Управление кадрами организации
Для осуществления производственного процесса необходимы работники определенных профессий с определенным уровнем квалификации. В конечном итоге от конкретных людей, их знаний, квалификации, компетентности, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению зависят результаты работы организации.[9.178]
Персонал предприятия (кадры) — состав наемных работников, занятых в производстве продукции (выполнении работ или оказании услуг) и его обслуживании. Трудовые отношения между предприятием (юридическое лицо) и работником (физическое лицо) регулируется договором найма, положения которого должны базироваться на Трудовом кодексе РФ.
Персонал предприятия можно классифицировать по следующим признакам.
1) По степени участия в производственной деятельности все работники распределяются на две группы:
· промышленно-производственный персонал (ППП) — работники производственной структуры предприятия, связанные прямо или косвенно с процессом производства продукции (работ, услуг).
К ним относят работников основных, вспомогательных, обслуживающих, побочных цехов, а также работников администрации предприятия со всеми функциональными отделами и службами: технологическими, экономическими, коммерческими и др.;
· непромышленный персонал — работники, обслуживающие объекты социально- культурного, бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия.
Например, работники, обслуживающие общежития, детские сады, профилактории. базы отдыха и пр.
По характеру выполняемых функций. Работники ППП независимо от сферы приложения труда подразделяются на две основные группы: рабочие и служащие. из которых выделяются следующие категории (рис. 3.1).
Рабочие лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей и работами по оказанию материальных услуг, ремонтом, перемещением грузов и др.
Рис.1.Состав промышленно-производственного персонала
Рабочие подразделяются на основных, вспомогательных и учеников.[9.179]
Основные (производственные) рабочие — работники, непосредственно участвующие в изготовлении продукции, выполнении работ или оказании услуг. Например, на машиностроительном заводе к ним относят станочников (токарей, фрезеровщиков. сверловщиков, операторов станков с ЧПУ). слесарей-сборщиков и др.
Вспомогательные рабочие — работники, обслуживающие производственные процессы и создающие условия для бесперебойной работы основных рабочих. Например, к ним относят наладчиков оборудования, слесарей-ремонтников; транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских рабочих; контролеров, уборщиков бытовых и производственных помещений.
Ученики осваивают и готовятся к выполнению рабочих профессий (ученик токаря).
К группе служащих относят работников, связанных с управлением и обслуживанием процесса производства.
Руководители (административно-управленческий персонал) — работники, выполняющие функции управления и занимающие управленческие должности на предприятии и в его структурных подразделениях, а также главные специалисты и их заместители. Выделяют руководителей:
· высшего уровня - генеральный директор и главные специалисты предприятия (гл. инженер, гл. бухгалтер и др.) и их заместители;
· среднего — начальник цеха, участка, отдела; низового — мастера. Специалисты (инженерно-технические работники) — работники, выполняющие инженерно-технические, экономические, бухгалтерские, финансовые, юридические и другие аналогичные функции. Как правило, имеют высшее или среднее специальное образование. Например, агрономы, инспекторы, инженеры, бухгалтеры, экономисты, финансисты, нормировщики, юристы, маркетологи, логисты, психологи. техники, товароведы и др.
· Собственно служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет, контроль, делопроизводство и хозяйственное обслуживание. Например, агенты, архивариусы, делопроизводители, секретари, табельщики. кассиры, коменданты, учетчики и др.
В зависимости от характера трудовой деятельности. Кадры подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.
Профессия - вид (род) трудовой деятельности, требующий для ее выполнения специальных знаний и практических навыков.
Специальность определяется дальнейшим разделением труда в пределах профессии. Дифференциация в специальностях по одной и той же. например, рабочей профессии чаще всего связана со спецификой применяемого оборудования. Например, профессия — токарь, а специальности — токарь-расточник, токарь - карусельщик. Для специалистов требуются дополнительные специальные знания и умения, например, профессия инженер, а специальность инженер - конструктор, инженер-технолог, инженер-испытатель и пр.
Уровень квалификации характеризуют степень и уровень подготовки работника для конкретного вида работы, он отражается в тарифных разрядах или категориях.
Для рабочих уровнем квалификации служит тарифный разряд (от 1-го до 6-го, в некоторых отраслях до 8-го), присваиваемый по итогам проводимых испытаний. Уровень квалификации специалистов определяется, как правило, на основе специального образования и по итогам проводимых аттестаций, где присваиваются соответствующие категории (III, II. I, высшая). Различают следующие уровни квалификации работников:
· высококвалифицированные (токарь 6-го разряда, инженер высшей категории);
· квалифицированные (токарь 3-го разряда, инженер III категории);
· малоквалифицированные (требуют уровня подготовки краткосрочных курсов);
· неквалифицированные (грузчики, уборщики производственных и бытовых помещений, гардеробщики и др.).
