Выбор наилучшего решения
Критерием выбора наилучшего решения является величина отдачи для организации. Отдача представляет собой разницу между выходом и входом действия.
Выход представляет собой доход, возникший в результате какого-либо вида деятельности, оцениваемый посредством программы сбыта продукции; входом являются затраты по каждому виду деятельности. Разница между выходом и входом по каждому из вариантов предложений представляет собой отдачу, или эффект предложения. Если имеются данные по отдаче каждого из предлагаемых вариантов действий, можно сравнить каждый вариант с существующими действиями, или, другими словами, определить эффективность вариантов действий [9].
Руководитель (ЛПР) часто оказывается в такой ситуации, когда невозможно достоверно предсказать величину входов и выходов различных действий. Это вносит элемент риска в процесс выработки решений. В любом случае должны быть сделаны, по крайней мере, грубые оценки выхода и входа для прогнозирования приближенной величины отдачи от предлагаемых альтернатив [9].
При выборе наилучшего варианта решения необходимо всегда принимать во внимание его осуществимость или реалистичность. Част отсутствие или несвоевременное получение необходимых для осуществления решения условий - технологии, кадров, оборудования, финансовых средств – препятствует его практической реализации. По этой причине некоторые решения в конкретных ситуациях неосуществимы и их следует отвергнуть [9].
& Задание для самостоятельной работы.
1. При возникновении проблемной ситуации наблюдается тенденция предлагать решения без тщательного анализа причин. Чем вы объясните эту тенденцию? [9]
2. Когда ЛПР не находит готового решения проблемы и выбирает то решение, которое, по его мнению, является наиболее подходящим, какое влияние такой подход окажет на ожидаемую отдачу? Некоторые проблемы, такие как проблема рака, в настоящее время не имеют решения; приведите примеры аналогичных неразрешимых проблем организации [9].
Список литературы
[1] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.— М.: Дело, 2001.—800 с.
[2] Дафт Р.Л. Менеджмент.— СПб.: Питер, 2001.— 832 с.
[3] Глухов В.В. Менеджмент: Учебник.— СПб.: Издательство «Лань», 2002.— 528 с.
[4] Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. М.: Логос, 2000.— 296 с.
[5] Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / В.С.Анфи-латов, А.А.Емельянов, А.А.Кукушкин; Под ред. А.А.Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
[6] Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 140 с.
[7] Венделин А.Г. Процесс принятия решения.— Таллин: Изд-во «Валгус», 1973.—216 с.
[8] Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Экономика, 1984. —168 с.
[9] Янг С. Системное управление организацией. — М.: Советское радио, 1972. — 456 с.
[10] ГОСТ Р ИСО 9000—2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
[11] МИ 2365-96 Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения.- ГП «ВНИИФТРИ» Госстандарта России, 1996. - 34 с.
[12] Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. И.И. Мазура.- М.: Высшая школа, 2003.- 555 с.