Определение целей организации (этап 1)
Лекция 6
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1. Определение целей организации
2. Выявление проблем организации
3. Анализ проблем и постановка диагноза
4. Поиск решения проблем
5. Выбор наилучшего решения
6. Задание для самостоятельной работы
Процесс формирования решений в организации представляет собой последовательный ряд этапов или действий. Общего мнения о количестве и составе этапов, из которых состоит процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения, не существует. Это объясняется различием тех обстоятельств, в которых принимаются решения, предпочтениями ЛПР, особенностями организации и т.д. Так или иначе, этапы, которые мы далее рассмотрим, включают в себя все основные действия по формированию системы управления в организации.
Будем рассматривать процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения состоящим из девяти этапов [9].
Этап 1. Определение целей организации.
Этап 2. Выявление проблем в процессе достижения этих целей.
Этап 3. Анализ проблем и постановка диагноза.
Этап 4. Поиск решения проблемы.
Этап 5. Выбор наилучшего решения.
Этап 6. Согласование решений в организации.
Этап 7. Утверждение решения.
Этап 8. Подготовка к вводу решения в действие.
Этап 9. Управление применением решения.
Этап 10. Проверка эффективности решения.
Определение целей организации (этап 1)
Определение целей организации само является процессом выработки решения. Напомним, что цель – это ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени [5].
Эффективно разработанные цели организации представляют собой иерархическую структуру: достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня [2].
Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия [1]. Миссия обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и разработки планов достижения этих целей.
В зависимости от масштабности целей, сроков их достижения различают стратегические, тактические и оперативные цели.
За достижение стратегических целей обычно отвечает высшее руководство, тактических – менеджеры среднего звена, оперативных – менеджеры первой линии и рядовые сотрудники [2].
ó Пример. Пример иерархии целей производственного предприятия см. в [2] – стр. 219.
Цели организации на всех уровнях иерархии должны обладать следующими характеристиками.
1. Конкретность и измеримость. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает базу для оценки эффективности текущей работы организации, основу для определения степени достижения поставленных целей [1].
ó Пример. Примеры постановки конкретных и измеримых целей см. в [1] – стр. 296.
2. Ориентированность во времени (конкретность горизонта прогнозирования). Следует определить не только, что предприятие хочет осуществить, но и когда должны быть достигнуты определенные результаты. Выделяют долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (в пределах года) цели [1].
3. Достижимость. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху, снижает мотивацию их труда [1, 12].
4. Гибкость. Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей организации. Это обеспечивает реализуемость целей [12].
5. Согласованность и взаимная поддерживаемость. Множественные цели предприятия должны быть согласованными и взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, направленные на достижение одной цели, не должны противоречить достижению другой. Неучет этого фактора ведет к возникновению конфликтов между подразделениями [1, 12].
6. Выгодность для всех членов организации. Люди работают в организации с целью удовлетворения своих потребностей и увеличения своего личного благосостояния. Нельзя рассчитывать на их эффективное участие в любой деятельности, если не принимать во внимание личную заинтересованность работников (получение вознаграждения, повышение в должности и др.) в достижении целей организации [9].
7. Соответствие объявляемых (юридически установленных) целей организации ее истинным (фактическим или действительным) целям [7]. Только это способствует достижимости целей. Определение целей должно быть не чем иным, как честным усилием членов организации сформулировать то, к достижению чего они стремятся [9].
8. Разделение целей и средств их достижения [9]. Например, для предпринимательской организации выделяют две цели: прибыль и доля в рынке сбыта продукции. Однако лишь прибыль может быть превращена в приращение выгод для членов организации, и только ее можно рассматривать в качестве конечной цели организации. Доля в рынке сбыта является лишь средством достижения этой цели и кроме того, не обязательно приводит к улучшению благосостояния членов организации [9].
Цели организации используются в практической деятельности руководителей как критерии при оценке альтернатив и выборе наилучшего решения. На рис.6.1 показана модель процесса управления по целям, которая включает в себя четыре стадии: постановку целей, разработку планов действий, контроль над движением к целям и оценку результатов деятельности [2].
Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [13]. У несоответствия может быть несколько причин. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие – для предотвращения возникновения события [13].
Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации [13]. У потенциального несоответствия может быть несколько причин. Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие – для предотвращения повторного возникновения события [13].
Если же, напротив, потенциальное событие благоприятно, то предпринимаемое в таком случае действие называют содействующим мероприятием [8].
Корректирующие, предупреждающие и содействующие мероприятия разрабатываются заранее и включаются в первоначальные планы действий в качестве его составных частей (стадия 2 на рис.6.1), а вводятся в действие на основании анализа и оценки продвижения к целям на стадии 3.
& Задание для самостоятельной работы.
1. Если оценивать цели организации исходя из мнений индивидуумов, проявляется тенденция считать благосостояние отдельных групп более важным по сравнению с другими. Почему? [9]
2. Благосостояние лиц и групп трудно определить и измерить, так как при этом в значительной мере проявляется субъективизм. С помощью какого экономического и политического механизмов можно измерить благосостояние индивидуумов? [9]
3. Возможно ли расхождение между целями организации и отдельных людей, составляющих данную организацию? Поясните. [9]
4. Каким образом можно установить фактически действующие цели организации? Какова вероятность совпадения действующих и провозглашенных целей? [9]
5. Предположим, вы занимаете должность руководителя среднего по размерам агентства недвижимости. Будете ли вы пользоваться управлением по целям? Если да, приведите примеры целей, которые вы бы поставили перед своими менеджерами и торговыми агентами. [2]