Важность физического контакта
Прижимая ребенка вплотную к своему телу, вы невольно передаете ему некие импульсы ваших мышц, неосознанные вами сигналы. Я, к примеру, заметила, что мой сын лучше «ходил по-большому», когда я держала его (еще маленького) на руках и глубоко дышала животом. Его спина была прижата к моему животу, и мои глубокие вдохи – выдохи, очевидно, работали как дополнительные «намекающие знаки» и помогали ребенку расслабиться. Очень многие родители подтверждают эффективность такой дополнительной помощи. По словам некоторых матерей, их с ребенком ритмы каким-то образом синхронизируются, и они часто хотят в туалет в одно и то же время. Наш отец, высаживающий Эйдана на прогулках в нашем саду, тоже отмечал, что им часто «хотелось» одновременно.
Кстати, в некоторых индейских племенах, где телесные функции не окутаны облаком стыда, взрослые и дети преспокойно «ходят» рядом в одном и том же месте. Я не призываю к подобным опытам, я хочу только пояснить, что детишки очень чувствительны, и контакт с телом взрослого сообщает им дополнительную информацию о мире. Когда дети находятся в «ручной фазе» (до 6-8 месяцев), их физическое состояние тесно переплетено с импульсами матери, они словно являются одним целым. Каждое действие матери, ее ощущения, ее движения – все передается этим маленьким восприимчивым созданиям. Этот древний язык, на котором человечество разговаривает миллионы лет, доносит до детей информацию более полно, объемно и быстро, чем какой – либо другой.
Не все матери используют «намекающие звуки». Некоторым достаточно «объяснить» ситуацию собственными движениями и жестами. Физический контакт (например, разговор «вдохом и выдохом») эффективен даже в тех случаях, когда он не сопровождается звуком.
В племенах индейцев Унипат (на самом севере Аляски) мамы вместо намекающего звука нежно дуют ребенку на макушку. В некоторых странах матери поглаживают ребенку ножки или дуют на область гениталий. В своей книге «Древняя мудрость рождения из разных стран мира» Джудит Голдсмит рассказывает о племени Бафут из Камеруна. Когда мама из племени Бафут хочет предложить ребенку пописать, она покачивает малыша из стороны в сторону, а когда надо сделать «по-большому», она просто неподвижно держит ребенка над полом в специальной позе.
Само по себе освобождение от одежды дает определенные тактильные ощущения и работает как дополнительный «намек». Для детишек из племен северо-американских индейцев простого освобождения от теплой одежды бывает достаточно для того, чтобы начать «делать». Мой сын Эйдан, возвращаясь с прогулки, тоже воспринимал раздевание как часть ритуала «пописать».
Разговор на языке жестов.
Родители глухих детей, а также глухие родители слышащих детей могут разговаривать с малышами на языке жестов. Подобные коммуникации начинаются в возрасте от 2 до 10 месяцев, причем разговор может быть осмысленно налажен еще раньше, чем у слышащих людей.
Специальные жесты дают особое преимущество и для слышащих людей тоже, они могут использовать их в дополнение к другим видам коммуникации. В соответствии с Джозефом Гарсией, автором книги «Говори с ребенком жестами», 1999г., «Коммуникация жестами и специальными знаками может быть успешно налажена с восьми месяцев, в то время как обычный разговор начинается в период от 16 до 18 месяцев».
В мире есть несколько официально признанных языков жестов. В Северной Америке наиболее распространен Американский Язык Жестов (АЯЖ). Некоторые родители изобретают свои собственные знаки, а другие учат детей общепринятым, т.к. в их представлении это все равно что обучить ребенка еще одному языку. В любом случае дополнительные «объяснялки» идут на пользу взаимопониманию взрослого и малыша.
На Американском Языке Жестов знак, обозначающий «туалет» выглядит так: надо сложить ладонью фигу, опустить локоть вниз и покачать рукой влево-вправо.
(Подпись к фото на стр. 134: Американский знак, обозначающий «туалет» на языке жестов).
Важность постоянства.
Какой бы сигнал вы не выбрали, важно придерживаться одной линии (по крайней мере, поначалу). Частая смена «намекающих знаков» может запутать вашего малыша. Намекающие звуки и жесты - это практически еще один язык, на котором вы говорите с малышом, и поэтому здесь очень важно постоянство. По мере того, как ребенок растет, намекающий язык может спонтанно меняться – например, по вашему желанию или потому, что ребенок изобрел свой звук или жест.
Даже если у вас нет возможности в данную минуту высадить ребенка (например, во время путешествия), все равно покажите малышу, что вы его понимаете, сохраняйте коммуникацию и контакт. Я ошибочно полагала до трех месяцев, что мой сын не может еще высаживаться над горшком или умывальником, но зато говорила «а-а» каждый раз, когда маленький ходил» по-большому». Это именно мой сын объяснил мне, что на самом деле он все понимает, принимаясь за «дела» после звука «а-а». Только после этого я и начала высаживать его целенаправленно! И когда я поняла, что теперь-то его уже можно носить для высаживания даже в туалет, мой ребенок охотно откликался на специальные позы, намекающие звуки и мои глубокие вдохи – выдохи. Если поначалу иногда мы использовали тканевые подгузники, то теперь в них не было необходимости. Чуть попозже я узнала, что начинать целенаправленно высаживать можно было с рождения.
Когда маленький сигналит: «нет!».
В раннем начале обучения все мы так или иначе делаем ошибки. Иногда мы не замечаем намеков, а иногда высаживаем детей тогда, когда они не хотят. Ничего страшного: мы всего лишь предлагаем! Малышок должен сам решить, нужно ли ему или ей в данный момент такое предложение.
Малыши способны ясно объяснить, что сейчас им не хочется. Они показывают отсутствие интереса так: отворачиваются, отводят свои глаза. Если мама не догадается, ребенок может терпеливо и спокойно ждать. Чуть попозже ребенок объяснит более отчетливо: выгнет спинку или будет упираться ногами и взмахивать руками, словно пытаясь удалиться. Он также может жаловаться звуками или словами, изворачиваться или недовольно хмурить лицо.
(Прим. от переводчика. – А моя дочка в возрасте год и месяц освоила классический сигнал «нет» в виде качания головой из стороны в сторону).
Чтобы не расстраивать ребенка, реагируйте на слово «нет» достаточно быстро. Лучше всего отказаться мгновенно и мягко ,чтобы не создавать неприятных ассоциаций. Даже покладистые и спокойные малыши могут начать раздражаться, если вы настаиваете на высаживании, в то время как им действительно не надо! Подобная настойчивость неуместна, т.к.может привести к полному отказу высаживаться. Доверяйте своему малышу, не держите его подолгу в специальной позе. Уважайте детское слово «нет», откликайтесь на него мягко и охотно. Вы всего лишь предложили! Лучше действительно повторить попытку попозже.
(Подпись к фото на стр. 135: Этому ребенку сейчас не нужно. Он показывает отсутствие интереса: отворачивается, отводит свои глаза. Если мама не догадается, ребенок может спокойно подождать несколько минут, а потом объяснит более отчетливо: выгнет спинку или будет упираться ногами).