Техника построения тестов

Отечественный исследователь В. П. Беспалько рассматривает конструирование педагогических тестов на четырех уровнях в соответствии с четырьмя уровнями обученности испытуемых.

На уровне знакомства должны использоваться тесты по узнаванию, т.е. отождествлению объекта и его обозначения. Такими тестами могут стать задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий. Тесты на опознание достаточно просты, они должны привести в результате к одному из альтернативных ответов: да – нет, относится – не относится, согласен – не согласен. Тесты на различение более сложные, от предыдущих отличаются тем, что их выполнение осуществляется в условиях выбора правильного решения среди имеющихся различных вариантов.

На втором уровне, уровне репродукции, наиболее простыми являются тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста. Здесь возможны также конструктивные тесты, в которых учащимся в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков. Пример: «Что такое галлюцинация?».

В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи. Это такие задачи, условия которых позволяют «с места» применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос. Именно необходимость поисковой деятельности исключается в типовых задачах, так как условия в них формулируются близкими к тем, которые имели место в учебной обстановке, а для их решения можно воспользоваться готовым алгоритмом или формулой. Например, тест «Является ли слово «белизна» существительным?» может служить примером типовой задачи, так как отнесение различных слов к определенным частям речи требует использования определенного правила (разрешающей процедуры). Эти правила применяются здесь непосредственно. В тех случаях, когда условия задачи не позволяют непосредственно усмотреть то правило, которое может быть использовано для получения необходимого ответа, и требуется соответствующее предварительное преобразование условий задачи или самого правила, мы имеем дело с нетиповой задачей. Примером нетиповой задачи может быть следующая: «Образуйте из слова «белый» другие возможные части речи». Деятельность в данном случае не регулируется однозначно правилами, а требует их преобразованного применения. Это уже тест третьего уровня.

При выполнении тестов второго уровня учащимся демонстрируется только знание способов деятельности применительно к разобранным в процессе обучения ситуациям. Учащийся, воспроизводя сообщенные ему правила действия на типовых примерах, никакой новой информации самостоятельно не получает.

Третьему уровню соответствуют задания, содержащие продуктивную деятельность, в процессе которой необходимо использовать знания-умения. Тестами третьего уровня могут стать нетиповые задачи на применение знаний в реальной практической деятельности. Условия задачи формулируются близкими к тем, которые имели место в реальной жизненной обстановке.

Решение задачи третьего уровня сводится в сведении ее к типовой задаче путем очистки от привходящих обстоятельств, рассеивающих внимание, и нахождения скрытых в ней дополнительных условий.

При решении тестов этого уровня учащийся не просто оперирует имеющейся информацией о способах деятельности, но и получает субъективно новый результат, который раньше не был ему известен. В ходе выполнения тестов третьего уровня учащийся каждый раз решает для себя вопрос, как использовать известный ему способ деятельности в новой ситуации. Он не просто применяет этот способ действия в известной обстановке, как в тестах второго уровня, а каждый раз преобразует его в связи с необычной ситуацией, осуществляет поиск метода решения, а не только результатов.

Тесты четвертого уровня – это проблемы, решение которых есть творческая деятельность, сопровождающаяся получением объективно новой информации. Тестами четвертого уровня выявляется умение учащихся ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях.

Тест имеет задание и эталон, по которому сравниваются ответы учащихся. При конструировании тестов четвертого уровня трудно предусмотреть эталон, так как предполагается, что результат предстоит получить объективно новый. Если метод получения результата известен, то данный тест становится тестом третьего уровня, то есть с получением лишь субъективно нового результата.

В качестве проблем для создания тестов четвертого уровня рекомендуется выбирать такие, которые могут быть разрешены существующими средствами современной науки, уже хорошо «просматриваются» методически и стоят на повестке дня. В решении таких проблем проявляется научная эрудиция испытуемого, умение выдвигать и проверять обоснованные гипотезы, применять соответствующие методики исследования, прогнозировать возможные трудности.

Проблемные ситуации в тестах четвертого уровня создаются двумя способами.

Во-первых, в учебных целях применяются уже исследованные проблемы, решение которых широко не опубликовано. В этом случае найденное в публикациях решение проблемы может стать эталоном теста четвертого уровня. Этот путь создания тестов пригоден лишь в студенческих учебных условиях, но не пригоден для поступающих в аспирантуру. Именно этим должны отличаться диссертации на соискание ученой степени бакалавра наук от кандидатских диссертаций.

Во-вторых, в качестве задания теста четвертого уровня может быть проблема, еще не получившая своего разрешения. В качестве эталона используется созданная экспертами методика разрешения сформулированной проблемной операции, хотя решения в деталях теста-проблемы еще нет.

Основные понятия по теме

ВАЛИДНОСТЬ [< англ. valid – пригодный] – один из основных критериев качества измерения, валидность понимается как точное соответствие содержания задаваемой контрольным заданием (тестом) пробы смыслу и содержанию выявляемого признака.

ТЕСТ [< англ. test – испытание, исследование] – определенные задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого; степень успеха или неудачи в таких заданиях оценивается количественно.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чём специфика метода тестирования?

2. Перечислите типы тестирования.

3. Раскройте виды тестовых заданий.

4. Охарактеризуйте критерии качества измерений в общественных науках: объективность, надежность, валидность.

5. В чём сущность построения тестов различного уровня?

Наши рекомендации