2) По структуре кадров. Структура определяется по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, профессии и специальности, квалификация, степень выполнения норм и т. п. Структуру кадров можно рассматривать как по предприятию в целом, так и по отдельным его подразделениям.
Например, численность инженерно-технических работников под влиянием НТП увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с ростом численности рабочих при относительной стабильности удельного веса руководителей. Это обусловлено совершенствованием производства, его технической оснащенности, которая связана с возрастающей сложностью выпускаемой продукции и, как следствие, появлением рабочих мест, на которых необходима инженерная подготовка.
Деятельность по упорядочению и координации взаимодействия между людьми, а также между людьми и материальными объектами составляет содержание управления.
Объектом управления трудовыми ресурсами в организации являются работники, их социальное положение и взаимосвязи, деятельность и развитие, контроль и оценка. С ростом конкуренции, совершенствованием технологий, борьбой за потребителей и качество продукции изменились и требования к работнику. Главным является признание высокой социальной ответственности, лежащей на работниках предприятия и в первую очередь на руководителях. Это потребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с персоналом предприятия. Проблемы управления трудовыми (человеческими) ресурсами, трудовым потенциалом становятся важным фактором успеха предприятия.
Управление персоналом — это часть менеджмента, обеспечивающая формирование социальной политики предприятия, социального партнерства, доверия между наемными работниками и работодателями. Без управления персоналом невозможно нормальное функционирование предприятий (фирм, организаций) любых форм собственности. Процесс управления трудовыми ресурсами (персоналом) на предприятии можно представить следующим образом:
№ | Элемент управления трудовыми ресурсами | Содержание элемента управления трудовыми ресурсами |
Формирование кадровой политики | Создание системы планов, норм и нормативов, административных, экономических, социальных и других мероприятий, нацеленных на решение кадровых вопросов | |
Планирование потребности в трудовых ресурсах (персонале) | Разработка плана удовлетворения будущих количественных и качественных потребностей в людских ресурсах | |
Подбор персонала, отбор персонала | Создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. Оценка кандидатов на рабочие места и отбор наиболее квалифицированных из резерва, созданного в ходе набора | |
Адаптации персонала | Введение новых сотрудников в организацию и ее подразделения, основанное на постепенном включении их в процесс производства в новых профессиональных, психофизиологических, организационно-административных условиях труда | |
Обучение и развитие персонала | Разработка программ для обучения трудовым навыкам работников и индивидуальные программы для определенных категорий персонала | |
№ | Элемент управления трудовыми ресурсами | Содержание элемента управления трудовыми ресурсами |
Управление деловой карьерой | Мероприятия по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника | |
Управление конфликтами | Анализ причин конфликтов. Предотвращение и разрешение конфликтов в коллективе | |
Оценка трудовой деятельности | Разработка методик опенки работы персонала и проведения опенки трудовой деятельности с исполнением результатов (повышение, понижение по службе, перевод, увольнение) | |
Анализ качества управления персоналом | Совершенствование системы управления персоналом на предприятии |
Процесс управления трудовыми ресурсами (персоналом) в организации.
Выбор методов управления персоналом зависит от устоявшихся предпочтений трудового коллектива, а также от целей предприятия.[2.70] Управление персоналом включает в себя широкий спектр функций. Рассмотрим основные.
Формирование кадровой политики предприятия. Кадровая политика тесно связана со всеми сферами хозяйственной политики предприятия. Основными задачами кадровой политики являются:
1) своевременное и качественное обеспечение предприятия персоналом необходимой численности;
2) рациональное использование кадрового потенциала;
3) обеспечение условий реализации прав и обязанностей работников, предусмотренных трудовым законодательством.
Кадровая политика документируется, что делает возможным выразить взгляды руководства предприятия на улучшение взаимодействия подразделений, установить последовательность в процессе принятия кадровых решений, информировать персонал о правилах внутренних взаимоотношений и т.д.
Планирование потребности в трудовых ресурсах (персонале). Это очень важное направлений кадрового планирования, позволяющее установить на определенный период времени качество и количество персонала.
Планирование потребности в персонале состоит из следующих этапов:
1) анализ различных планов предприятия, имеющих влияние на кадровое обеспечение (планы производства и реализации, планы инвестиций и т.д.);
2) анализ статистики, включая информацию о развитии, продвижении, оценке персонала;
3) учет фактического состояния по количеству и качеству работников;
4) расчет качественной и количественной потребности в персонале на планируемый период;
5) планирование мер по покрытию потребности в трудовых ресурсах. Качественная потребность в персонале — это потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Количественная потребность — планируется посредством определения расчетной численности персонала и ее сравнения с фактической обеспеченностью на определенный плановый период.
