БЛАЖЕННЫЕ СТАРИЦЫ (ХХ век)
Введение
Когда, по милости Божией, нам удалось собрать и подготовить материал (более 77 очерков) о старцах ХХ века, мы решили очерки о блаженных старицах разместить в отдельном разделе.
В разделе «Блаженные старицы» вы найдёте очерки о блаженных старицах, добровольно взявших тяжкий крест юродства во Христе, о немощных и убогих подвижницах, которые за своё великое смирение, строгое воздержание и неусыпное бдение удостоились великих даров Святого Духа.
Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление...
Свт. Григорий Богослов так отзывался о древних аскетах: «Без обуви, с нечесаными волосами, со слезами на глазах, имея у себя один хитон, эти земные мертвецы живут мыслию о горнем, непрестанно имеют перед взорами великую Божию славу и тамошнее ликование душ благочестивых… У них волосы сухие и нечистые, ноги босые ... одежда, смиряющая гордость»...
Подобно древним аскетам блаженные старицы последних времён, «безумием мнимым безумие мира обличившие», имеющие убогий вид и разодранные одежды, «жили мыслию о горнем». Блаженная Паша Саровская во время странствий по саровским лесам до прихода в монастырь «имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и потому черная, страшная, носила в то время короткие волосы…, босая, в мужской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками,… она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее».
Дивеевская блаженная, Мария Ивановна, даже одеваемая добрыми людьми, через несколько дней «вновь приходила во всем рваном и грязном...» Настоящее её имя было Мария Захаровна, а не Ивановна. Когда её спрашивали, почему же она называется Ивановной? Блаженная отвечала: «Это мы все, блаженные, Ивановны - по Иоанну Предтече»...
Блаженные Ивановны лишали себя одежды и обуви для того, чтобы избавиться от страстей попечения о земных, плотских вещах... Иеромонах Алексий (Кузнецов) писал: «Святые юродивые, желая следовать за Христом, прежде всего, исполняли Его совет о нестяжательности, чтобы без смущения и забот посвятить себя служению Богу. Приступая работать Богу, они, прежде всего, порывали связь с миром и имуществом, как бы умирали для мира. Но каким образом могла возникнуть у них мысль о таком крайнем нестяжании, выражающемся в босоножии, в лишении одежд и пр.? Объяснение этого найдем опять в назначении человека. Жизнь духовная - деятельное приближение к Богу, направленное к вечному единению с Ним в будущей жизни,… ничего не поставлять для себя выше Бога, ничего на земле и в мире не предпочитать Ему, ни к чему не прилепляться больше Его…»
Блаженная Матронушка-Босоножка, наложив на себя обет юродства Христа ради, в течение 33 лет ходила только босиком. Блаженная Феоктиста первое время во время своих странствий ходила босиком, позже, надевала не на ту ногу большие ботинки, с разрезанными задниками, которые постоянно спадали, растирая ей ноги... Блаженная Евфросиния летом и зимой одевалась в рубашку толстого неваляного серого сукна (власяницу). Лишь изредка зимой, в большие морозы и то только для проезда в город, надевала она имевшийся у нее мужской нагольный тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Голова у нее была стриженая, иногда она обматывала ее тряпицей или надевала на нее шапочку с опушкой. Под своей единственной одеждой великая подвижница носила еще тяжелые железные вериги...
Хотя, как правило, блаженные старицы носили домотканную, без всякой окраски, одежду, были случаи, когда цвет имел для подвижника важное значение. Так блаженная Паша Саровская носила сарафан красного цвета, а блаженная старица Любовь Рязанская - розовые платки и сарафаны. Известно, что блаженная Ксения Петербургская, носившая после смерти мужа его одежду, когда костюм Андрея Федоровича истлел, принимала в виде подаяния одежду, но при этом брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Блаженная Матронушка-Босоножка даже зимой носила легкую летнюю, обязательно белую, одежду.
Читая житие той или иной подвижницы, каждый раз удивляешься необыкновенной высоте их подвига: хождение босиком в любую погоду, легкая одежда даже зимой... Например, блаженная Варвара (Скворчихинская), по свидетельству её современников: « терпела такой мороз, какой своими силами не может человек ни выдержать, ни пережить...» Блаженная старица Макария, оставшись без крова, «ползала на морозе одинокая, сидела и в воде, и в холоде, в снегу выкапывала ямку, комочком ложилась, под лицо руку положив, так и спала».
Как же это возможно, что согревало их в лютые морозы?! Ответ, на этот вопрос находим у прп. Серафима Саровского - «благодать Духа Святаго согревала» их: « Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет вопиять к Господу: «Теплотою Духа Святаго согрей мя!» Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святаго Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас есть». Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святаго...»
Нищету Христову возлюбивши, / безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, / безумием мнимым безумие мира обличивши, / смирением крестным силу Божию восприяли еси. / Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшие, блаженные старицы, / молите Христа Бога / избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Библиография
«Безумием мнимым безумие мира обличившие... Блаженные старицы Х1-ХХ веков»,
Москва, Изд-во: « Русский Хронограф», 2005г.
«Юродство Христа ради», Наумов Роман А.
Духовный собеседник. №3 , 2001г.
«Петербургская блаженная Матронушка-Босоножка», Виталий Петров, «Мир Божий» №2(5) 1999
Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, «Святый прп. Серафим Саровский Чудотворец», Москва, Изд-во: "P.S." Московская патриархия 1990 г
Тропарь.Блж. Ксении Петербургской
БЛАЖЕННЫЕ СТАРИЦЫ (ХХ век)
Введение