения конфликта являются:
1) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
2) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
3) потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;
4) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, лидерство в группе;
5) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон.
52. Что относится к стратегиям поведения в конфликте:
1) порицание, юмор, убеждение, уступка;
2) уступка, компромисс, уход, сотрудничество, борьба;
3) требования, критика, убеждение, юмор;
4) уступка, требования, убеждение, критика;
5) подчинение; примирение; убеждение, согласование.
53. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:
1) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);
2) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование;
3) только прогнозирование;
4) только предупреждение (стимулирование);
5) только регулирование.
54. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе осознания конфликтной ситуации:
1) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);
2) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование;
3) только прогнозирование;
4) только предупреждение (стимулирование);
5) только регулирование.
55. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе открытого конфликтного взаимодействия:
1) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);
2) прогнозирование, предупреждение и регулирование;
3) только прогнозирование;
4) только предупреждение (стимулирование);
5) только регулирование.
56. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе разрешения конфликта:
1) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);
2) разрешение;
3) только прогнозирование;
4) только предупреждение (стимулирование);
5) только регулирование.
57. Перевод одного или всех участников конфликта на другое место работы или их увольнение можно назвать
1) разрешение конфликта;
2) затухание конфликта;
3) устранение конфликта;
4) перерастание конфликта в другой конфликт;
5) урегулирование конфликта.
58. Значительным средством профилактики конфликтов на производстве является:
1) применение сдельной оплаты труда;
2) создание отдела социальных льгот и выплат;
3) разработка положений о премиальных выплатах;
4) расчет заработной платы;
5) использование многообразных форм поощрения.
59. «…– это способ завершения конфликта, который проявляется в прекращении противоборства при сохранении основных признаков конфликта – противоречия и напряженных отношений»
1) урегулирование конфликта;
2) разрешение конфликта;
3) победа в конфликте;
4) затухание конфликта.
60. Для предупреждения конфликта в процессе делегирования полномочий, степень детальности доведения задачи до подчиненного должна зависеть от
1) вида структурных взаимосвязей;
2) сроков решения задач;
3) типа организационной структуры;
4) уровня его компетенции;
5) уровня компетенции руководителя.
61. «…– это способ завершения конфликта, при котором ситуация стабилизируется силовыми методами»
1) консервация конфликта;
2) затухание конфликта;
3) разрешение конфликта;
4) победа в конфликте.
62. Рефлексивное слушание – это форма отражения сообщений говорящего, предполагающая активную обратную связь. К видам этой обратной связи с говорящим не относится
1) обобщение отдельных частей сообщения;
2) отвлечение от основных вопросов беседы;
3) собственный пересказ основных мыслей собеседника;
4) словесный сигнал о необходимости каких-либо высказываний;
5) реакция, отражающая восприятие чувств собеседника.
63. Полное разрешение конфликта достигается при устранении
1) инцидента;
2) конфликтной ситуации;
3) предмета конфликта;
4) сочувствующих участникам конфликта.
64. «…– это воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные элементы»
1) устранение конфликта;
2) перерастание конфликта в другой конфликт;
3) урегулирование конфликта;
4) разрешение конфликта;
5) затухание конфликта.
65. «…– тип интеграционного решения конфликта, при котором одна из сторон получает желаемое, а издержки другой стороны снижается или сводится на нет»
1) «неспецифическая компенсация»;
2) «взаимные услуги»;
3) «состыковка интересов»;
4) «снижение издержек»;
5) «увеличение размеров пирога».
66. Методом профилактики конфликтов является
1) организация системы отчетности;
2) контроль современности выполнения работ;
3) составление графиков отпусков;
4) проведение регулярных совещаний;
5) выполнение правил делегирования полномочий и ответственности.
67. Одним из главных принципов бесконфликтного основного этапа в ходе беседы признано
1) манипулирование средствами достижениями цели;
2) монополизированные беседы;
3) умение слушать собеседника;
4) умение отвлечься от проблем в беседе;
5) своевременное завершение беседы.
68. «…– тип интеграционного решения конфликта, при котором изыскивается способ увеличить некоторый недостающий ресурс»
1) «снижение издержек»;
2) «взаимные услуги»;
3) «состыковка интересов»;
4) «неспецифическая компенсация»;
5) «увеличение размеров пирога».
69. Алгоритм управления конфликтом включает в себя следующую деятельность:
1) изучение причин, ограничение участников, анализ конфликта с помощью экспертов, принятие решения;
2) контроль современности выполнения работ, составление графиков отпусков, проведение регулярных совещаний;
3) изменение вида структурных взаимосвязей, установление сроков решения задач, изменение типа организационной структуры.
70. Способом ограничения числа участников конфликта может быть:
1) наблюдение, изучение документов, беседа;
2) работа с лидерами, перераспределение функциональных обязанностей, поощрение или наказание;
3) административные и педагогические методы.