Правила проведения мозгового штурма
· Количество идей предпочтительнее качества.
· Критика идей на этапе генерации запрещена.
· В группе генерации идей не должно быть начальства.
· Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
· Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
· Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
· Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
· Идеи излагайте кратко.
· Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
· При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
Этапы мозгового штурма
1. Подготовка
o Назначение ведущего.
o Подбор участников для рабочих групп.
o Подбор фактического материала.
o Обучение и инструктаж участников.
o Обеспечение деятельности участников.
2. Выдвижение идей
o Уточнение задачи.
o Генерация идей.
o Проработка и развитие наиболее ценных идей.
o Запись предложений.
o Редактирование списка идей.
3. Оценка и отбор идей
o Уяснение проблемы.
o Определение критериев оценки.
o Классификация и оценка идей.
o Развитие идей на основе анализа.
Достоинства
· Легкость освоения и простота в обращении.
· Незначительные затраты времени на проведение.
· Универсальность метода.
· Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Недостатки
· Решение относительно простых задач.
· Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
· Нет гарантии нахождения сильных идей.
Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.
"Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.
Метод Аналогии или Синектики
Аналогия (греч. analogia - соответствие) - сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.
Синектика – метод решения задач и поиска новых идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий.
Назначение метода
Поиск решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогии является теория подобия, широко используемая в моделировании.
Использование аналогий - один из самых универсальных эврестических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач.
Цель метода
Максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи.
Суть метода
Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении.
Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.
На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.
План действий
Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии, которые охватывают мысли и опыт людей.
Каждому типу присущи свои правила поиска аналогии.
Более очевидным это становится, если ввести следующую классификацию аналогий: прямые - реальные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.
Особенности метода
Прямая аналогия. Прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях человеческого знания, в природе. Особое внимание следует уделять биологической аналогии. У природы запас идей практически неисчерпаем. Мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина - мягкая обшивка для подводных лодок...
Субъективная аналогия. Личностная аналогия, эмпатия. Прием вхождения в чужую "шкуру", вживания в образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, с целью понять и представить состояние самого объекта. Например, что он почувствует, если будет выполнять функцию лопасти винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать; что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Вхождение в роль кого-то или чего-то тренируется, как у актера, нужны навыки и знания, необходимо развивать творческое воображение.
Символическая аналогия. При формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, отражающими сущность символической аналогии. Необходимо наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы. Нахождение СА может облегчить прием "поиск названия книги":
1. Из формулировки проблемы выделяется ключевое слово.
2. Затем необходимо в двух словах дать образное определение сути этого, содержащее парадокс.
Фантастическая аналогия. Прием, при котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Как эту задачу решили бы сказочные персонажи?
Что бы стало, если... (имя существительное)... (глагол)? Случайным образом выбирается имя существительное и глагол. Затем дается ответ.
Достоинства метода
Аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения.
Недостатки метода
Негативное влияние эмпатии[2] на нервную систему.