Экономические преступления
Зарубежные и в том числе американские специалисты к экономическим преступлениям обычно относят таможенные и налоговые преступления, мошенничество в предпринимательской деятельности. Последнее включает в себя организацию фиктивных фирм и акционерных обществ, мошенническое банкротство, злоупотребление доверием, обман кредиторов, валютные преступления, подделку денежных знаков и документов, различные проявления монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.[27]
Американские теоретики - и нередко практики – именно экономические преступления именуют «беловоротничковыми». Данный термин укоренился с легкой руки известного криминолога Э. Сатерленда еще в 40-е годы и означал преступления людей, занимающих высокое положение в обществе в официальных структурах власти и совершающих преступные деяния в связи или с использованием своего положения. Несмотря на значительную распространенность этих преступлений в США, судить о подлинном размахе этого вида преступлений очень сложно в силу того, что он не попадает в официальную статистику. «Беловоротничковая» преступность, вместе с тем, охватывает не только «чисто» экономические преступления, но и взяточничество, экологические, компьютерные преступления[28] и нарушения антитрестовского законодательства.
Ниже под экономическими преступлениями будут пониматься запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния (правонарушения), посягающие на экономическую безопасность общества, хозяйственные и иные общественные отношения, возникающие в связи с производством (выполнением, оказанием) товаров (работ, услуг).
В федеральном законодательстве США составы экономических преступлений содержатся не только в разделе 18, но и также в целом ряде других: раздел 26 описывает, помимо иных налоговых правонарушений, также налоговые преступления, в разделе 15 содержатся некоторые составы мошеннических действий «белых воротничков» и т.д. В целом здесь отсутствует стройная система кодификации и поэтому ориентироваться в Своде законов непросто. Кодексы некоторых штатов стоятся по иному принципу. Например, УК штата Висконсин классифицирует главы по объекту преступного посягательства, что значительно облегчает работу правоприменителя.
Рассмотрим несколько подробнее регламентацию в УК штата Калифорния ответственности за экономические преступления.
Названныйкодекс не знает, как и федеральное законодательство, такого института как «экономические преступления. Он не содержит отдельной главы, объединяющей составы преступлений, образующих группу «экономических преступлений», в том смысле, в котором это понятие трактуется отечественной доктриной уголовного права. Такие составы разбросаны по отдельным разделам и главам Кодекса и, таким образом, не образуют единой системы. Составы, которые мы можем отнести к числу «экономических преступлений», находятся в следующих разделах и главах УК Калифорнии:
- раздел 7 «Преступления против правосудия», главы 9 «Преступные доходы» и 10 «Отмывание денег»;
- раздел 10 «Преступления против общественного здоровья и общественной безопасности», параграфы 387 «Сокрытие опасных видов предпринимательской деятельности», 395 «Распространение ложных слухов с целью воздействовать на цены»;
- раздел 12 «Преступления против государственной собственности и государственных доходов», параграфы 428 «Воспрепятствование сбору доходов», 431 - «Продажа лицензий и квитанций об уплате налогов»;
- раздел 13 «Преступления против собственности», параграф 499c «Коммерческая тайна», глава 10 «Преступления против застрахованного имущества и использование доходов от сбора налогов и лицензионной платы», страхователей».
Как правильно замечено, в УК Калифорнии закреплен ряд статей, не известных российскому уголовному законодательству. Это, например, «преступления против застрахованной собственности и страховщиков»[29].
Исходя из анализа структуры Особенной части УК Калифорнии, можно сделать предположение, что отмеченный подход законодателя обусловлен пониманием уголовного закона как способа охраны публичных (“public”) интересов государства, общества и личности. В то же время собственно экономические отношения, в соответствии с традиционно преобладающей в США либеральной доктриной, относятся исключительно к сфере частных (“private”) интересов, охраняемых иными, а не уголовно-правовыми средствами.
Отмывание преступных доходов. В настоящее время отмывание преступных доходов вышло на первый план из группы экономических преступлений в связи с бурным повсеместным распространением, в том числе и в США.
Согласно Закону о контроле над отмыванием денег 1986 г. (ЗКОД), отмывание денег – «кровь жизни» в сфере торговли наркотиками и организованной преступности – было объявлено федеральным преступлением. Данный закон (пар. 1956) был включен в раздел 18 федерального Свода законов.
Отмыванием денег признается «осознанное участие в финансовой сделке с доходами от какой-либо формы незаконной деятельности либо с намерением способствовать продолжению особой незаконной деятельности» (пар. 1956 (а)(1)(А)(1), либо с целью сокрытия характера, местонахождения, источника, владения или контролирования нелегальных доходов» (пар. 1956 (а)(1)(В)(0). В свою очередь «особая незаконная деятельность» определена как деятельность, включающая в себя широкий список законодательно очерченных преступлений (пар. 1956 (с)(7).
