III этап – областная больница и медицинские учреждения области
Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Структура областной больницы:
1. Стационар.
2. Консультативная поликлиника.
3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг).
4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики.
5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи.
6. Общежитие для медицинских работников.
Коечная емкость областной больницы взрослой - 1000-1100 коек, детской - 400 коек.
Консультативная поликлиника оказывает населению высококвалифицированную, узкоспециализированную медицинскую помощь, осуществляет выездные консультации, по телефону – заочные консультации, анализирует деятельность лечебно-профилактических учреждений, расхождение диагнозов направивших учреждений и поликлиники, диагнозов поликлиники и стационара, анализ ошибок. Не имеет право выдавать больничный.
Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.
Амбулаторная квалифицированная специализированная стоматологическая помощь больным оказывается в областных стоматологических поликлиниках, стационарная – в стоматологических отделениях областных больниц.
Число больничных организаций на селе в 2005 г. - 274, из них участковых больниц 184, больниц сестринского ухода - 90. Число амбулаторно-поликлинических организаций 3326. Самостоятельных врачебных амбулаторий на 2005 г. - 253, амбулаторий врача общей практики на 2005 - 336. ФАП-ов в 2005 - 2524.
IV этап: республиканский уровень (РНПЦ, республиканские больницы).
Санэпидслужба, ее место и роль в профилактике заболеваний. Управление службой. Организации. Взаимосвязь ЦГЭиОЗ (ЦГиЭ) с медицинскими организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь (поликлиника, стационар).
Санитарно-эпидемическая служба - система государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Задачи санэпидслужбы:
1) обеспечение своевременной гигиенической оценки всего нового, что внедряется в народное хозяйство
2) разработка и внедрение, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними
3) организация и контроль за реализацией мероприятий и рекомендации по оздоровлению условий труда, быта, отдыха населения
В основе организации санэпидслужбы лежит:
1. государственный характер санитарно-эпидемической деятельности
2. научная плановая основа санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий
3. единство управления санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности, состоящая в том, что эта работа сосредоточена в едином комплексном учреждении - ЦГиЭ.
4. участие всех медицинских организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе при организующей роли санэпидслужбы
5. участие населения в санитарно-оздоровительной работе и пропаганде гигиенических знаний
Основная задача - государственный санитарный надзор; контроль за проведением санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Содержание (контроль за высолнением) СЭС:
1) предупреждение и ликвадация загрязнения окружающей среды
2) оздоровление условий труда на сельско-хозяйственном и промышленном производстве для снижения общей и профессиональной заболеваемости
3) создание наиболее благоприятных условий для нормального развития и обучения детей и подростков
4) оздоровление питания населения - рациональное питание, предупреждение отравлений пищевыми продуктами
5) предупреждение, снижение и ликвидация инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждение заноса и распространения карантинных инфекций.
Государственный санитарный надзор осуществляется органами санэпидслужбы (СЭС) в форме предупредительного и текущего надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил.
Организационная структура СЭС РБ:
а) республиканский уровень: возглавляет заместитель министра ЗО - главный государственный санитарный врач РБ, он имеет 4 заместителя, возглавляет санитарно-эпидемический отдел. Есть республиканский ЦГиЭ, который занимается научной и практической деятельностью.
б) областной уровень: областной ЦГиЭ, его главный врач является главным государственным санитарным врачом области, он же заместитель начальника управления ЗО области
в) районный уровень: районный ЦГиЭ - главный врач - главный государственный санитарный врач района, заместитель главного врача района
Научно-исследовательские организации СЭС: научный практический центр гигиены (ранее НИИ гигиены), научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии.
Всего ЦГиЭ в РБ - 146, кроме них есть центры дезинсекции и дератизации, дезинфекционные станции, санитарно-контрольные пункты.
Организационная структура ЦГиЭ (на примере):
1. Организационный отдел - координирует всю работу СЭС в масштабе территории обслуживания, состоит из отделений: компьютеризации, информационного обеспечения, метрологии и стандартизации, эпидемического анализа и прогнозирования
2. Санитарно-гигиенический отдел- отделения коммунальной гигиены, гигиены труда, пищевой гигиены, гигиены детей и подростков, токсикологического.