Процесс подбора и отбора персонала. Состоит из следующих стадий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на занятие вакансии, подбора кандидатов, отбора кандидатов и приема на работу. Формализация требований к кандидатам является обязательным условием серьезного отбора. Наиболее распространенной формой такой формализации является подготовка должностной инструкции, т.е. документа, описывающего основные требования и функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. На предприятиях должностная инструкция подготавливается службой управления персоналом совместно с руководителем подразделения, в котором существует вакантная должность.
Определив требования к кандидату, служба управления персоналом может приступить к следующей стадии — к подбору кандидатов. Для привлечения кандидатов следует использовать ряд источников: поиск кандидатов внутри предприятия; их подбор с помощью сотрудников; размещение объявлений в средствах массовой информации; выезд в институты и другие учебные заведения; услуги государственных агентств занятости; услуги частных агентств по подбору персонала; Интернет. Управление персоналом предприятия предполагает владение всем набором приемов для привлечения кандидатов и использование их в зависимости от конкретной задачи.
Подбор кандидатов является основой отбора будущих сотрудников предприятия. Стадия отбора предполагает:
1) первичное знакомство с претендентами (собеседование);
2) сбор и обработку информации о них по определенной системе;
3) оценку качеств кандидатов и составление достоверных «портретов»;
4) сопоставление фактических качеств претендентов и требований к должности;
5) сравнение кандидатов на одни должности и выбор наиболее подходящих;
6) назначение или утверждение кандидатов в должности, заключение с ними трудового договора. Порядок и правила отбора и найма персонала целесообразно зафиксировать в письменном виде.
На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнять требуемые функции, максимальное сужение круга претендентов и формирование из них резерва, с которым и проводится в дальнейшем более тщательная работа. Первичное выявление происходит путем анализа документов (анкет, резюме, характеристик, рекомендаций) на предмет их соответствия требованиям предприятия к будущим сотрудникам. В результате делается вывод о целесообразности личной встречи с претендентом. Приглашение на нее может быть предварительно сделано по телефону, но желательно подтвердить его письменно. Перед собеседованием, происходящим в рамках такой встречи, стоят следующие основные задачи:
· предварительное определение компетенции и личных качеств претендента, его заинтересованности в работе;
· информирование его об организации и преимуществах работы в ней, содержании работы, процессе адаптации и необходимых для этого сроках;
· выяснение интересов и ожиданий обеих сторон, области их различия и совпадения, возможности нахождения согласия;
· предоставление претенденту возможности оценить, действительно ли он хочет получить эту работу.
Результаты ознакомительного собеседования , обычно позволяют отсеять сразу до кандидатов, а для остальных выбрать наиболее подходящие методы дальнейшей проверки и изучения психологических и профессиональных качеств с целью установления их пригодности для выдвижения на соответствующую работу и выполнения должностных обязанностей. Надежным методом проверки претендентов является тестирование, которое предназначается как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, зрительную память, владение смежными операциями, аналитическое мышление, аккуратность, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, интерес к работе, умение общаться с людьми, личные качества. Но итоговый выбор происходит с помощью менее формализованных методов (надежность общих тестов составляет менее 50%). Кроме того, проведение тестов связано с высокими издержками.
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них. Такое собеседование проводится обычно с группой лучших претендентов (2—3 человека на каждую должность), направляемых кадровой службой. При согласии сторон происходит заключение трудового договора и издание приказа о назначении на должность. После зачисления на предприятие происходит введение нового работника в должность, которое представляет собой совокупность процедур, имеющих цель сократить период адаптации в коллективе.
Трудовая адаптация персонала. Это взаимное приспособление работника и предприятия, основанное на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него условиях труда. Если предприятие крупное и вновь принятых много, то введение в должность может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Обычно оно происходит с помощью специального курса ориентации, который организует служба управления персоналом. В процессе общей ориентации, осуществляемой службой управления персоналом, происходит ознакомление новичка с предприятием, его политикой, условиями труда, техникой безопасности и т.д.
При индивидуальном введении в должность руководитель представляет его коллективу (рассказывает биографию, отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе. В результате каждый новичок должен узнать общие правила, требования к работе, ее выполнении и т.д. Помимо адаптации человека к работе необходима адаптация работы к человеку. Она предполагает организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики, гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени, построение структуры предприятия (подразделения) и распределение трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей работников; индивидуализацию системы стимулирования.
В итоге рассмотрения данного вопроса становится понятно, что управление кадрами предприятия задействует внушительное количество ресурсов. Вместе с тем следует подчеркнуть, что если учесть множество необходимых моментов при осуществлении кадровой политики предприятия, то в конечном итоге сформируется оптимальный количественный и качественный состав предприятия, который благоприятно скажется на результатах его работы.