Сюда входит подделка банковский документов, ведение нелегального игорного бизнеса, мошенничество по почте и телеграфу, торговля наркотиками и др[30].
Напомним, что у американцев существует другая трактовка соучастия и его форм. Согласно пар. 2 Свода законов (Разд. 18) исполнителями (principals) признаются не только собственно исполнители, но и подстрекатели, пособники и организаторы. Другие же лица являются "пособниками после факта совершения преступления". Поэтому отмыванием денег является не только легализация денег незаконного происхождения или сокрытие источника средств (или самого существования средств), но и другие действия «с намерением способствовать»…
Занимаются отмыванием денег, по свидетельству американских специалистов, как правило, хорошо развитые преступные группировки, торговцы наркотиками и террористы[31].
ЗКОД позволил эффективно бороться с многочисленными случаями дробления финансовых операций на суммы, не превышающие 10 тысяч долларов.
Названный закон криминализировал и международное отмывание денег. Под последним понимается перевозка или передача денежных средств или фондов в международном масштабе с целью способствовать выполнению особой незаконной деятельности либо с целью скрыть или замаскировать характер, местонахождение, источник, владение или контролирование нелегальных доходов.
В результате были криминализированы действия, направленные на сокрытие существования, незаконных источников либо незаконного использования доходов с представлением этих доходов как легальных. Закон своим острием направлен прежде всего на борьбу с профессиональными отмывателями денег.
Значительные усилия в борьбе с отмыванием преступных доходов были намечены в новом федеральном законе Patriot Act, принятом в США в октябре 2001[32]. Закон был принят после террористических актов 11 сентября против Соединенных Штатов Америки и направлен на борьбу с терроризмом на ряде фронтов, включая использование террористами международных финансовых сетей для финансирования своей деятельности.
Согласно этому закону банковские учреждения Соединенных Штатов Америки больше не могут непосредственно предоставлять корреспондентские счета иностранным банковским холдингам. В законе от банков также требуется предпринять меры для предотвращения использования корреспондентских счетов для косвенных банковских услуг таким банковским холдингам. Начиная с 25 декабря 2001 г. – даты вступления в силу нового закона - банковским учреждениям Соединенных Штатов Америки будет запрещено непосредственно предоставлять корреспондентские счета иностранным банковским холдингам, и от них требуется предпринять меры для предотвращения использования корреспондентских счетов для косвенных банковских услуг таким банковским холдингам. В дополнение к этому от банковских учреждений потребуется вести учет владельцев иностранных банков, которым они предоставляют корреспондентские счета, и агентов иностранных банков для вручения судебных повесток[33].
УК Калифорнии имеет две особенности, присущие нормам об уголовной ответственности за незаконное извлечение доходов и их легализацию.
Первая особенность заключается в разделении понятий извлечения незаконных доходов и отмывания (легализации) незаконно полученных доходов и установления уголовной ответственности за каждое из этих преступных деяний в отдельности.
В соответствии с п. «а» параграфа 186.2. УК Калифорнии под «деятельностью, направленной на извлечение преступных доходов» понимается «любое действие, осуществленное или предпринятое к осуществлению, а также любой вред, причиненный финансовым доходам или преимуществам, которые могут быть квалифицированы как преступление в соответствии с любой из ниже перечисленных норм». За этим следует перечень норм особенной части УК, устанавливающих ответственность за совершение различных имущественных преступлений, начиная с кражи и заканчивая отмыванием денег.
Обращает на себя внимание тот факт, что калифорнийский законодатель связывает деятельность, направленную на извлечение преступных доходов, прежде всего с организованной преступностью. Этот вывод следует из того, что в п. «д» того же параграфа 186.2. содержится понятие организованной преступности: «преступность, которая обладает качеством законспирированности и организованной природой и которая (1) осуществляет поддержку реализации незаконных товаров и услуг, таких как наркотики, проституция, порнография, азартные игры, вымогательство кредитов, или (2) через координацию и планирование индивидуальных (преступных) действий контролирует такие преступные виды деятельности, как поджог с целью извлечения прибыли, воздушное пиратство, страховые мошенничества, контрабанда, оборот похищенных транспортных средств, или систематически обременяет предпринимательские активы с целью обмана кредиторов».
Неразрывная связь институтов преступных доходов и отмывания денег с организованной преступностью следует также из того факта, что главы 9 и 10 раздела 7 Уголовного кодекса Калифорнии были инкорпорированы в него в качестве специальных мер по борьбе с организованной преступностью. В соответствии с указанием параграфа 186, нормы, составляющие главы 9 и 10, могут цитироваться как «Акт штата Калифорния о контроле за доходами организованной преступности».