3. Санитарно-эпидемиологический отдел - отделения противоэпидемическое, паразитологическое, дезинфекционное, иммунологическое, санитарно-эпидемиологического анализа и лаборатории (токсикологические, бактериологические, вирусологические, паразитологические)
4. Радиационная гигиена.
5. Отдел больничной гигиены и дезинфекции
6. Отдел особо опасных инфекций
7. Отдел профилактики СПИД.
Связь ЦГиЭ с поликлиникой - решает следующие вопросы:
- контроль за проведением профилактических прививок
- совместная работа по диспансеризации населения
- учет и отчетность по инфекционной заболеваемости
- контроль за проведением врачебных первичных противоэпидемических мероприятий
- медицинское наблюдение за очагом инфекции
- проведение дегельминтизации
- анализ заболеваемости и связь с окружающей средой (социально-гигиенический мониторинг)
- заслушивание на медицинских советах материалов о соблюдении санитарно-эпидемиологического режима
- работа по формированию ЗОЖ
- участие в совместных профосмотрах рабочих промышленных предприятий
Связь ЦГиЭ со стационаром:
- контроль за проведением санэпидрежима и своевременным выявлением инфекций:
а) периодическое обследование персонала
б) периодическое закрытие на дезинфекцию
- учет и отчетность по инфекционным заболеваниям
- заслушивание в стационарах материалов по противоэпидемическим мероприятиям, их проверки ЦГиЭ
Правовые основы деятельности ЦГиЭ определяются: а) конституцией РБ б) законом о ЗО в) законом о санитарно-эпидемическом благополучии г) совокупностью санитарно-гигиенических и санитарно-профилактических нормативов, норм, правил, отдельных постановлений правительства, решений совета народных депутатов по санитарно-противоэпидемическим вопросам.
Государственный санитарный надзор органами и учреждениями СЭС осуществляется в 2-х формах:
а) предупредительной - за строительством, планировкой, застройкой населенных пунктов, планированием размещения промышленности
б) текущий - санитарное обследование объектов коммунального хозяйства, промышленных мероприятий, пищевых объектов, детских дошкольных и школьных учреждений, источников инфекции и прочее.
Должностные лица ЦГиЭ при осуществлении государственного санитарного надзора выполняют контрольную и организаторскую функции. Среди медработников только санитарный врач имеет право принуждения.ельности, состоящая в том, что эта работа сосредото
45. Медико-социальная экспертиза (МСЭ), определение, содержание, основные понятия.
Медико–социальная экспертиза (МСЭ) – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) относительно новое понятие, которое пришло на смену «врачебно-трудовой экспертизе» после принятия в 1991 г. закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Согласно данному закону определена следующая структура МСЭ:
1) ВТЭК переданы в систему здравоохранения с последующей реорганизацией их в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)
2) под управлением министерства ЗО стала функционировать научно-практическая система медико-социальной экспертизы, включающая
а) республиканский научно-практический центр в виде Научно-исследовательского института медико-социальной экспертизы и реабилитации (НИИ МСЭиР)
б) областные, городские, межрайонные медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)
в) отдельные службы и специалисты, занимающиеся вопросами МСЭ и реабилитации в стационарных и амбулаторных организациях республики.
Основные задачи МСЭ:
1. научно обоснованная оценка состояния трудоспособности
2. установление причин инвалидности
3. определение трудовых рекомендаций
4. систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов
5. содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности
6. экспертный контроль за длительно болеющими
7. определение и изучение экономических и социальных причин инвалидности
8. установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой
Основные понятия МСЭ:
1) трудоспособность - такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии:
а) медицинский - влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется.
б) социальные - включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т.д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т.е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.).
2) нетрудоспособность делится на:
а) временную - функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности -это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок.
б) стойкую - возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение.
Временная и стойкая нетрудоспособность могут:
1. полной - невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
2. частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
Аспекты экспертизы нетрудоспособности:
1) медицинские – исследование характера заболевания;
2) социальные –возможность выполнять профессиональный труд, его изменить или прекратить;
3) юридические – экспертиза регламентируется документами, врач несет ответственность;
4) статистические – на государственном уровне осуществляется статистический учет времени нетрудоспособности, стойкой нетрудоспособности;
5) экономические – по документам государство выплачивает пособия или пенсии.