Важно также, что предметом рассматриваемых нами преступлений могут быть только преступно извлеченные доходы. Подобный подход отличался до недавних пор от подхода российского законодателя: в соответствии со статьей 174 УК РФ (в первоначальной редакции) предметом легализации, как известно, могли быть денежные средства и иное имущество, полученные не только преступным, но и иным незаконным путем, т.е. вследствие совершения гражданского или административного правонарушения. Как известно, новым законом от 7 августа 2001 г. редакция данной статьи была изменена[34].
Самостоятельный характер рассматриваемых норм определяет более глубокую нормативную разработку институтов извлечения преступных доходов и отмывания денег, включающую в себя также ряд процессуальных норм.
Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Понятия, через которые раскрывается легальное определение «отмывание денег», трактуются в пяти пунктах самостоятельного параграфа – 186.9. В совокупности с понятием отмывания денег, содержащимся в п. «а» параграфа 186.10., они почти не оставляют вопросов о предмете и объективной стороне данного преступления.
В соответствии с п. «а» пар. 186.10. «любое лицо, которое осуществило или предприняло попытку осуществить перевод («transaction»), или более чем один перевод в течение 24-х часов, («transaction»), или более чем один перевод в течение 24-х часов, валютных ценностей («monetary instrument») общей стоимостью, превышающей пять тысяч долларов США, с использованием одного или несколько финансовых институтов (1) с целью способствовать, управлять, упрочивать, развивать или облегчить способствование, управление, упрочивание, развитие любой преступной деятельности либо (2) [достоверно] зная, что валютные ценности представляют собой доходы от преступной деятельности, либо извлечены прямо или косвенно из доходов от преступной деятельности, виновно в отмывании денег».
В параграфе 186.9. законодатель следующим образом раскрывает основные понятия института отмывания денег. Под «финансовым институтом» понимаются различные виды финансово-кредитных организаций, а также страховые конторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п., осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие место нахождения в штате Калифорния.
Под переводом («transaction») понимается помещение на депозит, отозвание, трансферт, депонирование, выдача займа, передача в залог, осуществление платежа, обмен денежных средств, иных валютных ценностей, а также передача средств с использованием электронных, магнитных, телеграфных или ручных средств связи осуществленное финансовыми институтами, либо через них, либо для них.
Под валютными ценностями («monetary instrument»), т.е. предметом преступления, понимаются валюта или денежные знаки США; валюта или денежные знаки другой страны; банковские и иные чеки, векселя, акции, а также иное имущество, могущее быть предметом имущественной биржевой сделки или передача которого во владение обусловлена соблюдением формальностей; платиновые, золотые или серебряные слитки и монеты; бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды1.
Таким образом, в УК Калифорнии предмет преступления значительно сужен по сравнению с российским уголовным законом, причем одновременно по обеим своим характеристикам: по способу приобретения имущества и по видам имущества.
За отмывание денег устанавливается уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок не более одного года, либо штрафа в размере не более 200 000 долларов США, либо штрафа в двойном размере от суммы переведенного имущества, в зависимости от того, какой размер штрафа будет выше, либо лишением свободы и штрафом.
2.3.Налоговые преступления.
В литературе, посвященной проблеме налоговых преступлений, в целом дается высокая оценка налоговому законодательству США[35]. Налоговому законодательству посвящен раздел 26 Свода законов США. Здесь же в одном из четырех разделов главы 75 содержатся и уголовно-правовые нормы.
Пар. 7201 устанавливает уголовную ответственность всякого, кто «сознательно пытается тем или иным способом уклониться от уплаты налогов, предписанных к выплате..."
С объективной стороны данное преступление образуют «существование дефицита налоговых выплат», «утвердительный акт, включающий факт уклонения от уплаты налогов или попытку совершения такого действия», а с субъективной – «умышленность действия».
В судебной практике разъясняется, что «утвердительный акт требует большего, чем пассивной невозможности заполнения налоговой декларации и напротив, не требует активного действия с целью обмануть или скрыть». Всякий «утвердительный акт представляет собой действие с целью введения правительства в заблуждение или сокрытие фондов для избежания уплаты точно установленной недостающей суммы»[36].
В деле Спайс против Соединенных штатов Верховный Суд США разъяснил, в частности, что «факт утвердительной преднамеренной попытки может быть заключен из того, что имеется двойная бухгалтерия, куда заносятся фальшивые сведения, или фальшивые счета, или документы, уничтожение книг или записей, сокрытие имущества или источника доходов, и такое ведение дел, при котором можно избежать учета»[37].
В рамках названной главы содержатся еще 14 составов налоговых преступлений. В их числе в качестве основных можно назвать следующие. Пар. 7202 предусматривает «намеренный пропуск сбора и уплаты налогов». Пар. 7203 говорит о «намеренном пропуске подачи налоговой декларации». Это также «подача ложного заявления или пропуск подачи заявлений сотрудников» (пар. 7204); «обман или недостоверное заявление» (пар. 7206); «представление недостоверной декларации, заявления или иной документации, представление ложных заявлений покупателей. имеющих отношение к налогам» (пар. 7207).